Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Задачи: ознакомить родителей с психологическими особенностями периода адаптации; проанализировать состояние классного коллектива и отдельных его участников в условиях адаптации к занятиям в 5 классе; выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: классный руководитель, педагог-психолог, родители пятиклассников, учителя-предметники.

План проведения:

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Выступление педагога-психолога.

3. Практическая часть.

4. Ответы учителей на вопросы родителей.

5. Итоги собрания.

Подготовительная работа:

Накануне собрания родителям было предложено передать классному руководителю записки с вопросами, появившимися у них за время учебы их ребенка в 5 классе, чтобы в ходе собрания родители обязательно получили на них ответы.

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.

- Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы в среднюю - это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача - разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок окончил начальную школу. Он повзрослел, чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь несколько месяцев назад. Он теперь - пятиклассник! Подростку предстоит понять требования средней школы и приспособиться к ним.

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах школы.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат, у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Давайте разберемся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги.

2. Выступление педагога-психолога.

- Перейдя из начальной школы в основную, количественный состав вашего класса немного изменился: одни дети ушли, другие пришли в коллектив, да и, обучаясь в начальной школе, не все родители знали друг друга. Поэтому я предлагаю вам познакомиться.

Работать будем по цепочке, по кругу, передавая для удобства смайлик «Улыбка». Смайлик несет нам позитивный настрой и будет служить сигналом начала и окончания монолога. Мы предлагаем назвать свое имя, рассказать о себе, а также о своих ожиданиях: что Вы ждете от сегодняшней нашей встречи.

Родители знакомятся друг с другом.

- Теперь мы познакомились и можем говорить о тех проблемах, которые могут возникнуть в адаптационный период у наших детей.

Давайте начнем с игры-экзамена и попытаемся понять, что мы знаем о жизни современного пятиклассника.

Для начала попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника от жизни пятиклассника. Ответьте на вопросы:

- Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребенком в 4 классе? Сколько учебных предметов изучается Вашим ребенком в 5 классе?

- Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребенка в 4 классе?

- Какова недельная учебная нагрузка у Вашего ребенка в 5 классе?

- Сколько учителей обучало Вашего ребенка в 4 классе?

- Сколько учителей обучает Вашего ребенка в 5 классе?

- Сколько времени в среднем тратил Ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 4 классе? Сколько времени в среднем тратит Ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 5 классе?

Чтобы адаптировать наших детей к новым условиям жизни старшей школы, нам необходимо иметь как можно больше информации. Вы познакомились друг с другом, а теперь давайте познакомимся с учителями-предметниками, обучающими Ваших детей.

Педагог-психолог знакомит родителей с учителями-предметниками, подчеркивая их высокую профессиональную компетенцию.

- Мало познакомиться друг с другом, важно знать и психологические особенности детей этого возраста.

Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление, то есть мышление в понятиях, и это способствует возникновению рефлексии. Также к концу этого периода у учащихся должны сформироваться произвольность и способность к саморегуляции.

В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика в данной системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего были связаны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. А это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере своих возможностей. Кстати, очень способные дети живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и, может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь, «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, в особом внимании медиков.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего количества пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать «на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

3. Практическая часть.

Проводится практикум в виде игры «Корзина чувств» (приводится примерный вариант).

Учитель. Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства - позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как Ваш ребенок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все Ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое Вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе. Назовите это чувство.

Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.

Примерные проблемы для обсуждения:

1. В начальной школе учитель был «второй мамой», которая и подскажет, и направит. При переходе в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности учителей-предметников со своими характерными особенностями и предъявляемыми требованиями.

2. Сложности перехода из кабинета в кабинет.

3. Появление новых одноклассников, с которыми необходимо строить отношения.

4. Ощущение отсутствия контроля со стороны учителей-предметников: «Они меня еще не знают и не обращают на меня внимания».

5. Могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

6. Увеличение физической и умственной нагрузки.

Все эти проблемы повышают тревожность пятиклассников.

Чем можно помочь?

Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.

Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий. Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни, о новых учителях и школьных товарищах. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Просите ребенка объяснить, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач.

Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, для того чтобы их сдружить. Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

4. Ответы учителей на вопросы родителей, приготовленных накануне собрания.

5. Итоги собрания.

Похожие статьи:

Родительское собрание «Роль отца в воспитании ребенка», 5 класс

Родительское собрание «Толерантность», 5-6 класс

Родительское собрание «Трудности адаптации пятиклассника в школе»

Родительское собрание накануне Нового года, 5 класс

Родительское собрание «Ребенок и деньги», 5 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!