Раннее обучение ребенка музыке. Методика доктора Сузуки
Многие родители хотят всесторонне развивать своего малыша с самого рождения. Родители хотят начать обучать ребенка музыке, математике, письму, чтению как можно раньше. Но как при этом не навредить ребёнку? Для этого мы обратимся к педагогическим идеям опытных педагогов.
Музыкальная академия доктора Сузуки
Музыкальность — это не врожденный талант, а способность, которая, как и всякая другая способность, может быть развита. Любой ребенок может стать музыкальным — это не сложнее, чем научиться говорить на родном языке.
Ш. Сузуки
Как происходит «рождение таланта»
Зарождение своего уникального метода Сузуки относил к тому моменту, когда открыл для себя факт, что дети с невероятной легкостью овладевают как иностранным, так и родным языком. Если так, то почему бы не попытаться с самого раннего возраста обучать детей музыке, в том числе игре на скрипке и других музыкальных инструментах, причем не индивидуально, а в группах? При этом доктор Сузуки исходил из убеждения, что малыши любят подражать и, увидев, как играют профессиональные скрипачи, непременно захотят копировать их движения. Свой метод будущий педагог назвал достаточно образно — «Рождение таланта».
В это трудно поверить, но Шиничи Сузуки удалось успешно реализовать свою идею. Уже через несколько лет занятий был создан ансамбль маленьких скрипачей — сначала из десяти, а позже из двадцати и более малышей. Четырех- и пятилетние музыканты на крошечных скрипочках чисто и синхронно играли концерты Вивальди, а также музыку, специально написанную для них учителем.
В чем же состояла суть метода маэстро Сузуки? Вот три основных положения. Во-первых, он верил в музыкальные способности любого человека, считая, что люди делятся не на музыкальных и немузыкальных, а на тех, кому родители и педагоги смогли привить любовь к инструменту, и тех, в ком не разглядели музыкальные способности.
Второе положение связано с искренним желанием помочь малышам — любовь к детям стала важнейшей составляющей метода. Ведь известно, что дети необычайно тонко чувствуют фальшь, неискренность в отношениях с ними. Человеку, который равнодушен к детям, не в состоянии любить их искренне и бескорыстно, добиться успеха практически невозможно.
Третье положение — привлечение к работе родителей. Без участия пап и мам, бабушек и дедушек, т. е. людей, которые больше других знают и понимают своего ребенка, метод не действует. В чем состоит это участие? Рекомендации просты: регулярно посещать уроки музыки, заниматься с детьми дома, а лучше всего и самим учиться играть на скрипке, чтобы понять тонкости методики.
Разумеется, многое в системе Сузуки было связано (как это чаще всего бывает) с личностью самого учителя. Ведь занятия с самыми маленькими — сложная и хрупкая сфера педагогики, требующая большой деликатности и терпения. Поэтому личность учителя при попытках идти по пути Сузуки имеет если не определяющее, то очень важное значение.
И еще одна, возможно, самая главная мысль Шиничи Сузуки: воспитание отнюдь не сводится лишь к овладению музыкальными навыками, оно имеет в виду саму судьбу маленького человека, который осознанно вступает в большой мир.
Биография доктора Шиничи Сузуки
Шиничи Сузуки родился в Нагойе 17 октября 1898 года. Его отец, Масакиши, был скрипичным мастером, основавшим в 1888 году скрипичную фабрику. В 1916 году Сузуки окончил Коммерческую школу в Нагойе, после чего отправился в Токио, чтобы брать уроки игры на скрипке у известного в то время музыканта Коха Андо.
Спустя год Сузуки покинул Японию и отправился в путешествие по миру. После долгих странствий музыкант поселился в Германии, чтобы следующие восемь лет учиться у Карла Клингера.
В 1928 году он женился на Валтруде Прандж и вернулся в Японию. Вместе со своими братьями он создал «Струнный квартет Сузуки», который выступал с концертами по стране. Кроме того, Сузуки также работал инструктором в музыкальной школе Кунитачи.
В 1931 году вместе со знаменитым скрипачом Александром Могилевским Сузуки был назначен ведущим профессором Императорской музыкальной школы в Токио.
В 39 лет он давал уроки игры на скрипке на дому, а в 1946 году основал ассоциацию «Дошикай» — прообраз Института исследования. В 1949 году в его институте было уже 35 отделений и 1500 учеников.
В 1951 году была проведена первая Летняя школа института в Нагано, в которой приняли участие 109 учеников и 11 инструкторов со всей Японии. В 1955 году в Токио прошел грандиозный концерт, собравший 1200 маленьких скрипачей, игравших в унисон.
В 1964 году Сузуки отправился в командировку в США. С этого момента началось победное шествие его методики по всему миру. В возрасте 80 лет Сузуки приехал вместе с 100 японскими детьми в США, где они играли на скрипках с американскими сверстниками. В 1986 году общественность торжественно отметила 88-летие Шиничи, а в 1997 году открылась Международная академия методики Шиничи Сузуки. Умер талантливый педагог в возрасте 99 лет. Метод Сузуки продолжает оказывать глубокое влияние на музыкальное образование как в Японии, так и во всем мире. В наши дни им пользуются десятки тысяч преподавателей и родителей всех национальностей во всех странах. Веру в изумительные способности всех людей и в важность уважения к ребенку и его развитие с помощью любви Шиничи Сузуки передал в наследство потомкам.
❧ Моя цель — сделать из малыша не музыканта, а хорошего, благородного человека. Полюбив хорошую музыку, мои ученики будут стремиться к красоте и гармонии во всех сторонах жизни. (Ш. Сузуки)
Как происходит обучение детей музыке в школах Сузуки
Обычно в течение первого года дети посещают группу общей музыкальной подготовки. Там они учатся петь мелодии музыкальных произведений, которые будут выучены позже, на уроках по специальности, осваивают различные традиционные «детские» инструменты (бубен, барабан, ксилофон). Дети знакомятся с различными музыкальными инструментами, чтобы в конце года сделать сознательный выбор специальности. Все эти уроки проводятся при активном участии родителей. Многие школы первые 2—3 месяца проводят курсы для родителей так, чтобы те смогли в будущем помогать ребенку в занятиях дома.
Урок по специальности, особенно на начальных этапах, коллективный. Это объясняется тем, что маленьким детям (2—4 лет) трудно выдержать «взрослый» урок, длящийся по меньшей мере 40 минут. Дети учатся наблюдать за игрой других, извлекать полезное из комментариев учителя. По очереди они исполняют свои отрывки. Чем старше дети, тем больше времени уделяется индивидуальным занятиям параллельно с работой в оркестре.
Кстати, для школ Сузуки сегодня разработаны специальные сборники по инструментам, которые включают известные произведения композиторов разных стран. Однако обязательность репертуара вызвана не столько убеждением, что предлагаемые произведения являются единственно достойными изучения, сколько принципом коллективности исполнения.
Помимо этого школы Сузуки проводят слеты, концерты, летние лагеря, где 10, 50,100,1000 маленьких детей из разных стран исполняют вместе одно произведение. Это возможно только благодаря единому репертуару. В старших классах кроме обязательных произведений дети (вместе с педагогом) могут выбрать несколько произведений по своему вкусу.
В среднем школа Сузуки состоит из 7—8 классов и обучение заканчивается к 12—14 годам (зависит от инструмента). Дети сдают экзамен перед международной комиссией, после чего вручается Диплом Сузуки. Затем дети поступают в традиционные учебные заведения (музыкальные училища, школы, консерватории и т. д.).
Во многих странах есть специальные школы при ассоциациях Сузуки, готовящие преподавателей по методу Сузуки. Набор в эти школы проходит по конкурсу. Есть специальные курсы, проводимые по субботам-воскресеньям. Требования к будущему педагогу: любовь к детям, бескорыстная творческая деятельность, образование на уровне музыкального училища или консерватории. Желателен также опыт работы с детьми и знание иностранных языков. Все претенденты проходят прослушивание, где проверяется их исполнительский уровень. Полный курс обучения для педагогов длится пять лет. В конце каждого года проводится экзамен с присвоением уровня, т. е. педагог, сдавший экзамен за первый год, имеет первый уровень, за второй — второй и т. д. Только начиная с третьего уровня педагог имеет право открыть свою школу Сузуки. Ассоциации публикуют список педагогов, сдавших экзамены, с указанием уровня, домашнего адреса и номера телефона. Есть возможность написать любому педагогу и задать интересующий вопрос.
В отличие от других распространенных методик музыкальная система японского педагога практически не встречает серьезной критики со стороны оппонентов, возможно, потому что она рассчитана на определенный круг семей, хотя доктор Сузуки и настаивал на универсальности своего способа воспитания.
При этом надо, конечно, учесть, что далеко не все родители психологически и материально могут поставить в центр обучения развитие музыкальности своего ребенка или овладение им каким-либо инструментом. Но если есть желание гармонизировать жизнь малыша, придать ей духовный смысл, то метод доктора Сузуки вполне можно реализовать в повседневной практике.
Похожие статьи:
Как происходит развитие ребёнка
Дидактические материалы Марии Монтессори
Как развивать самостоятельность и творческие способности ребенка
Нет комментариев. Ваш будет первым!