Урок литературного чтения в 1 классе. Е. Пермяк «Самое страшное». В. Осеева «Хорошее»
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Характеристика героя произведения. Е. Пермяк «Самое страшное». В. Осеева «Хорошее»
Цели: познакомить с произведениями Е. Пермяка и В. Осеевой, с их творчеством; учить давать характеристику героев произведений; сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, давать характеристику героев произведений; сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; рассказывать о своем отношении к прочитанному; отвечать на вопросы по содержанию текста.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты Е. Пермяка и В. Осеевой, текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение стихотворений.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Такая дружба
Я свою соседку Олю
За косичку дернул в школе:
— Эта Оля мне опять
Не дала ответ списать.
Ручкой больно ткнул я в спину
Одноклассницу Марину,
Нужно с ней, вообще, построже,
Чтоб не строила мне рожи.
Я стиралкой кинул в Лену,
Ей же — как горох об стену,
А веселую Катюшку
Обозвал я хохотушкой.
В сумку ябеды Ларисы
Я с утра подкинул крысу,
Та устроит в сумке нору,
Вот потеха будет скоро!
На весь класс одну Иришку
Уважаю, как мальчишку,
С Ирой я давно дружу —
Ей лишь кнопку подложу...
В. Можная
— Прочитайте стихотворение шепотом.
— Прочитайте, постепенно увеличивая силу голоса.
— Прочитайте с ускорением.
— Прочитайте с замедлением.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Объясните смысл стихотворения. Что хотел сказать нам автор?
— Может ли быть такой дружба, как здесь рассказано? (Высказывания детей.)
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 44. Прочитайте имя автора, рассказ которого будем сегодня читать.
— Знакомы ли вы с его произведениями?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Е.А. Пермяка.)
Материал для учителя
Евгений Андреевич Пермяк (1902—1982) — русский писатель, сказочник. Он родился в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии — Виссов— предпочел псевдоним Пермяк.
Отец, мелкий почтовый служащий, скончался от чахотки, когда Евгению было три года. Матери было нелегко одной воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в Воткинске, в обществе бабушки, деда и тетки, сестры матери, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием.
В Воткинске Женя учился в церковно-приходской школе, прогимназии и гимназии, где наряду с образовательными дисциплинами велось и производственное обучение. Он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Вполне возможно, что тогда юноша совсем не думал, что ему придется овладеть еще одним очень важным ремеслом — писательским. В Воткинске молодой человек взялся за перо. Его первые заметки и стихи были подписаны псевдонимом «мастер Непряхин».
— Прочитайте название произведения. («Самое страшное».)
— Как вы думаете, что на свете может быть самым страшным? (Высказывания детей.)
(Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».)
— Какие чувства вы испытали при чтении?
— Ответьте на вопросы с помощью текста.
(Выборочное чтение.)
— Каким рос Вова?
— Что он испытывал от того, что никого не боялся?
— Какой день настал однажды?
— Докажите предложениями текста, что все от него отвернулись.
— В каких строчках заключена главная мысль рассказа? Прочитайте их.
(Дети читают последний абзац.)
VI. Физкультминутка
Ветер сильно вдруг подул.
(Руки вверх — наклоны.)
Листья с дерева смахнул.
(Руки вниз.)
Закружились листья все.
(Дети кружатся.)
Прилетели все к земле.
(Присели.)
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте в учебнике на с. 46 название рассказа, рассмотрите иллюстрации к нему, предположите, о чем этот рассказ.
— Что вы помните о жизни и творчестве автора — Валентины Александровны Осеевой?
— Прочитаем ее рассказ, узнаем, что же такое «хорошее».
(Дети читают и отвечают на вопросы после прочтения.)
— Каковы ваши впечатления от прочитанного?
— Какое желание однажды утром появилось у Юры?
— О чем он мечтал? Выберите подходящие строки и прочитайте их выразительно.
— Почему мальчик не осуществил свою мечту?
— Как вы думаете, мог ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали?
— Объясните смысл названия рассказа.
— Прочитайте с друзьями рассказ по ролям. Сколько действующих лиц в рассказе? Отметьте слова, которые нужно читать за автора.
— Обсудите в парах смысл пословиц. Составьте диалог на тему одной из них.
• Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
• Добрый человек добру и учит.
VIII. Рефлексия
— Что сегодня на уроке получалось у вас особенно хорошо?
— Можете ли вы сказать, что сегодня у вас наконец-то получилось то, что раньше не получалось?
IX. Подведение итогов урока
— Что нового узнали на уроке?
— Что особенно запомнилось?
— Какие хорошие поступки вы совершаете?
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся рассказу, подготовить комментарии к нему.
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна
Похожие статьи:
Конспект занятия в 1 классе. Абрамцева «Сказка об осеннем ветре»
Внеурочное занятие на тему «Буратино», 1 класс
Занятие в 1 классе. Сказка о солнечном зайчике
Конспект занятия, 1 класс. Корней Чуковский «Краденое солнце»
Нет комментариев. Ваш будет первым!