Урок литературного чтения в 1 классе. Введение в содержание раздела «Здравствуй, сказка!»
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса. УМК «Перспектива»
Цели: познакомить с названием раздела и спрогнозировать его содержание; познакомить с понятиями раздела: «сказка», «сказка о животных», «сказочный герой»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, пониманию характеров героев; развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; рассказывать о своем отношении к сказкам; узнавать сказки; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Оборудование: выставка книг, принесенных детьми, текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте текст.
Раз зубок, два зубок —
Скоро Дашеньке годок!
Хнычет доченька опять,
Будем Дашу утешать:
— Уж вы, зубки, вырастайте
Потихонечку, полегонечку —
Не мешайте дочке спать!
Не мешайте ей играть!
— Определите, что это за произведение. (Потешка.)
— Как вы догадались?
— Для чего создаются потешки?
— Прочитайте потешку медленно, с ускорением.
— Прочитайте потешку выразительно.
— К какому разделу литературы относится потешка? (К устному народному творчеству.)
— Что еще мы отнесем к данному разделу? (Пословицы, поговорки, загадки...)
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Помните ли вы такие строчки?
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
— Из какого произведения эти строки? Кто их автор? (Это отрывок из вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».)
— Кот ученый задал вам сложную задачку. Разгадайте слова, которые здесь зашифрованы.
ZЧWQИUTQIANVTRDSЬJ ДJZSУURMQATIVЬ
— Как расшифровать эту запись? (Нужно читать только буквы русской азбуки.)
— Что получается? (Читать, думать.)
— Вспомните пословицу с этими словами. (Мало уметь читать, надо уметь думать.)
Сегодня на уроке мы будем читать, думать, рассуждать, учиться говорить красиво.
— Рассмотрите выставку книг, которые вы принесли на урок. Как вы думаете, какой раздел мы начнем сегодня изучать?
— Чему будем учиться, изучая этот раздел?
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 52.
— Прочитайте название раздела. («Здравствуй, сказка!»)
— Какие понятия узнаем, изучая этот раздел? (Сказка, сказка о животных, сказочный герой.)
— Прочитайте, что говорят друг другу Аня и Ваня.
— Какие сказки любит читать Аня? (Она любит читать сказки разных народов.)
— Какие сказки любит читать Ваня? (Сказки, которые придумали писатели.)
— Как вы думаете, как появились народные сказки?
Самым первым творцом сказок во все времена был народ. Люди
жили трудно: пахали землю, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли, ткали, ловили рыбу и надеялись на лучшую долю. И в сказках они изображали то же. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть твердым в бедах, советовали не мириться со злом, учили бороться с ним.
Сказки бывают разные. Есть волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему-то людей, заключает в себе мудрую мысль.
— Прочитайте пословицу.
• Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок.
— Почему так говорят? (Ответы детей.)
— Что отражается в сказках? (Мудрость народа, его мечты и желания.)
— Узнайте сказку, прочитав отрывки в учебнике на с. 53—54. Какой герой говорил эти слова?
— Подумайте, ко всем ли сказкам есть рисунки?
V. Физкультминутка
Лягушки
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям физкультпривет!
VI. Продолжение работы по теме урока
— Откройте творческие тетради на с. 34. Прочитайте диалог Вани и Ани.
— Отправимся вместе с ними в сказку. Прочитайте отрывки.
— Выберите две строчки, которые вам больше всего понравились. Прочитайте их, найдите созвучные слова. (Например, усов — грибов.)
Такие слова называют рифмующимися. Благодаря им получаются стихи.
— Докажите, что это отрывок из сказки. Что сказочного вы заметили? Подчеркните в тексте.
— Как называется эта сказка? («Конек-Горбунок».)
— Кто ее автор? (Петр Ершов.)
— Какие волшебные предметы вы знаете? Откройте творческую тетрадь на с. 37 и раскрасьте их. Не забудьте подписать эти предметы на рисунках.
— Узнайте сказки по иллюстрациям в творческой тетради нас. 38-39.
Ответы:
1. Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».
2. Русская народная сказка «Снегурочка».
3. Братья Гримм «Горшок каши».
4. Ш. Перро «Золушка».
5. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
6. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».
7. К.Чуковский «Мойдодыр».
8. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».
VII. Рефлексия
— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Как называется новый раздел учебника?
— Какие отрывки мы читали на уроке? (Отрывки из сказок.)
— Трудно ли вам было на уроке?
Домашнее задание
Выполнить задание в учебнике на с. 55: восстановить названия сказок и вспомнить сказки о буквах.
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна
Похожие статьи:
Занятие в 1 классе. Сказка о солнечном зайчике
Внеурочное занятие на тему «Буратино», 1 класс
Конспект занятия в 1 классе. Абрамцева «Сказка об осеннем ветре»
Конспект занятия, 1 класс. Корней Чуковский «Краденое солнце»
Нет комментариев. Ваш будет первым!