Классный час на тему ЗОЖ, 9 класс

Конспект классного часа на формирование здорового образа жизни для учащихся старших классов на тему: «Секреты продления жизни»

Цель: воспитание здорового образа жизни.

Задачи: пропагандировать здоровый образ жизни; ознакомить со слагаемыми ЗОЖа; тренировать социальные навыки; формировать навыки здорового образа жизни; развивать интерес к изучению литературы по теме; знакомить учащихся с мнением великих людей по вопросам сохранения здоровья и долголетия; развивать творческие умения.

Подготовительная работа: приглашение врача, психолога, учителя физкультуры; согласование вопросов выступлений; оказание помощи учащимся в подборе литературы, консультации; подготовка грамот, наград, выставки.

Участники: классный руководитель; врач; психолог; учитель физкультуры.

Эпиграф: «Весь секрет продления жизни состоит в том, чтобы не укорачивать ее». (Э. Фейхтерслебен)

Ход классного часа

Классный руководитель. Мудрые люди всегда уверяли нас в том, что здоровье - это самое ценное, что есть у человека. С ним не сравнимы никакие другие богатства жизни. Высшее создание природы - человек, к тому же человек здоровый, умный, имеет возможность в течение долгого времени наслаждаться и пользоваться всеми теми сокровищами, которые ему предоставляет природа. Здоровый человек умеет радоваться жизни, даже самым обычным ее вещам и проявлениям.

Здоровье тела, бодрость духа –

Вот жизни философия

И вот ее наука.

Людям в юном возрасте свойственно не очень задумываться о своем здоровье. Однако же думать об этом стоит. И чем раньше, тем лучше. А не тогда, когда мы начинаем его терять.

У жизни много секретов, некоторые из них она раскрывает с трудом. Но секретами продления жизни - делится с удовольствием. Особенно с теми, кто хочет их узнать и следовать им. Сама жизнь заинтересована в долголетии каждого из нас. Почему? Может она хочет, чтобы мы, люди, раскрыли, наконец, самый главный ее секрет - как жить всегда? А для начала - первый секрет.

Этот секрет - пусть будет правило твое: Ты любишь жизнь? Не укорачивай ее!

Ученик 1. Молодые, действительно, не всегда задумываются о своем здоровье. Нам кажется, что мы будем живыми, здоровыми, веселыми всегда или, по крайней мере, еще очень долго. Народная мудрость говорит о таких людях: «Тот, кто здоров во цвете лет, считать готов, что смерти нет». Однако, даже мы уже убеждаемся, что годы - дело незаметное. Казалось, что мы совсем недавно были детьми. Разве кто-то заметил так быстро промелькнувшие несколько последних лет? Мы незаметно повзрослели и вот уже рассуждаем о таких серьезных вещах, как секреты продления жизни.

Ученик 2. Думаю, что здоровье - это такое состояние, которое трудно гарантировать. Что-то в организме может подвести человека в любой момент. Но разные профилактические меры, несомненно, будут полезны. Считаю, что проще вести образ жизни, сохраняющий здоровье, чем потом восстанавливать свой расстроенный организм.

Ученик 3. Не согласен с тобой в том плане, что каждому это просто сделать. Ведь в жизни столько соблазнов, а человек существо достаточно слабое, поддающееся этим соблазнам. Сила воли — это есть далеко не у каждого.

Ученик 4. Есть люди, которым приходится преодолевать жизненные соблазны, мобилизовав свою волю. Они достаточно умны, чтобы понять насколько это необходимо для их же блага, а есть люди просто мудрые, которые предотвращают болезни, а не запоздало лечатся от них. И делают они это, как что-то само собой разумеющееся. Вот и забота о своем здоровье для них - дело простое и привычное. Это просто становится частью их «Я». А свое «Я» - это свято, это мы ценим и стараемся защитить от любых негативных вторжений.

Ученик 5. Считаю, что такое «Я» необходимо формировать с детства. И начинать с гигиены. Сначала - личной, а потом и в более широком смысле слова. Начиная с обычных утренних процедур, мы переходим к аккуратности и опрятности во всем. И это залог того, что из нас могут получиться и «дельные» люди, и здоровые. И, как утверждал А.С. Пушкин, несмотря на всю нашу занятость и деловитость, «думать о красе ногтей». Моя бабушка любит повторять такую фразу: «Помылся, как на свет народился». А я могу сказать так:

Гигиена, гигиена,

Везде, всюду, повседневно.

Страж здоровья ты надежный,

Отношусь к тебе серьезно.

Чист, пострижен я, умыт,

У меня приятный вид.

Гигиена - грязи враг,

Пусть кто скажет, что не так.

Знаю, чистая вода

Для хвори - сущая беда.

Ученик 6. А я помню, как мама еще в детстве приучала меня к процедуре умывания, приговаривая:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток и кусался зубок.

И точно помню, что это помогло мне в сражении с холодной водой за чистое «личико».

Врач. Человеку действительно необходима гигиена в широком смысле этого слова: тело, жилище, обувь, окружающая среда и т. д. Влаги требует все, что нас окружает. После бани, например, когда тело очищается, человеку становится легче дышать и двигаться. Другое дело, если у кого-то проблемы с сердечно-сосудистой системой. В каждом отдельном случае нужна консультация врача-специалиста. Кожа человека должна быть чистой. Это защита организма от проникновения болезнетворных микробов, солнечных лучей, поддержание нормальной температуры тела и обогащение организма кислородом.

Ученик. Человек - часть природы. И это естественно, что его телу, его организму необходима вода. Впрочем, так же, как и воздух. Природа сама предусмотрела оздоравливающее влияние на организм человека воды и воздуха. Русский художник В.Д. Поленов наряду с пилой и топором называл чистый воздух и холодную воду «главными медикаментами».

Врач. Вода была первой средой обитания живого. И мы более чем на две трети состоим из воды. Все клетки нашего тела, все его поры и сосуды тянутся к воде. Вода - это здоровье и свежесть. Она очищает наши тело и организм. Она, соприкасаясь с воздухом, ионизирует его. Значит, заряжает нас бодростью. Для купания лучше использовать естественные водоемы. И среди них морская вода является лучшим из целителей. Не следует долго пребывать в воде в неподвижной позе (даже в ванне). Перед купанием и после лучше выполнить физические упражнения. А водные процедуры сопровождать самомассажем.

Самой чистой водой считается ключевая. Ею умываются, ее пьют.

Ученик 1.

Тянусь к тебе, моя водица,

Чтобы умыться и напиться,

В речную гладь чтоб наглядеться...

И стало легче вдруг на сердце.

У камушка ручей петляет,

Он речку где-то догоняет,

Чтоб вместе, рядом, на просторе

Им влиться в это чудо - море!

И грозы, и дождя сечение –

Все принимаю, как очищение.

И я уверен, послала воду

Совсем не зря нам мать-природа.

Чтоб очищаться, не знать беды

И помнить, сами - из воды!

Ученик 2. Знаю, что холодная вода и чистый воздух используются для закаливания. Некоторые люди (например, друзья моих родителей) настолько закалены, что купание зимой в проруби или погружение в холодный снег после бани для них - сплошное удовольствие.

Ученица 3. Уверена, что не каждому под силу такой экстрим. Разве только они привыкли к нему с детства.

Врач. Ты права. Закаливание лучше начинать с детских лет. Если вас сейчас заинтересовал этот вопрос, то, чтобы не рисковать, лучше начать купание при температуре 17-22°. Организм хорошо к ней адаптируется.

Закаливание водой:

• умываться водой из-под крана с холодной водой;

• полоскать нос холодной водой.

Уход за слизистой носа осуществляется следующим образом: Сначала тщательно моются руки. Затем намыливается указательный палец, круговыми движениями 3-5 раз массируется слизистая одной ноздри, затем другая. Для промывания набираем воду в горсть, зажимаем одну ноздрю второй втягиваем воду и затем выдуваем ее. Повторяем эту процедуру 3—4 раза. Лучше, если получается выплюнуть воду через рот. Уход за слизистой носа помогает свободно дышать, поступать кислороду в организм. Особенно это важно при физических нагрузках;

• пить воду комнатной температуры маленькими глотками по утрам (от половины до одного стакана);

• обливать ноги (голени, стопы) холодной водой, затем интенсивное растирание и бег;

• ходить по прохладной воде (ванна, река, море);

• обтирать тело, руки, ноги салфеткой, намоченной в прохладной воде, затем активное растирание;

• обливаться холодной водой.

Закаливание дает эффект, если оно проводится регулярно, при этом формируется положительный условный рефлекс. Следует тщательно вытираться во избежание переохлаждения. Необходимо учитывать состояние организма. Без надлежащей подготовки нельзя окунаться в проруби. Закаливание водой надо совмещать с закаливанием воздухом (одеваться по сезону, спать в проветренном помещении, ходить босиком). Процедуры закаливания, применяемые в системе, помогут избавиться от простудных заболеваний.

А привыкать к контрастному душу и более низкой температуре воды надо, но постепенно. В любом случае по вопросу закаливания следует получить консультацию врача, хорошо знающего все особенности вашего организма.

Ученик.

Пусть легкие наполнит морским бризом,

К лесному воздуху живи поближе.

А воздух горный, луговой сосновый

Здоровой жизни станет пусть основой.

Уйдут истерики, и нервы поутихнут,

Ты только к воздуху природному привыкни.

И не души себя ты смрадной духотой.

Меня услышал? Сразу форточку открой!

Но лучше поспеши к живой земле,

Когда она в снегу, когда в тепле.

Воздух живительный вдыхай,

Ты прав вдвойне:

Спасибо скажем, пока есть он на Земле!

Классный руководитель. Воздух и вода идут рядом с зарядкой. Если день начнешь с зарядки, будет все с тобой в порядке. Жизнь вообще требует постоянного движения. Если с возрастом оно необходимо для борьбы со старостью, то в молодости - это залог вашей активности, продление самой молодости и жизни.

Ученик 1.

Чем больше все в машине

Работают детали,

Тем больше их износ, конец,

Они уже «устали».

Совсем с тобой другое

Происходит, человек.

Подольше хочешь жить?

Хочешь продлить свой век?

Тогда все органы работой нагружай,

Застыть в оцепененьи им не дай.

Движение отгонит скуку, старость.

А прекратишь - получишь дряхлость, вялость.

Так окунись скорее в жизни круговерть,

Помни, в покое пребывает только смерть.

Ученик 2. Зарядка, прогулки, плавание - все это в моем наборе здорового образа жизни. Самое главное, что все виды этой двигательной деятельности помогают мне справляться с любой усталостью. Когда подзаряжается тело, начинает по-другому работать и мозг.

Ученик 3. Покой, излишня расслабленность атрофируют человеческие мышцы и расслабляют ум. И французский философ и писатель Жан-Жак Руссо, и древнегреческий философ и ученый Аристотель, и И.В. Гете (немецкий поэт, мыслитель, естествоиспытатель), все люди великие, сходились на том, что мысли приходят в голову и начинают двигаться во время ходьбы, прогулки. Получается, что движение крови, обогащенной кислородом, делает свое дело и в плане физического здоровья, и в плане умственного - тоже.

Психолог проводит тренинг социальных навыков.

Ребятам предлагается высказать свое мнение, прокомментировав высказывание американского терапевта-кардиолога П.Д. Уайта: «Если бы наше поколение использовало свой ум и ноги больше, а будильник и желудок меньше, то у нас меньше было бы случаев коронарной болезни» (высказывают согласие, несогласие, сомнения и т. д.; мнения обычно разделяются; много возражений: а как всюду успеть, ритм жизни не позволяет жить по-иному, понимаю, но многим приходится «перекусывать», а это лучше, чем остаться совсем голодным, часто ужинаем тоже поздно из-за занятости и т. д.; тем не менее, следует подвести ребят к выводу: хочешь быть здоровым и умным - будь им, ищи выход, построй свой день так, чтобы все твои нагрузки не были в ущерб здоровью, иначе зачем вся твоя деятельность и все напряжение, ради чего?).

Классный руководитель. Гармоническое развитие наряду с умственным, нравственным включает и физическое, которое дает человеку не только красоту тела, но и здоровье, жизненную энергию. Физические упражнения оказывают благотворное влияние на состояние нашей нервной системы, на повышение работы памяти. В сильном и здоровом теле чаще всего формируется и развивается настоящий волевой характер, способный принимать правильные решения и воплощать их в разумные и полезные действия, характер, способный побеждать.

Учитель физкультуры. Мне приятно констатировать, что все сказанное относится и к некоторым из вас, ребята. (Называет имена, приводит примеры достижений, побед, преодолений, вручат грамоты, награды. Затем вместе со спортсменами класса, предлагает провести физическую разминку.)

Быстро встали, потянулись,

Поклонились, улыбнулись.

Вместе дружно пошагали,

Побежали, побежали.

И налево повернулись,

И соседям улыбнулись.

И направо повернулись,

И друг другу улыбнулись.

И опять мы все шагаем,

Дружно руки поднимаем,

Кисти разом все встряхнули,

Руки выше потянули.

Полетали высоко,

И вдохнули глубоко.

Опустили руки, выдох...

Повторить вы все могли бы?

Ученица. Мой папа всегда говорит, что от большей части болезней можно избавиться различными физическими упражнениями. И что особенно эти упражнения хороши утром, после сна, для того, чтобы твой организм окончательно проснулся. Он посоветовал мне понаблюдать за тем, как просыпается кошка. Я так и сделала. И вот, что из этого получилось. Во-первых я стала заниматься утренней зарядкой, во-вторых, стала писать стихи.

Не сплю, лежу, зеваю.

Что делать, размышляю.

Вижу, проснулась наша кошка,

Понаблюдаю я немножко.

Она, спинку распрямляя,

Потянулась вся, зевая.

Лапки передние так тянет,

Кажется, мой нос достанет.

Тянет задние - картинка!

Потом выгнула вдруг спинку.

Аккуратно, по порядку

Кошка сделала зарядку!

Мне сказала: «Мяу, мя-а,

Теперь очередь твоя».

Учитель предлагает всем желающим распечатки с комплексами упражнений:

Упражнения для утренней зарядки

I. Исходное положение (далее - и. п.) - основная стойка (далее - о. с.). 1. Поднять руки в стороны вверх и сжать пальцы в кулаки (вдох). 2. Опустить руки, расслабить кисти (выдох). Повторить 4-8 раз. В и. п. следить за осанкой (голову держать прямо, живот подобрать, плечи отвести назад). Поднимая руки, отводить их до предела назад.

II. И. и. - руки в стороны. 1. Поднять вперед правую ногу и сделать под ней хлопок ладонями (выдох). 2. Вернуться в и. п. (вдох). 3-4. То же левой ногой. Повторить по 4-6 раз. Следить за осанкой в и. п. поднимая ногу, оттягивать носок. Опорную ногу не сгибать.

III. И. п. - ноги врозь, руки на поясе. 1. Наклониться вперед, опустить руки (выдох). 2. Вернуться в и. п. (вдох). Повторить 4—8 раз. Следить за осанкой в и. п., при наклоне стремиться достать пол ладонями. Ноги не сгибать.

IV. И. п. - о. с. у спинки стула. 1-2. Глубоко присесть на носках с разведенными коленями, придерживаясь за спинку стула (выдох). 3-4. Подняться в и. п., опустить руки (вдох): Повторить 4—10 раз. Следить за осанкой в и. п., во время выполнения упражнения не сгибать туловище, не сутулиться.

V. И. п. - сесть на пол, вытянуть ноги вперед, руки в стороны, ладонями вниз. Выпрямиться. 1-2. Согнуть правую ногу в колене и тазобедренном суставе. 3-4. Обхватив колено руками, подтянуть его к грудной клетке (выдох). Вернуться в и. п. (вдох). Выполнить то же левой ногой. Повторить по 6-10 раз. При выполнении движения другая нога должна быть выпрямлена.

VI. И. п. - руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки. 1-2. Медленно повернуть кисти ладонями вверх и поднять руки вверх (вдох). 3-4. Опустить в и. п. (выдох). Повторить 6-10 раз. Стремиться держать туловище прямым и отводить руки назад до предела. Упражнение можно делать и с гантелями (0,5-2 кг).

VII. И. п. - о. с. Бег на месте на носках в течение 30-60 секунд. Дышать глубоко и ритмично. Руки согнуть в локтях под углом 60-70° и несколько отвести назад.

VIII. Шаги на месте, сначала с высоким, затем с умеренным подниманием коленей. Темп быстрый. Продолжительность 1,5-2 минуты.

Костюм для зарядки должен быть легким, не стесняющим движений (ребята демонстрируют). Выполняя упражнения, надо дышать без задержек, глубоко и ритмично. Вдыхать - через нос, выдыхать - через рот. Если упражнения вызвали учащенное сердцебиение или дыхание, рекомендуется походить по комнате в течение 30-90 секунд. Утренняя гимнастика не должна вызывать утомление. Увеличивайте нагрузку на организм постепенно, переходя от легких упражнений к более трудным упражнениям. Через 7-10 дней желательно менять комплекс. Чтобы организм не привыкал к одной и той же нагрузке, надо ее постепенно увеличивать за счет повторов и ускорения темпа движений. В этом случае уровень физической подготовленности будет возрастать. А разнообразие упражнений даст возможность всем вашим мышцам развиваться равномерно и гармонично. Занятия дадут результат уже через несколько месяцев: движения станут более легкими, мышцы укрепятся, улучшится осанка.

Домашняя переменка

1. Отодвинуть стул от стола, поднять руки вверх, прогнуться и коснуться лопатками спинки стула, делая вдох. Затем положить прямые руки на стол ладонями вниз и выдохнуть. Повторить 3-5 раз.

2. Держась за спинку стула, следует присесть и выдохнуть. Затем выпрямиться и вдохнуть. Повторить упражнения 3 раза на правой и 3 раза на левой ноге.

3. Держаться за сиденье стула обеими руками, присесть на обеих ногах и выдохнуть. Затем выпрямиться и вдохнуть. Повторить 3 раза.

4. Держаться за сиденье стула, согнуть руки в локтевом суставе и выдохнуть. Разогнуться, отжимаясь от стула и вдохнуть. Повторить 3 раза.

5. Сесть на стул, опереться одной рукой на его спинку. Второй опереться на сидение. Поднять ноги и выпрямить, сделать вдох. Опустить ноги на пол, сделать выдох. Повторить 3-5 раз.

6. Упражнение «встать - сесть» выполнять не резко. Вставая, делать вдох, садясь, опустить руки вниз и сделать выдох.

7. Прыгать вокруг стула в течение 20-40 секунд. Затем сесть за рабочий стол, развести руки в стороны и сделать глубокий медленный вдох. Обнять себя руками спереди и выдохнуть. Повторить 3 раза.

Можно использовать и 3-4 упражнения вместо 7. Кровообращение улучшается за счет приседаний. Мышцы ног - мощный насос крови. Прыжки способствуют кровообращению и улучшают дыхание. А все вместе - работу головного мозга.

Устают и глаза. Их тоже следует поберечь.

Физкультминутка для глаз

1. Сделать по 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа налево, затем слева направо;

2. Сделать по 15 колебательных движений глазами по вертикали вверх - вниз, затем вниз - вверх;

3. Сделать по 15 круговых вращательных движений глазами слева направо, затем справа налево;

4. Упражнение «восьмерка»: сделать по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую сторону, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.

Выполнять упражнения желательно через 30-40 минут зрительной работы.

Упражнения со скакалкой

I. И. п. — основная стойка, скакалку сложить вдвое, держать за головой в согнутых руках; 1 - повернуть туловище влево, скакалку вверх, натянуть; 2 - и. п.; 3 - выполнять то же в другую сторону.

II. И .п. - ноги врозь, сложенная вдвое скакалка на шее, руки согнуть; 1 - наклониться влево, опуская левую руку и сгибая правую за голову; 2 - те же движения, но в другую сторону.

III. И. п. - основная стойка; скакалка, сложенная вдвое, впереди внизу; 1-2 - вращать туловище влево; 3-4 - то же, но вправо.

IV. И. п. - широкая стойка на скакалке, ее концы - в руках;

1 - присесть, натягивая скакалку, руки выпрямить вперед; 2 - и. п.

V. И. п. - основная стойка, скакалка в прямых руках сзади;

1-4 прыжки на обеих ногах, вращая скакалку вперед.

Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

Упражнения для формирования осанки

• Положение, лежа на спине, животе, что способствует разгрузке позвоночника.

• Вис на гимнастической стенке.

• Различные виды ползания и лазания.

• Ходьба с грузом на голове.

Классный руководитель. Есть еще один замечательный целитель недугов - труд. Многие люди ищут и находят в труде избавление от всех бед, неприятностей, болезней души и тела. И.П. Павлов, ученый-физиолог, пришел к выводу, что «физическая работа служит величайшим средством в случае расстройства высшей нервной деятельности». Нервная система управляет всеми процессами в нашем организме. Успокаивая ее, мы таким образом нормализуем всю деятельность организма.

Ученик 1. Хочу добавить, что исцеляет все боли, особенно душевные, тот вид работы, который нам приятен, работа, которую мы выполняем с большой охотой.

Ученик 2. Физический труд помогает избавиться от раздражения, сбросить отрицательные эмоции. К тому же, это еще приятная усталость и хороший аппетит.

Ребята знакомятся с фотовыставкой: «Стать здоровым не ленись, хорошенько потрудись» или «Кто труда не боится, того хворь сторонится».

На стендах представлены фотографии: школьный трудовой десант, работа на даче, дома, в подшефном хозяйстве; шефская помощь в больнице, помощь ветеранам ВОВ и труда, изготовление игрушек и инвентаря для детского сада, ремонт школьной мебели и другие виды работ.

К фотографиям могут быть составлены комментарии:

На даче:

Поливать я так устал, отдохну немножко,

А пока мне помогает наша Мурка, кошка.

Ремонт в доме:

Будто в сговоре обои. Что же получается?

Не за стены, за меня все они цепляются.

В детском саду:

Снега выпало богато, а у нас одна лопата.

Но, зато какая! Квадратная, большая!

Школьный трудовой десант:

Кто просил подружку-осень столько листьев набросать?

Зато «труженик» наш Вася на них может отдыхать!

Ремонт в кабинете школы:

Мы старались, так учились, что столы все развинтились.

За отвертки надо браться. Зачем было так «стараться»?

Классный руководитель. Когда человек занят умственным трудом, то через какой-то промежуток времени ему необходим отдых. Но отдых от умственного труда не означает ничегонеделание. Арабы говорят, что, когда мы даем работу телу, наша голова отдыхает. Именно такое чередование труда считается здоровым и полезным для нашего организма. «Человек так создан, что он отдыхает от одной работы, лишь взявшись за другую», - писал Анатоль Франс.

Ученик 1. Конечно, после напряженного физического труда хорошо бы душ (купание) и шезлонг под тенистой яблоней. Но бывает, что даже на это уже не хватает сил. И тогда к вам приходит спасительный сон. Вот он, действительно, «выручатель нервной системы» (как сказал И.П. Павлов) и всего организма. Он обновляет наши силы, приводит нас в порядок. А пробуждение после хорошего сна дает нам ясность ума. Не зря говорят: «Утро вечера - мудренее». Весь организм, и ум в том числе, отдохнул. И он уже способен принимать разумные решения.

Ученик 2.

Чем крепче сон, тем ярче мысли

И тем прекрасней день, заря.

Я знаю, в жизни все не просто.

И я уверен, все - не зря.

И сон наш - для восстановления,

Для ясности ума и вдохновения.

Источник сил, бальзам души больной,

Прошу, природы дар, побудь со мной.

Я должен отдохнуть, я так устал...

В земном пиру вкуснейшим блюдом

Вильям Шекспир тебя назвал.

Морфея струны зазвучали,

Ушли усталости, печали.

Ты отдохнул, спокоен, свеж,

Усталости не перешел рубеж.

Вот так я сон - источник сил восславил.

О полноценном отдыхе

Подумать всех заставил?

Врач. Серьезное внимание полноценному отдыху должно быть уделено и в режиме дня. Правильный сон (а он в годы становления организма имеет огромное значение) составляет 9-10 часов в сутки. Одна треть этого времени должна приходиться на сон до полуночи. Прогулка перед сном и легкоусвояемый ужин способствуют хорошему отдыху организма.

Предлагает памятку «Режим дня».

1. Если ты проснулся, распрямись и потянись.

2. Не задерживайся в постели долго, не расслабляйся, помни, что у тебя впереди долгий рабочий день.

3. Ложись спать не позднее 22 часов. Организму необходимо не менее 7-8 часов сна, чтобы восстановиться.

4. Вставай пораньше, сделай утреннюю зарядку.

5. Почисти зубы, прими душ, приведи волосы и одежду в порядок.

6. Плотно позавтракай утром.

7. Иди в школу пешком, если позволяет время и расстояние.

8. Не планируй слишком много дел на один день, учитывай свои возможности.

9. Не забывай, что умственный труд полезно чередовать с физическим.

10. Не сиди долго без движения или в одной и той же позе.

11. Делай перерывы для зарядки или просто потанцуй под музыку.

12. Береги зрение, не читай лежа в постели.

13. Не сиди долго у компьютера, сделай зарядку для глаз.

14. Не переедай на ночь.

Если вы, ребята, подолгу сидите у компьютера, не забывайте делать зарядку для глаз, им тоже необходим отдых.

Упражнения при зрительном утомлении и близорукости (выполняются сидя)

1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторять 6-8 раз.

2. Быстро моргать в течение 1-2 минут.

3. Закрыть веки. Аккуратно помассировать их с помощью круговых движений пальца в течение 1 минуты.

4. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Через 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.

5. Смотреть вдаль перед собой 2-3 секунды. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

6. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху. Сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 3-6 раз.

Комплекс упражнений, выполняемый стоя

1. Голова неподвижна. Поднять полусогнутую правую руку вверх, медленно передвигать каждый палец слева направо 10-12 раз, затем сверху вниз 10-12 раз.

2. Вытянуть руки вперед на ширину плеч на уровне глаз. Посмотреть в правый верхний угол комнаты, перевести взгляд на концы пальцев правой руки. Повторить 3-4 раза.

3. Стать перед окном. На расстоянии 25 см на уровне глаз на окне прикрепить метку (кружок 2-3 мм). Поочередно фиксировать взглядом метку и какой-либо объект за окном, расположенный на уровне метки. Повторить 8-10 раз.

Классный руководитель. О здоровье, я уверена, задумываются многие. Но вот решить что-то сделать и довести свое решение до конкретного поступка, дальнейших разумных и полезных действий - это уже задача не для слабых. И прежде всего это касается осмысленных и волевых действий по отказу от вредных привычек.

Ученик 1. Мы уже столько раз говорили и об отрицательном влиянии вредных привычек на организм, и о том вреде, который наносится окружающим людям, семье, обществу. Считаю, что в наше время человек уже достаточно информирован обо всем. Теперь дело за ним, за самим человеком, его воспитанностью, общим уровнем культуры, силой воли. К тому же и государство предпринимает все более решительные шаги в вопросе борьбы с различного рода нарушениями в нашей жизни. Среди них и вредные привычки. Потому что они не только разрушают здоровье отдельных людей, а еще и наносят большой социальный вред всему обществу.

Ученик 2. Меня всегда удивляло это целенаправленное желание человека уничтожать себе подобных (одни только войны чего стоят!). Но ведь в случае с вредными привычками идет уничтожение даже самого себя!

Ученик 3. Я пытался убеждать некоторых своих знакомых не губить свое здоровье. Старался доказать, что даже «просто попробовать» может стать началом конца, гибелью. С сожалением констатирую тот факт, что успех мой был не велик.

Ученик 4.

Иногда мне просто хочется спросить таких людей:

Что ты за варвар, человек?

Так укорачивать свой век!

Травиться дымом, алкоголем, «наркотой»...

Когда научишься ты в мире быть с собой?

Классный руководитель. А что вы об этом думаете, ребята? Когда такое произойдет?

Ученик 1. Думаю, когда все станут здравомыслящими. А пока это - не для большинства из нас.

Ученик 2. Не согласен, потому что с каждым днем людей, относящихся серьезно к своему здоровью, становится все больше.

Ученик 3. Но количество спивающихся и наркоманов тоже растет. Об этом все больше говорят и пишут. Потому, наверно, и законы становятся все жестче. Так не образуются ли две противоположные, резко отличающиеся группы людей? И каковы будут последствия?

Ученик 4. Без середины? Только белое и черное? Думаю, этого не произойдет. Без полутонов жизнь не бывает. Уверен, что еще долго будут, если говорить условно, три группы людей: трезвенники, люди с вредными привычками и те, кто посередине. Другое дело, к какой из этих трех групп отнесет себя каждый из нас. Хотелось бы, конечно, быть в первой: здоровой, счастливой, преуспевающей. Но для этого надо подумать о своем как физическом, так и духовном здоровье уже смолоду.

Классный руководитель. Ребята, это будет ваш выбор. Надеюсь, разумный, осознанный, направленный на здоровый образ жизни. А поможет в этом еще и воспитание в себе чувства умеренности. Многие медики и ученые считают, что именно умеренность является фундаментом для нашего здоровья и не только его. Если человек привык слишком ко многому, то любое незначительное ущемление его интересов выбивает его из привычной жизненной колеи, нервирует. Он не хочет и не может переносить и малейших лишений. А ведь жизнь не может гарантировать никому из нас сплошной праздник и полную чашу удовольствий.

Ученик. Так что же, отказаться от благ, от того, что у тебя есть, что упрощает твою жизнь, делает ее не такой напряженной, более радостной и приятной?

Психолог. Конечно, нет. Но надо учиться обходиться без излишеств. «Пользуйтесь, но не злоупотребляйте - таково правило мудрости. Ни воздержание, ни излишества не дают счастья», - так сказал великий французский писатель, философ и просветитель Вольтер (настоящие имя и фамилия - Мари Франсуа Аруэ).

Далее психолог проводит тренинг социальных навыков, предлагает дать толкование изречению Вольтера. (Мнения разные: глупо не пользоваться тем, что имеешь; воздержание необходимо например в питании, если оно на пользу здоровью; нет, переедание тоже может привести к ожирению, значит, к нездоровью; лишнее - оно и есть лишнее, где бы то оно ни было; излишества приводят к пресыщению едой, любовью, жизнью; когда все есть, то уже человеку не к чему стремиться, а это уже застой, а застой - это смерть.)

Классный руководитель. Вы правы во многом. А если говорить о питании, то не зря же сказано, что «не в меру еда — болезнь и беда». Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Сколько раз люди повторяют эту жизненно важную истину. Однако далеко не все следуют ей. Отсюда болезни желудочно-кишечного тракта, лишний вес, одышка, сердце и т. д. Во все времена считалось, что лучше недоесть, чем переесть. И все же многие насыщают себя до неприятности, объясняя это тем, что очень хочется чего-то вкусненького, а воздержаться трудно.

Умеренность в еде (а не переедание и последующая за ним сонливость) дает нам возможность оставаться бодрыми и работоспособными в течение долгого времени. Считается, что лучше есть часто и понемногу, тщательно пережевывая пищу.

В питании есть очень полезные вещи, которые не всеми одинаково хорошо воспринимаются. Это лук и чеснок, а также лимоны. Но эти продукты полезны и желательны для употребления.

Врач (или школьная медсестра, которая курирует вопросы питания учащихся). Не следует забывать о том, что летом организм старается накопить побольше витаминов про запас. Напряженная умственная работа требует большого количества калорий (нельзя недоедать, ведь у вас достаточно напряженная школьная работа и еще подготовка домашних заданий; особенно об этом стоит помнить девочкам, которые обеспокоены из-за своей фигуры и поэтому часто голодают). Еда должна быть в достаточном количестве. Нельзя совсем лишать организм животных и молочных продуктов, особенно в период роста, становления организма. К мясному - побольше зелени, салатов. Это всегда способствовало хорошему пищеварению.

Если вы чувствуете, что переели, помните, что все можно привести в норму физическими нагрузками, только не сразу после еды.

Очень многие люди едят все. При этом не полнеют и не болеют. Значит, они соблюдают во всем разумную пропорцию. Кстати, для работы мозга очень полезны орехи. Может, сама природа подсказывает нам это? Заметьте, строение грецкого ореха так похоже на мозг человека.

Питание - это то, что обеспечивает основные жизненные функции организма. Нормально организм развивается лишь тогда, когда он обеспечен полноценным, разнообразным и правильно организованным питанием. Количество и качество пищи должны соответствовать потребностям организма.

Белки - это основной материал для построения тканей и органов человеческого тела. Наиболее ценными считаются белки мяса, рыбы, яиц, молока и молочных продуктов.

Главным источником энергии в организме являются жиры и углеводы. Жиры влияют на иммунитет и обмен веществ в организме. Молоко, сливки, сметана, яичный желток содержат полноценные жиры. Растительные жиры или масла тоже необходимы детскому и подростковому организму. И они должны составлять 5-10% по отношению к общему количеству жира.

Не надо есть слишком много жирной пищи, потому что жиры (вернее, их избыток) отрицательно влияют на выделение пищеварительных соков. Процесс пищеварения нарушается.

Углеводы - основной источник энергии для мышц. Они в овощах, фруктах, ягодах, молоке, картофеле и крупе. Углеводов в питании детей и подростков должно быть больше в 4 раза, чем белков и жиров. Но избыток углеводов может привести и к избыточной массе тела.

Соли кальция, фосфора и железа, которые содержатся в молоке и молочных продуктах, орехах, бобах, овощах, яичном желтке, мясе, яблоках, гранатах, способствуют обменным процессам в организме.

В рационе обязательно должны быть витамины. Овощи, фрукты, ягоды лучше употреблять в сыром виде. В кашах и ржаном хлебе (в изделиях из зерновых продуктов) находится тоже достаточно много важных для организма продуктов.

Весной для восполнения витамина С полезны настой шиповника и фруктово-ягодные соки.

Детям и подросткам рекомендуется 4-разовое горячее питание. Суточная калорийность такова: завтрак - 25%, обед (3-4 блюда) - до 40%, небольшой полдник - 15%, ужин - 25% суточной калорийности. Не стоит есть позже чем за 1,5 часа до сна.

Классный руководитель. Чувство меры во всем - одно из важнейших условий хорошего самочувствия не только в настоящем, но и в будущем. К тому же пресыщение чем бы то ни было убивает желания человека. А наши желания - это стимул творить, любить и жить долго.

Ученик.

Умеренность - друг сердца и ума -

Дань мудрости мы отдаем сполна.

И понимаем, надо очень постараться,

Чтоб от излишеств разных удержаться.

И в меру радоваться, в меру горевать,

Достойному — достойное воздать.

Запомни, жизнь тогда лишь хороша,

Когда стремлений и желаний

Твой полон ум, полна твоя душа.

Так охраняй себя во всем от пресыщения,

Чтобы не вызвать к жизни отвращения.

Будь мудрым, запрети себе все то,

За что потом не хвалит нас никто.

Делают выводы:

• секрет продления жизни — в ее здоровом образе;

• здоровый образ жизни - это разумное отношение к своему здоровью, желаниям и потребностям;

• заботиться о здоровье - это значит отдать должное внимание гигиене, воде и воздуху, режиму, движению и питанию, труду и отдыху;

• умеренность - надежный фундамент нашего здоровья.

Похожие статьи:

Классный час «Конфликты в семье и способы их разрешения», 9 класс

Классный час интеллектуальная игра, 9-10 класс. Конспект

Классный час «Общительность», 9 класс

Классный час «Познай себя», 9 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!