Классный час «Товарищество и дружба», 6 класс
Круглый стол для подростков «О друзьях-товарищах»
Цели и задачи: сформулировать у учащихся этическое понятие товарищества; предотвратить формирование ложного представления и товариществе; стимулировать процесс самосознания и самовоспитания.
Подготовительный этап:
1. Оповестить учащихся о теме предстоящего классного часа.
2. Предложить вопросы для предварительного обдумывания:
а) Кто из твоих знакомых может быть назван настоящим товарищем?
б) Считаешь ли ты себя настоящим товарищем?
в) Попробуй вывести основной закон товарищества. Как он будет у тебя звучать?
г) Ложное товарищество. Есть ли оно в вашем классе?
д) Твое мнение о словах: «Хочешь иметь товарища, научись сам быть товарищем».
Ход классного часа
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Классный руководитель. Как часто мы слышим отчаянные восклицания: «Почему я одинок?», «Почему у меня нет товарищей?» Что же такое дружба? Почему так сложно порой выстраиваются наши отношения с людьми? Почему часто мы не задумываемся над привычными явлениями, не ценим их или не понимаем того, что иногда надо заранее продумать определенные решения и действия, чтобы потом не было поздно. Об этом наш разговор за «круглым столом».
II. Основная часть классного часа.
1-й ведущий. Товарищи - это люди, объединенные общим делом, интересами. Во все времена это понятие наполнялось глубоким смыслом: товарищ - это человек единых убеждений. С развитием революционного движения в России слову товарищ придавалось особое значение. Это был собрат по революционной борьбе. Не случайно в годы реакции цензура в любом тексте вычеркивала это слово.
Современное значение слова товарищество очень широкое: это единство по интересам, по делу, по работе, по идеалам и даже по играм. Товарищами иногда считаются даже люди, недостаточно хорошо знающие друг друга: ученики одной школы, члены одной спортивной секции и др. Все люди в итоге имеют товарищей или могут иметь их.
2-й ведущий. Завязать товарищеские отношения легко - трудно их сохранить и развить. Нередко бывает так, что человек все-таки считается одиноким, что рушатся и распадаются все товарищеские отношения. Кто и что является причиной тому? Каковы же законы товарищества?
1-й ведущий. Закон первый: тот, кто умеет отдаваться полностью делу, за которое он берется, тот приобретет товарищей. Общее дело - основной цемент товарищеских отношений. Бездеятельный и ленивый человек теряет и тех товарищей, которых имел раньше, становится неинтересен, его с другими людьми ничего не связывает. Основной фундамент товарищества - забота об общем деле. Приведите примеры, подтверждающие или, если вы не согласны, опровергающие этот закон.
Выступление учащихся.
2-й ведущий. Второй закон: тот, кто умеет заботиться о других людях, имеет верных товарищей. Забота о товарищах скрепляет узы, связывающие людей. Надо меньше заботиться о том, чтобы у тебя были товарищи, а больше заботиться о товарищах. Только тогда ты познаешь по-настоящему радость товарищества. Вот почему товарищей больше у того, кто умеет заботиться о других, а не у того, кто умеет заботиться только о себе. Мы постоянно встречаем людей, способных на бескорыстную заботу о других, и это вовсе не обременяет их, а, напротив, доставляет им радость.
Выступление учащихся.
1-й ведущий. Закон третий: товарищ тот, кто не бросает в беде другого, кто бросается на выручку, не думая о себе. Об этом законе товарищества русская пословица гласит: «Сам погибай, а товарища выручай». Истории человеческого общества насчитывают бесчисленное количество примеров того, как умирали, гибли, защищали, рисковали своей жизнью настоящие товарищи. Беда - это как бы испытание и проверка истинного товарищества...
Выступление учащихся.
2-й ведущий. Закон четвертый: хочешь иметь товарищей - будь интересным человеком! С тем, кто мало знает, ничего не умеет, ленив и не любопытен, неинтересно общаться. Такого человека невольно избегают, так как общение с ним не доставляет радости и навевает скуку. С ним не о чем поговорить, нечем заняться, от них ничего не узнаешь, умнее не станешь.
К интересному человеку тянутся нити симпатий, общением с ним дорожат. Встрече с ним рады. И горю его сочувствуют, и радость с ним делят. С интересным человеком интересно. Поэтому у него всегда будут товарищи, он не останется одиноким. Значит, чтобы приобрести товарищей, надо и пополнять знания, и расширять интересы, и полнее включаться в жизнь коллектива.
III. Подведение итогов разговора.
Классный руководитель подводит итог классного часа:
Комментарий. Выведенные законы товарищества - основные и самые общие. Каждый из учеников мог бы сам для себя сформулировать их. О том, что не все сказано. Например, такой закон, как «критика в адрес товарища», не был назван. Но цель данного разговора заключалась не в том, чтобы решить вопрос целиком и навсегда, а в том, чтобы вызвать на размышления и помочь некоторым ребятам взглянуть на себя со стороны, чтобы не приходилось обвинять в своем одиночестве других.
Классный руководитель задает тон откровенного разговора. Важно точно реагировать на реплики ребят, чтобы сохранить позитивный настрой и оперативно находить ответы.
Похожие статьи:
Классный час по эстетическому воспитанию, 6 класс
Классный час «История герба России», 6-7 класс
Классный час про театр в 5 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!