Игры на развитие внимания у младших школьников

Развивающие игры для учащихся начальных классов

Игра «Искажённый текст»

Цель: развитие внимания.

Описание. Педагог просит детей быть очень внимательными, затем медленно читает небольшой текст. После короткой паузы текст прочитывается повторно, но в нём намеренно внесены искажения. Задача детей - найти отличия второго варианта от первого. По ходу чтения при обнаружении искажений дети сразу же поднимают руки и называют их. Более двух текстов за один раз давать не рекомендуется.

Текст 1

Вариант а

Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там было ему темно и душно.

Саше не слышно было, прошла ли гроза.

Сиди, Саша, всегда в шкафу за то, что ты трус.

(Л. Толстой.)

Вариант б

Саша был трусливый. Была гроза и гром. Саша влез под кровать. Там было ему темно и душно.

Саше не слышно было, прошла ли гроза.

Сиди, Саша, всегда под кроватью за то, что ты трус.

Текст 2

Вариант а

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.

Отец пришёл и спросил:

- Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Я.

Отец сказал:

- Спасибо, что правду сказал.

(Л. Толстой.)

Вариант б

Мальчик бегал и разбил нечаянно дорогую вазу. Никто не видал.

Отец пришёл и спросил:

- Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Я.

Отец сказал:

- Спасибо, что признался.

Текст 3

Вариант а

Утром первоклассник Толя вышел из дома. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья.

Испугался мальчик, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно...»

Тут он увидел Сашу, стоявшего под липой. Саша жил рядом. Он тоже собрался в школу и тоже испугался.

Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.

Вьюга выла, свистела, но она уже не была страшной.

(В. Сухомлинский.)

Вариант б

Утром второклассник Толя вышел из дома. На дворе была вьюга. Грозно шумели кусты.

Испугался мальчик, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно...»

Тут он увидел Мишу, стоявшего под липой. Миша жил рядом. Он тоже собрался в школу и тоже испугался.

Мальчики поздоровались друг с другом. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.

Вьюга выла, шипела, но она уже не была страшной.

Текст 4

Вариант а

К Витиному брагу пришёл товарищ. Он бросил на стул шапку и сказал:

- Потерянный у меня день!

Товарищ ушёл. Витя спросил у брата, как это может потеряться день. Брат сказал, что дни одинаковые по времени, но разные по делам. Тот день, когда человек не сделал полезного дела, ничему не научился, можно считать потерянным днём.

С тех пор Витя вечером рассказывал брату, чем занимался, и спрашивал, не потерянный ли у него день.

(По В. Осеевой.)

Вариант б

К Витиному брату пришёл друг. Он бросил на стул куртку и сказал:

- Потерянный у меня день!

Товарищ ушёл. Витя спросил у брата, как это может исчезнуть день. Брат сказал, что дни одинаковые по времени, но разные по делам. Тот день, когда человек не сделал полезного дела, ничему не научился, можно считать потерянным днём.

С тех пор Витя утром рассказывал брату, чем занимался, и спрашивал, не потерянный ли у него день.

Текст 5

Вариант а

Горел дом. А в доме остался ребёночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:

- Я войду.

Ему сказали:

- Сгоришь.

Солдат сказал:

- Два раза не умирать, а раз не миновать.

Вбежал в дом и вынес ребёночка.

(Л. Толстой.)

Вариант б

Горела изба. А в избе остался малыш. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:

- Я войду.

Ему сказали:

- Погибнешь.

Солдат сказал:

- Два раза не умирать, а раз не миновать.

Вбежал в дом и вынес ребёночка.

Текст 6

Вариант а

Собака лежала под сараем на сене. Корове хотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена - собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:

- Хоть бы сама ела, а то сама не ест и мне не даёт.

(Л. Толстой.)

Вариант б

Собака сидела под сараем на сене. Корове хотелось сенца, она подошла под сарай, засунула морду и только ухватила клок сена - собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:

- Хоть бы сама ела, а то сама не ест и никому не даёт.

Текст 7

Вариант а

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

-Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - отвечал мальчик.

- Мама? - удивилась подружка.

- Нет!

- Ну, тётя или знакомая?

- Да нет же, нет! - отвечал мальчик. - Это просто старушка.

(В. Осеева.)

Вариант б

По улице шли дети. А впереди них шла женщина. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мой портфель! - крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - отвечал мальчик.

- Мама? - удивилась подружка.

- Нет!

- Ну, няня или знакомая?

- Да нет же, нет! - отвечал мальчик. - Это просто старушка.

Игра «Знакомый»

Цель: развитие внимания, воображения, мышления.

Описание. Детям предлагается догадаться, о каком знакомом идёт речь в стихотворении.

ЗНАКОМЫЙ

Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Смотрю - навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем.

Мы - неразлучные друзья.

Визжим, и прыгаем, и скачем,

То он, то я, то он, то я.

Объятья, шутки, разговоры.

- Ну, как живёшь? Ну, как дела? –

Вдруг видим, кошка вдоль забора,

Как тень, на цыпочках прошла.

- Побудь со мной ещё немного. –

Но я его не удержал...

Педагог, предлагает детям высказать свои предположения относительно знакомого, о котором поведал автор.

- Гав! Гав! - сказал знакомый строго,

Махнул хвостом и убежал.

В. Берестов

Игра «Криптограмма»

Цель: развитие внимания, мышления.

Описание. Криптограмма в переводе с греческого означает «тайное письмо». В криптограмме зашифрован текст. Чтобы его расшифровать, нужно:

а) разгадать ключевые слова, зашифрованные с помощью чисел, опираясь на подсказки; каждому числу в криптограмме соответствует какая-либо буква;

б) записать под каждым числом ключевого слова соответствующую ему букву разгадки.

Таким образом можно разгадать код, с помощью которого нетрудно прочесть саму криптограмму. Для этого стоит только в саму криптограмму записать под числами соответствующие им буквы кода.

Игра «Нечистая сила»

Цель: развитие внимания, воображения.

Описание. Не дочитав последние две строчки стихотворения, педагог предлагает ребятам догадаться, кто в данном произведении подразумевается под нечистой силой.

НЕЧИСТАЯ СИЛА

В нашем доме часто стали

Совершаться чудеса:

С холодильника пропали

Как-то сыр и колбаса.

 

Может, это Домовой

Сыр отведал с колбасой?

 

А вчера к утру исчезло

Из бидона молоко.

Это, право, интересно:

Выпить столько нелегко.

 

Может, бабушка Яга

Захотела молока?

 

До обеда в сковородке

Дожидались нас лещи.

Что такое, что за шутки?

Их теперь ищи-свищи.

 

Может, это Царь Кощей

Съел зажаренных лещей?

 

Проследить решили с братом,

В доме нечисть есть иль нет.

Мы устроили засаду

И открыли, в чём секрет.

 

Нет, друзья, не полтергейст

Совершал на кухню рейс.

Вопрос: Кто подразумевается под нечистой силой?

Ответ: Это наша киска

По имени Ириска!

В. Сибирцев

Сказочная викторина для младших школьников с ответами

Цель: развитие внимания, памяти, быстроты реакции.

Описание. В достаточно быстром темпе детям предлагается ответить на вопросы викторины по сказкам.

• Настоящее имя Царевны-лягушки. (Василиса Премудрая.)

• Имя девочки, которой коровушка говорила: «Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - всё будет сработано». (Хаврошечка.)

• Имя непослушного братца Алёнушки. (Иванушка.)

• Кто помог зайчику выгнать лису из лубяной избушки? (Петух.)

• Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка.)

• Как называется самый известный сборник арабских сказок? («Тысяча и одна ночь».)

• В какой сказочной стране живет Шалтай-Болтай? (Зазеркалье.)

• Любимые грибы Бабы Яги. (Мухоморы.)

• Кому удалось собрать оброк с чертей? (Балде.)

• Кто летал на пушечном ядре? (Барон Мюнхгаузен.)

• Самый известный милиционер на свете. (Дядя Степа.)

• В кого превратилась Царевна-лягушка? (В Васшшсу Прекрасную.)

• Как звали мальчика, у которого жили игрушечные зверюшки: медвежонок, ослик, поросенок, кролик, сова и другие? (Кристофер Робин.)

• Самая несчастная птица из сказки Андерсена. (Гадкий утенок.)

• Петрушка, Василек, Хвощ, Колобок, Букашка, Сморчок, Синичка - чьи это имена? (Гномов.)

• Кличка крысы из сказки о приключениях Буратино. (Шу- шара.)

• Кто путешествовал в страну лилипутов и в страну великанов? (Гулливер.)

• Героиня, ставшая женой эльфа. (Дюймовочка.)

• Кому удалось рассмешить царевну Несмеяну? (Емеле.)

• Птица, чьи перья светятся ярким светом. (Жар-птица.)

• Многоглавый огнедышащий дракон. (Змей Горыныч.)

• Герой, который был помещён на шпиль самой высокой башни. (Золотой петушок.)

• В какой сказке есть молочная речка с кисельными берегами? («Гуси-лебеди».)

• Где спрятался уцелевший козлёнок из сказки «Волк и семеро козлят»? (В печке.)

• «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь!» Из какой сказки этот страшный зверь? («Заяц-хваста».)

• Какие цветы выращивали Кай и Герда? (Розы.)

• Сказка с фруктовыми и овощными жителями. («Приключения Чиполлино».)

• Как звали трёх медведей из сказки «Три медведя»? (Михал Иваныч, Настасья Петровна, Мишутка.)

• Как звали двух братьев-морозов из сказки «Два мороза»? (Красный нос, Синий нос.)

• Герои какой сказки жили у самого синего моря в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года? (Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».)

• Какую рыбу поймал Емеля? (Щуку.)

• Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку.)

• Чем угощала лиса журавля? (Манной кашей.)

• Имя сладкоежки, живущего на крыше. (Карлсон.)

• У какого кота в хозяйстве была корова по кличке Мурка? (У кота Матроскина.)

• Имя мальчика, который в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей? (Нильс.)

• Кем в итоге оказался Гадкий утёнок? (Лебедем.)

• За какими цветами отправилась в лес под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками.)

• Кто одолел Тараканище? (Воробей.)

• Какого роста был Конёк-Горбунок? (Три вершка.)

• В какой деревне разносит почту Печкин? (В Простоквашино.)

• Что подарил Винни-Пух ослику Иа-Иа на день рождения? (Горшок без мёда.)

• Как звали отца Буратино? (Карло.)

• Как называется сеть, в которую попала золотая рыбка? (Невод.)

• Как звали гуся, на котором совершил путешествие Нильс? (Мартин.)

• Какой титул носил Лимон из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»? (Принц Лимон.)

• Из какого инструмента сварил суп солдат в русской сказке? (Из топора.)

• Как звали сына царя Салтана? (Гвидон.)

• Кличка пуделя Мальвины. (Артемом.)

• Какого цвета волосы Мальвины? (Голубого.)

• В какой сказке зима встречается с летом? («Двенадцать месяцев».)

• Название города, в котором жил незнайка. (Цветочный.)

• Какое слово выкладывал Кай из льдинок? (Слово «вечность».)

• Кличка кошки Фрекен Бок. (Матильда.)

• Во сколько часов Золушка должна была вернуться с бала? (В 12 часов ночи.)

• Прибор, отличительная особенность Карлсона. (Пропеллер.)

• Дерево, украшенное золотой цепью. (Дуб.)

• Умывальников Начальник. (Мойдодыр.)

• Грозный разбойник, враг Айболита. (Бармалей.)

• Название сказки, в которой девушке удалось разрушить злые чары, наложенные на прекрасного принца, превращенного в чудовище. («Аленький цветочек».)

Похожие статьи:

Развивающие игры для учащихся начальной школы

Игра в фанты на тему: Сказки, 1-2 класс

Игры на развитие навыков общения младших школьников

Математические задания на развитие внимания у детей 6-8 лет

Игра танграм для младших школьников

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!