Классный час «Познай себя», 9 класс
Рекомендации по проведению классного часа в 9 классе «Познай самого себя»
Цель: акцентировать внимание учащихся на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.
Форма: беседа.
Подготовительная работа.
Можно провести анкетный опрос.
Экспресс-анкета
1. Что я знаю о самом себе (мое здоровье, мой характер, тип нервной деятельности, мои ценности)?
2. Что я знаю о других людях?
3. Кто или что помогает мне в самопознании, в саморазвитии (учителя, родители, друзья, чтение книг, средства массовой информации)?
Предлагается использовать фрагменты из книг профессора Л. П. Гримака «Резервы человеческой психики», «Введение в психологию активности», «Общение с собой».
В одной из своих книг ученый писал: «Для того чтобы человеческая психика формировалась целенаправленно и активно, важно в современных условиях каждому человеку знать себя и успешно управлять собственным состоянием, саморегулировать психику на основе законов психической деятельности». Как бы вы прокомментировали это высказывание?
Содержание классного часа
Классный руководитель. Прошу вас, вслушайтесь и вдумайтесь в слова Я. Корчака: «Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать других.
...Отдай себе отчет в том, на что ты способен сам».
- Нужно ли это человеку?
- Важно ли говорить об этом?
- Хотелось бы вам «познать себя»? Возможно ли это? Если да, то каким образом?
Конечно, полностью эту проблему одним занятием мы не исчерпаем, но некоторые пути ее решения, надеюсь, одолеем.
Классный руководитель после краткого вступления проводит диалог с учащимися.
Вопросы для диалога:
1. Какой (какая) ты?
2. Что ты можешь сказать о своих достоинствах и недостатках?
3. Каким бы ты хотел быть в окружающем мире?
4. Правда ли, что «Я» всегда зависит от ситуации: в кругу семьи «Я» - одно, в школе «Я» - другое, в компании друзей «Я» - третье?
5. Ощущаете ли вы себя временами подобно героине сказки Л. Кэрролла Алисе: «Видите ли, сэр, я просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно, примерно знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я все время то такая, то сякая - словом, какая-то не такая».
6. Возникает ли у вас впечатление, что внутри вас спорят два разных человека, как в случае с той же Алисой: «Алиса вообще давала себе превосходные советы (хотя слушалась их далеко-далеко не всегда); иногда она закатывала себе такие выговоры, что еле могла удержаться от слез, а как-то раз она, помнится, даже попробовала выдрать себя за уши за то, что сжульничала, играя сама с собой в крокет. Эта выдумщица ужасно любила понарошку быть двумя разными людьми сразу».
Затем классный руководитель отмечает, что стремление человека к самопознанию и самосовершенствованию уходит своими корнями в глубокое прошлое. Для знакомства и обсуждения учащимся предлагаются изречения мудрых людей.
«Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить» (Гераклит).
«Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя» (Р. Декарт).
«То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле...» (И. Кайт).
«Я - подлинное чувственное существо: тело входит в мою сущность, тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность» (Л. Фейербах).
«...Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» (К. Маркс).
«Человек сам по себе глубок, прежде всего, своей собственной жизнью. Он иногда даже не догадывается о своей глубине и не пользуется ее содержанием. Скребет, что называется, поверху, не заглядывая внутрь. Обидно, что часто, не заглянув, так и уходит из жизни, себя не познав, не познав своих возможностей» (Я Распутин).
Подведение итогов.
В заключительном слове классный руководитель использует данные анкеты и дает рекомендации учащимся по организации самовоспитания. Хотелось бы видеть каждого из вас творческой личностью. Ведь, как утверждал В. А. Сухомлинский: «Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку».
«Кто я? Каков я? Что я могу?» - спрашивайте чаще себя об этом. Тогда, разобравшись в себе на каком-то этапе, вы сможете нацелить себя на новые формы и новый уровень развития самосознания.
Это сложно - выступать в двух лицах: и познающего, и познавательного. Трудно, но важно!
Похожие статьи:
Классный час на тему ЗОЖ, 9 класс
Классный час интеллектуальная игра, 9-10 класс. Конспект
Классный час «Общительность», 9 класс
Классный час «Конфликты в семье и способы их разрешения», 9 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!