Как происходит развитие ребёнка

Как происходит развитие ребёнка

Периоды развития детей, которые выделает Мария Монтессори

Система Монтессори создавалась в течение многих лет. Педагог дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже, переписывалась с дочерью Зигмунда Фрейда — детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием Мария Монтессори уточняла выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития. Но во многом она оставалась врачом, а потому чаще всего исходила из физиологии детей. Даже в понятие свободы Монтессори вкладывала свое значение, понимая под ней прежде всего независимость.

На примерах из собственной педагогической практики Мария Монтессори доказывала, что взрослый может не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно. Это особый труд. У малыша плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. Ему трудно расстегнуть пуговицы на курточке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место. Вот почему Монтессори предложила уже в 2,5—3 года дать ребенку возможность делать множество дел самостоятельно. Учитель (взрослый) только помогает ему. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, — а их очень много.

Все эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки, если положить их в беспорядке, могут вызвать чувство бессилия перед очевидным хаосом. Монтессори предложила располагать их в соответствии с определенной строгой логикой, а малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Не только и не столько потому, что этого хотят взрослые, — просто так удобнее самим детям.

Мария Монтессори считала, что порядок органичен для ребенка, но он не всегда умеет сам его организовывать. Взрослый может создать условия, в которых порядок является простым и естественным. Он не проводит с малышом долгие нравоучительные беседы, а предлагает ему принять одно четкое правило: «Взял, поработал — положи на место». Но чтобы работа приносила пользу, учитель дает малышу короткий (2—3 минуты) урок, показывая, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, не отчаиваться и не терять интерес к любому делу.

Первое, что Мария Монтессори выделяет в своей педагогике, — интерес. Второе — индивидуальный подход. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием. Свобода выбора появляется у малыша сразу после того, как он переступает порог класса. Хотя и здесь есть некоторые особенности.

Так, Монтессори обратила внимание (а современная психология подтвердила этот факт) на то, что у ребенка в возрасте до 6 лет есть периоды (длительностью от 1 года до 3 лет), когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Так была составлена своеобразная таблица так называемых сенситивных периодов. Это периоды повышенной восприимчивости к внешним воздействиям, когда маленький ребенок наиболее способен приобретать те или иные знания, умения и навыки. Возрастные ограничения таких периодов корректируются индивидуальными особенностями развития ребенка. Каждая из этих стадий представляет собой четкий самостоятельный отрезок развития.

Фаза первой стадии детства (до 6 лет) — важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребенка. Монтессори понимает первые шесть лет жизни как вторую эмбриональную фазу роста, когда развиваются дух и душа ребенка. В то время как взрослый человек, так сказать, «фильтрует» свои впечатления, ребенок впитывает в себя всю окружающую среду, которая становится частью его личности.

Вторую стадию детства Монтессори определяет как фазу так называемой лабильности. В этот период ребенок особенно чувствителен к определенному возбуждению со стороны окружающей среды, например в том, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребенок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к правильной концентрации. В этой фазе ребенок не позволяет отвлечь себя другим раздражителям — он проходит процесс постижения, который, согласно Монтессори, захватывает не только интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие. Для этого процесса Монтессори употребляет термин «нормализация поведения», которое должно быть сбалансированным, спонтанным, в результате чего ребенок мог бы полностью использовать свои возможности. Характерные признаки «нормализации» ребенка:

➣ способность к концентрации внимания;

➣ чувство собственного достоинства;

➣ самостоятельность;

➣ самомотивация;

➣ привычка к порядку;

➣ удовольствие от повторения;

➣ способность к самостоятельной работе;

➣ самодисциплина;

➣ стремление к свободе выбора;

➣ удовольствие от работы как таковой, без необходимости вознаграждения и наказания;

➣ послушание;

➣ предпочтение работы игре;

➣ любовь к познанию.

Решающим для развития педагогики Монтессори и соответствующих материалов является следующее наблюдение: одна из важнейших фаз каждого ребенка — это фаза «совершенствования чувств». Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус.

Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств. Ощущение и познание становятся в ходе учебы единым целым. В этих положениях Монтессори следует учению Жана Итара и Эдуарда Сегена. Монтессори разработала учебный материал, ориентированный исключительно на чувственное восприятие ребенка.

Так, ее математические пособия позволяют ребенку, ощущая в руке одну бусину и блок из тысячи бусин, получить представление о числах 1 и 1000 задолго до того, как он будет способен на абстрактное представление о числах. Наглядно периоды восприятия ориентировочно выглядят так:

От рождения и в течение всей жизни

Развитие речи

До 3 лет

Сенсорное развитие

До 1,5 лет

Познание окружающего мира через движение

1,5—3 года

Развитие устной речи

1,5—4 года

Развитие мускульной координации

2—4 года

Забота о порядке в окружении и обязанности

2—6 лет

Музыкальное развитие

2,5—6 лет

Утонченность чувств

2,5—6 лет

Развитие социальных манер

3—6 лет

Восприятие влияния взрослых

3,5—4,5 года

Письмо

4—4,5 года

Развитие тактильного чувства

4,5—5,5 года

Чтение

В среднем с 2,5 до 6 лет у малыша появляются и закрепляются социальные навыки. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или вызывающего поведения, которые впоследствии становятся нормами жизни. И конечно, нельзя не сказать еще раз о коротком (от рождения до 3 лет) периоде восприятия порядка. Он фактически определяет отношения малыша с миром, потому что касается порядка не только в окружающей среде, но и во времени (запускаются «внутренние часы» ребенка), и во взаимодействии со взрослыми.

При этом Монтессори рекомендует не ускорять развитие детей, но и не сдерживать его. Сначала глаза малыша «разбегутся», а затем все же найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Перед малышом находятся предметы, отобранные в результате долгих наблюдений за тем, что и как помогает детям в развитии. Большинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, что их можно потрогать, увидеть или услышать различия. Так до известного только ему предела ребенок может развивать все свои чувства.

Это знание ребенок может применить, даже осваивая буквы, которые сделаны из шершавой бумаги, наклеенной на дощечки. Обводя их пальчиками, ребенок запоминает не только саму букву, но и то, как ее писать. Если учитель все делает правильно и родители ему не мешают, у малыша возникает внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя.

Оказывается, для того чтобы ребенок учил (а лучше — обучал себя), его уже не надо наказывать или поощрять, полезнее давать вовремя «пищу для ума», а еще лучше показать, как и где этот материал находить.

Сам учитель тоже определенным образом координирует свою деятельность. Для начала он должен позаботиться о привлекательной для малыша и удобной для его работы среды. Далее — внимательно следить за детьми, которые мешают развитию других малышей. Учитель показывает шалуну, что его любят даже таким, беспокойным и несносным, и вместе с тем помогает ему найти то, что заинтересует его и поможет сосредоточиться на работе. Таким образом, энергия ребенка перераспределяется с беспорядочного расплескивания к конструктивной деятельности, направленной на развитие.

На следующем этапе учителю важнее всего не мешать малышу, не нарушать его поиски и его работу. Большая часть воздействий учителя происходит косвенно, через среду или с помощью правил, которые он придумывает вместе с детьми. Внешний вид и увлеченность взрослого захватывают детей и помогают наладить доверительные отношения, создать ту уникальную атмосферу, которой отличаются классы Монтессори.

По убеждению Монтессори, дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей взрослой жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас, и с теми, кто младше. Используя это наблюдение, Мария Монтессори наполнила свои классы детьми разных возрастов, выделив две группы. В первой — дети от 3 до 6 лет, во второй — от 6 до 12. У них разные задачи. До шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру. И если дети умнеют каждый в своем темпе и до своего предела, то культуру можно осваивать в разных формах и направлениях.

❧ Неверно, что Монтессори-учитель бездеятелен, когда обыкновенный учитель активен: вся деятельность обеспечивается активной подготовкой и руководством учителя; его последующая «бездеятельность» — знак успеха. (М. Монтессори)

Похожие статьи:

Методики воспитания детей

Динамическая гимнастика для грудничков

Раннее обучение ребенка музыке. Методика доктора Сузуки

Дидактические материалы Марии Монтессори

Как развивать самостоятельность и творческие способности ребенка

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!