Внеклассное мероприятие по истории, 9 класс
Театрализованное представление по истории, 9 класс Тема: «Московский салон 20-30-х годов XIX в.»
Цели:
- образовательная: создать на основе поставленного театрализованного представления у учащихся представление об образе жизни и общении дворянства первой половины XIX века; показать николаевское время в целом; изучить творчество композиторов, литераторов и художников данного периода;
- развивающая: развивать навыки работы с историческим, художественным и музыкальным материалом определенного временного периода;
- воспитательная: активизировать интерес к истории России.
Опережающее задание: класс разбивается на три группы для знакомства с литературой, музыкой и живописью первой половины XIX века, готовятся типичные диалоги и сценки, отражающие данную проблематику, подготавливаются костюмы. Выбирается хозяйка салона (ведущая), символическое время и место действия, готовятся декорации и сценарии. В качестве музыкального оформления на уроке могут быть использованы отрывки из опер М. И. Глинки «Иван Сусанин», А. Н. Береговского «Аскольдова могила», романсы А. А. Алябьева на слова А. С. Пушкина «Зимняя дорога», «Я вас любил», А. А. Дельвига «Соловей», Н. М. Языкова «Из страны, страны далекой...».
Действующие лица
Диктор.
Княгиня 3. А. Волконская - хозяйка салона.
Княжна А. П. Волконская - ее племянница.
Агент Третьего отделения А. А. Куницына.
Гусарский офицер С. И. Ильин.
Член «Общества любомудрия» С. П. Шевырев.
Член «Общества любомудрия» И. В. Киреевский.
Лакей у дверей.
Князь П. А. Вяземский.
Дама.
Господин фон Фок - шеф Третьего отделения.
Поэтесса К. К. Павлова.
Член «Общества любомудрия» Д. В. Веневитинов.
С. А. Соболевский - поэт, друг Пушкина.
А. С. Пушкин.
Учитель. В мире всегда что-то изменяется. Уходят эпохи, разрушая великие цивилизации. Войны сметают города, великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания - это вечные истины, завещанные нам богом и предками. Эти истины учат нас добру, человеколюбию, милосердию, являются основой человеческой души. Издавна считается, что хранительницей домашнего очага, основой мира и согласия в доме была женщина. Она защищала своих домочадцев от любой скверны, была их наставницей и опорой. У каждой эпохи своя женщина - женщина-воительница, женщина- просветительница, гражданка, женщина-муза, идеал. Но какой бы она ни была, всегда остается она средоточием всего лучшего и человеческого. Сегодня мы собрались в нашей гостиной, чтобы поговорить о женщине. Женщине, которая является воплощением самого прекрасного, идеального. Поговорим о прекрасном идеале, вдохновлявшем великих мастеров на создание бессмертных творений.
Звучит «Па-де-де Жизели и Альбера» из балета «Жизель» А. Ш. Адана.
Диктор. В 1824 г. в Москве на Тверской улице в доме, унаследованном после смерти отца, поселилась княгиня Зинаида Александровна Волконская, урожденная Белосельская-Белозерская. Дом был одним из самых больших и лучших в Москве, в классическом стиле, с гербом на фронтоне и двумя стильными балконами. В этом доме Волконская устроила салон.
Изображение через мультимедийный проектор.
Диктор. Салон - литературный кружок, это очень тонкая и сложная форма общественной жизни, в которой соединялись серьезные, глубокие интересы с разъяснением, публичная деятельность - с интимным бытом, личное - с общественным, и при этом каждая из сторон не подавляла собой другую. Умение держать салон - это своего рода искусство, главная особенность салона - то, что им может руководить только женщина. Постоянными посетителями салона Волконской были Жуковский, Пушкин, князь Вяземский, Баратынский, Веневитинов, Шевырев, Соболевский и др.
Изображение через мультимедийный проектор.
Диктор. 1824-1825 гг. - это годы консолидации сил декабристского общества, подготовки к открытому выступлению против самодержавия. В среде московских литераторов и в салоне Волконской декабристское влияние становится преобладающим.
Итак, войдем в московский дом на Тверской улице...
За столиком сидят гости. Они смеются, ведут светскую непринужденную беседу, пьют кофе. Между столиками ходит лакей в ливрее с подносом и кофейником.
Идет основная часть игры. Ребята разыгрывают представление.
3. Волконская. Господа, позвольте вам представить племянницу - Аграфену Петровну. Она приехала к нам погостить. Ну как, княжна, вы находите наше общество?
А. Волконская. У нас в московском салоне можно встретить все, что только есть именитого на Русском Парнасе.
А. Куницына. А как вам, княжна, новые апартаменты Зинаиды? Оригиналы и копии произведений живописи и ваяния - ваше собрание?
3. Волконская. Нет, это все собрано моим отцом. Он привез в Россию великолепную коллекцию книг, картин, статуй, а я лишь пополнила ее в последние годы.
Ильин (обращается к 3. Волконской). Княгиня, а почему вы устроили салон в Москве, а не в Петербурге?
3. Волконская. В холодном великосветском Петербурге я почувствовала себя чужой. В Петербурге культура поддерживается правительством, его вкусами и заказами, культурное творчество Москвы питается культурной средой древней столицы, ее духом и атмосферой. Тем более, что москвичом был мой отец. В Москве я укрылась от чопорности и принудительности петербургской жизни.
Павлова. Да, московский дух и атмосфера сильно влияют на творчество.
Шевырев. Так прочтите, милая Каролина, нам свои новые стихи.
Гости тоже просят.
Павлова (читает стихи).
О вспомни, друг, когда сиянье
Над краем неба Гемпер разольет,
Когда твоя душа в очарованьи
И радости забудет жизни гнет.
В миг одиночества, в цветенье сада,
В лучах заката, в нежном полусне,
Когда души коснется сна прохлада,
Друг, вспомни обо мне!
Гости аплодируют.
Вяземский. Стихи столь же прекрасны, сколь их создательница. А что же вы, Иван Васильевич, как вам на новом поприще?
Киреевский. Я оставил службу и решил посвятить себя литературе. Я могу быть литератором, а содействовать просвещению народа не есть ли величайшее благодеяние, которое можно ему сделать?
Вяземский. Тогда я беру с вас слово, что вы напишете что-нибудь для прочтения на одном из ближайших вечеров.
Киреевский. Обязательно! У меня уже есть задумка описать поездку молодых людей в Царицыно - дворцовое имение, в котором Екатерина II хотела устроить свою подмосковную резиденцию.
Гости. О, это очень интересно, когда закончите, мы надеемся, вы прочтете?
Киреевский. Несомненно.
Гости общаются. Звучит вальс. Несколько пар танцуют.
3. Волконская (смотрит на влюбленного Веневитинова и говорит). А что нового вы написали, Дмитрий Владимирович?
Веневитинов (читает стихи).
Судьба в дарах своих богата,
И не один у ней закон:
Тому - процвесть развитой силой
И смертью жизни след стереть.
Другому - рано умереть,
Но жить за сумрачной могилой.
Гости аплодируют.
Шевырев . Княгиня, мы давно не слышали ваш прекрасный голос. Будьте любезны, спойте нам что-нибудь или сыграйте.
Гости присоединяются к просьбе. 3. Волконская поет русский романс. Аплодисменты.
Веневитинов (читает стихи).
Волшебница! Как сладко пела ты
Про дивную страну очарованья,
Про жаркую отчизну красоты!
Гости аплодируют.
3. Волконская. Дмитрий Владимирович, разрешите сделать вам подарок. Это античный перстень, найденный на развалинах Геркуланума.
Веневитинов. Спасибо. Это будет мой талисман, я никогда не расстанусь с ним и надену его в день свадьбы или перед смертью.
Рассматривает перстень, показывает гостям. После чего читает стихи.
Ты был открыт в могиле пыльной,
Любви глашатай вековой,
И снова пыли ты могильной
Завещан будешь, перстень мой.
Гости аплодируют.
Веневитинов. Чем вы сейчас увлечены, княгиня?
3. Волконская. Занимаюсь русским языком и литературой, изучаю русские древности, записываю народные песни, обычаи, легенды, готовлюсь написать романтическую повесть о княгине Ольге, посвященную моей славной прародительнице.
Веневитинов. А на каком языке?
3. Волконская. Начала на французском, но перешла на русский.
Веневитинов. Похвально. А не прочтете ли вы отрывок из своей повести?
3. Волконская. Извольте.
3. Волконская читает отрывок на фоне мелодии пьесы М. Глинки. Гости аплодируют.
Вяземский. Господа, а вы были на коронации?
Гости. Нет.
3. Волконская. В Москве только и говорят, что о минувшей коронации нового императора, а об убиенных молчат. Брата моего мужа сослали в Сибирь. Бедная моя невестка Мария Николаевна, что с ней станется? Она написала письмо Бенкендорфу с просьбой следовать за мужем в Сибирь.
Вяземский. А с кем останется ее ребенок Коленька?
3. Волконская.У свекрови и невесток.
Веневитинов. Меня глубоко ранили репрессии, обрушившиеся на моих друзей-декабристов. Мои друзья состоят в списках Третьего отделения. А ваш дом, Зинаида Александровна, стал центром «куда стекаются все сведения о декабристах».
3. Волконская. Мне страшно за нас всех, еще вчера в этой гостиной мы вели свободолюбивые разговоры, а сегодня все мы можем оказаться под следствием.
Дама. Полно, господа. Давайте верить в лучшее. Быть может, государь помилует восставших.
С места встает Куницына (агент Третьего отделения) и относит конверт сидящему поодаль шефу Третьего отделения господину фон Фоку. Фон Фок вскрывает конверт и читает донос: «Между дамами самые непримиримые и всегда готовые разорвать на части правительство - княгиня Волконская и генеральша Коновницына. Их частные кружки служат средоточением всех недовольных, и нет брани злее той, которую они извергают на правительство и его слуг». (Фон Фок передаст конверт Бенкендорфу, а тот - самому Николаю I.)
В. Н. Волконская. Каролина, вы не видели нашего нового императора Николая I? Как вы его находите?
Павлова. О нем говорят, что «он видит в народе только полк, а в отечестве - казарму». Его внешность обдает холодом. Мне кажется, что нет лица, которое бы так обличало характер человека, как его лицо. Разве можно сравнить его с бывшим императором: противоречивый, часто колеблющийся, очень чувствительный, образованный, а какие глаза! Он любил всех женщин.
Дама. Я не верю, чтобы новый император когда-нибудь страстно любил какую-нибудь женщину.
Киреевский. Ну разве свою жену?
Вяземский. О, говорят, что его суровая бездуховность и пристрастие к казарменной дисциплине сказываются даже на самых близких ему людях и на супруге в том числе. Рассказывали, что однажды он беседовал на Кавказе с наместником. В конце беседы спросил о здоровье супруги. Наместник пожаловался на ее расстроенные нервы. «Нервы? - переспросил Николай. - У императрицы тоже были нервы, но я сказал, чтобы никаких нервов не было, и их не стало». Представьте!
Лакей. Господин Соболевский с господином Пушкиным.
Соболевский. Насилу уговорил его, княгиня, поехать со мной к вам на вечер.
Все садятся. Все смеются, общаются, шутят.
Ильин. Княгиня, позвольте составить партию виста?
3. Волконская. Не позволю. Я не желаю, чтобы в моем доме играли в карты. Пусть лучше А. С. Пушкин прочтет нам свои новые стихи.
Гости просят.
Пушкин.
Подите прочь - какое дело
Поэту мирному до вас.
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры час!
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Соболевский успокаивает Пушкина. 3. Волконская сглаживает ситуацию - играет на фортепиано.
Хозяйка салона приглашает всех танцевать.
3. Волконская. Господа, буду очень рада вас видеть всех у меня 26 декабря, я устраиваю для своей невестки прощальный вечер.
Пушкин. Я тронут поступком вашей невестки. Я напишу послание узникам и передам Марии Николаевне.
Читает «Во глубине сибирских руд».
3. Волконская. У моей невестки глаза, волосы и цвет лица - дочери Ганга, ее жизнь носит печать долга и жертвы. Мы должны поддерживать Марию Николаевну. До встречи.
Учитель. 1826-1827 гг. - были самыми яркими годами существования и деятельности салона 3. Волконской. В эти годы он исполнил свою историческую миссию: противостоял реакции, сохраняя передовую культуру и общественную мысль разгромленного царизмом движения декабристов. Это был арьергардный отряд декабризма. В 1829 г. Волконская после тяжелого, оскорбительного для нее выговора Николая I уезжает за границу, в Италию. Но родину свою, Россию, Волконская забыть не смогла.
В ее сердце находили отклик прочувственные слова о родине: «Отечество - священное имя, священный край, где над гробницами предков наших раздается наш родной язык. Отечество! Ты - наш родитель, а братья и друзья всюду, где жизнь пылает и сердце бьется. Славянин, гордись родиной, дари ее жизнию своею, но простирай руку всем, ибо великое родство соединяет на земле сердце».
Слова, говорящие о многом: и о гордости называться россиянином, и о готовности прийти на помощь страждущим. Интересна и по-своему трагична судьба Волконской, неоценим ее вклад в развитие отечественной культуры. Она выбрала свой путь в жизни, прошла его честно. И, конечно, любила свой народ, свою страну. Она - яркое, святящееся вдохновением отражение замечательного периода нашей классической культуры.
Похожие статьи:
Экологические игры для школьников старших классов
День Наума Грамотника. Сценарий праздника для школьников 9-11 классов
Нет комментариев. Ваш будет первым!