Родительское собрание «Толерантность», 5-6 класс
Разработка родительского собрания для родителей подростков. Тема «Поговорим о толерантности»
Цель: повысить педагогическую культуру родителей.
Задачи: создать условия для активного и сознательного участия родителей в обсуждении проблемы собрания; познакомить родителей с понятием толерантность, формировать умение разрешать конфликт с позиции толерантного подхода, подвести к изучению и раскрытию качеств толерантного человека; способствовать поиску новых шагов, путей выработки в себе данного качества; побудить родителей к деятельности по формированию норм нравственного отношения к миру, людям и к себе.
Форма проведения: игра-тренинг.
Участники: родители, классный руководитель.
План проведения:
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Практическая часть.
3. Итоги собрания.
4. Решение родительского собрания.
Подготовительная работа: составление приглашения на родительское собрание, буклета для родителей.
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя.
- Большую роль в гармонизации отношений в обществе играет то, какие ценности будут привиты подрастающему поколению.
В современной российской реальности мы постоянно сталкиваемся с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время доминирует агрессивность как форма достижения близлежащих целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности как определенном способе деятельности и поведения.
В этой связи немаловажное значение имеют принципы толерантности (терпимости), их содержание и формы реализации в повседневной жизни каждого человека, который уважает себя и других, является законопослушным и выступает против применения силовых методов в разрешении конфликтных ситуаций.
Декларация принципов толерантности, утвержденная на Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 г. (ст. 1,2) гласит: «Терпимость - это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности; терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства».
Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность.
Для русских людей понятие толерантности далеко не ново. Россия всегда была многонациональной страной, где переплелось множество культур, традиций, религий.
В Концепции модернизации российского образования говорится: «Потенциал образования должен быть в полной мере использован для сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства».
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.
Толерантность нужно воспитывать путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Вопрос успешного воспитания детей в семье — не в мере родительской строгости или доброты. Он гораздо сложнее, потому что требует от всех родителей осведомленности в психологии личности ребенка, овладение системой воспитания в целом, толерантного подхода к процессу воспитания. Если Вы терпеливы по отношению к маленьким детям, добры, объективны, Вам нетрудно простить друг другу серьезную обиду, если Вы стараетесь понять поступок другого человека, не осуждая его, то Вы стоите на правильном пути к толерантности, что позволит Вам быстро и легко разрешать все конфликты.
Семь основных принципов толерантности:
- Уважение человеческого достоинства всех без исключения людей.
- Понимание индивидуальной неповторимости.
- Уважение различий.
- Взаимодополняемость как основная черта различий.
- Взаимозависимость как основа совместных действий.
- Культура мира.
- Сохранение памяти.
Мудрые советы для родителей:
• Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.
• Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
• Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
• Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
• Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
• Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
• Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
• Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.
• Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
2. Практическая часть.
Тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?»
- Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего - А, Б или В.
1. Ребенок капризничает, не ест суп, хотя всегда ел. Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.
2. Ваш ребенок во дворе сильно поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и разбираетесь с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.
3. Ваш ребенок смотрит фильм вместо того, чтобы делать уроки. Вы:
а) начнете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.
4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:
а) Вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.
5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся(ась) домой:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;
в) накажете.
Под каждой буквой прочтите мнение о себе.
А - это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б - это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.
В - тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.
3. Итоги собрания.
- Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.
Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятая в семье, формирует толерантность ребенка.
Хотелось бы, чтобы в Вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Послушайте китайскую притчу.
ЛАДНАЯ СЕМЬЯ
Жила-была на свете семья. Она была непростой. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, в селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи и спросил его, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
- Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех.
4. Решение родительского собрания.
1. Обсудить в семейном кругу вместе с детьми проблему толерантного поведения.
2. Пресекать некорректное поведение по отношению к одноклассникам, разъяснять детям недопустимость подобного поведения.
3. Продолжить сотрудничество со школой, активно участвовать в жизни класса.
Автор: М. Ю. Тарасова
Похожие статьи:
Родительское собрание «Ребенок и деньги», 5 класс
Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
Родительское собрание «Трудности адаптации пятиклассника в школе»
Родительское собрание «Роль отца в воспитании ребенка», 5 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!