Классный час в 3 классе
Классный час в 3 классе. Видимое искусство
Конспект классного часа для 3 класса на тему: «Видимое» искусство
Задачи:
1. Развивать смекалку, фантазию, наблюдательность.
2. Расширять знания детей.
3. Воспитывать чувство прекрасного, побудить школьников думать об окружающем мире, заботиться о природе и беречь ее.
Оборудование: яркая коробка, бумажные цветы (красные синие, желтые), три рабочих стола, стенгазета с интересной информацией об изобразительном искусстве, три листа с кроссвордом, краски, кисти, бумага, три мрачных пейзажа, карточки с дорожными знаками.
Ход классного часа
Учитель. Ребята, у меня в руках волшебная цветочная коробочка. В ней лежат красные, желтые и синие цветы. Я подойду к каждому из вас, вам нужно достать из коробочки любой цветок. (Учащиеся достают цветы.)
Итак, у нас получились три команды. У каждой команды свой цвет. Вот вам первое задание. Подумайте, с чем у вас ассоциируется ваш цвет, и дайте название своей команде. Для выполнения этого задания вам дается 1 минута.
(Учащиеся совещаются, а командир каждой команды оглашает решение. Например: красный цвет - «Божья коровка», синий цвет - «Тучка», желтый цвет - «Солнышко». За каждый правильный ответ команды будут получать жетоны. Победит команда, набравшая больше жетонов.)
Сегодня мы с вами поговорим об одном из древнейших искусств - изобразительном. Его еще называют «видимым» искусством.
- Скажите, а что делает окружающий нас мир таким красочным? (Дети отвечают.)
Конечно, краски. Отгадайте «разноцветные» загадки. (Если команда не отгадывает загадку, то право ответа переходит другой команде.)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза.)
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой. (Гриб.)
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног - да без копыт. (Жук.)
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (Земляника.)
Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис - ирис.)
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает,
Голосисто поет. (Петух.)
Как на нашей грядке
Выросли загадки -
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
А осенью краснеют. (Помидоры.)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок,
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка.)
Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашки.)
Сам с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь - гладко,
А откусишь - сладко. (Яблоко.)
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только желтые лучи
У него негорячи. (Подсолнух.)
Я бел как снег,
В чести у всех
И нравлюсь вам,
Да во вред зубам. (Сахар.)
Чок, чок, пятачок,
Сзади - розовый крючок,
Посреди бочонок,
Голос тонок, звонок. (Свинья.)
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга.)
Люди еще не умели говорить, а изображения уже создавали. Археологи нашли множество наскальных рисунков. Это было началом возникновения письменности. Древнейшую письменность мы называем пиктографией - рисуночным письмом. С помощью этих рисунков люди общались.
Давайте с помощью рисунка попробуем объяснить соперникам какое-либо событие.
(Команды выполняют задание. Например:
А пользуются ли люди пиктографией сегодня? Представьте себе, пользуются. Самые распространенные пиктограммы - дорожные знаки. Пиктограммы помогают нам ориентироваться там, где надписи сделаны на незнакомом языке: в любой стране мы разберемся, где вход и выход, если они обозначены рисунками.
Чтобы соблюдать Правила дорожного движения, нужно уметь читать дорожные знаки. Сейчас я буду показывать дорожный знак, а вы должны сказать, что он обозначает.
Запрещающие знаки
(Дети узнают знаки и отвечают.)
Изобразительное искусство, пожалуй, и самое богатое - за многие столетия человечество накопило множество творений художников всех времен. Изобразительное искусство создают художники. Они изображают мир таким, каким его видим мы все, и таким, каким его видит один-единственный человек - сам художник. Изобразить можно видимый мир предметов, людей, животных. Есть еще невидимый мир чувств - радость и горе, правда и ложь, добро и зло и т. д.
- Скажите, как можно изобразить на бумаге мир чувств? (Дети отвечают.)
Молодцы! Перед вами три основные краски - синяя, желтая и красная. Они называются основными, потому что остальные цвета получаются смешением этих трех основных цветов. Внимание, задание! Перед вами лист бумаги, кисть и три основные краски. Я буду называть цвет, который должен получиться, а вы смешиваете краски на бумаге. За каждый правильно созданный цвет команда получает жетон.
- Какие краски нужно смешать, чтобы получился оранжевый цвет? (Красную и желтую.)
- Какие краски нужно смешать, чтобы получился зеленый цвет? (.Желтую и синюю.)
- Какие краски нужно смешать, чтобы получился фиолетовый цвет? (Красную и синюю.)
- Какие краски нужно смешать, чтобы получился коричневый цвет? (Красную, синюю и желтую.)
- Как получить голубой цвет? (Добавить воды в синюю краску.)
- Мир прекрасен, но человек вмешивается в него. Часто это вмешательство наносит вред. Какой вред может нанести человек окружающему миру? (Дети отвечают.)
Каждой команде я даю картину - это мрачный, грустный послевоенный пейзаж. Мы видим здесь выжженную землю, высохшие деревья, разрушенные дома и т. д.
Попробуйте возродить этот грустный пейзаж, изменить мир, изображенный на картине, используя кисть и краски.
Картины известных художников хранятся в музеях, а еще картины живут в мастерских художников и в наших домах на стенах. Ваши «ожившие» пейзажи мы поместим на классную выставку. (Дети выполняют задание.)
А теперь послушайте сказку Ганса Христиана Андерсена «О том, как буря перевесила вывески». Вам нужно будет исправить проказы бури.
В старину, когда дедушка был еще совсем маленьким мальчиком и разгуливал в красных штанишках, красной курточке с кушаком и шапочке с пером, - а надо вам сказать, что тогда детей именно так и одевали, когда хотели их нарядить, - так вот в те далекие, далекие времена все было совершенно иначе, чем теперь.
Ведь какие, бывало, торжества устраивались на улицах! Нам с вами таких уже не видать: их давным-давно упразднили, так как, видите ли, вышли из моды. Но до чего же занятно теперь послушать дедушкины рассказы об этом - вы и представить себе не можете.
...Дедушка был еще совсем маленьким, когда приехал с родителями в этот город, самый большой в стране.
...И надо же было, чтобы вся эта кутерьма с вывесками приключилась как раз в тот день, когда в город приехал дедушка. Он сам рассказывал об этом, и очень складно, хоть мама и уверяла, что он морочит мне голову. Нет, на этот раз дедушка говорил всерьез.
В первую же ночь, когда он приехал в город, разыгралась страшная буря, до того страшная, что такой нив газетах никогда не описывали, ни старожилы не помнили. Ветер срывал черепицу с крыш, трещали и валились старые заборы, а одна тачка вдруг взяла да и покатилась по улице, чтобы убежать от бури. А буря бушевала все сильнее и сильнее, ветер дико завывал, ревел и стучал в ставни, стены и крыши...
...Да, ну и выдалась же ночка! Наутро - только подумайте! - все вывески в городе поменялись местами, а кое-где получилось такое безобразие, что дедушка, уж как ни хотелось ему рассказывать об этом, только помалкивал да посмеивался про себя...
...Каково же было жителям этого города, а особенно приезжим! Они совершенно сбились с толку и ходили как потерянные. Да иначе и быть не могло: ведь они привыкли искать дорогу по вывескам!
...Теперь подобных бурь больше не бывает: такую только дедушке до* велось повидать, и то когда он был еще мальчишкой. Да и вряд ли такая буря повторится при нас; разве что при наших внуках. А мы дадим им благой совет: «Пока буря перевешивает вывески, сидите-ка лучше дома».
(Командам дается задание - придумать и нарисовать вывески так, чтобы соперники смогли сказать, над входом в какой магазин каждую из них можно повесить. Подведение итогов игры.)
Дополнительный материал
детям предлагается закончить стихотворения.
Если видишь - на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш –
Обязательно картина
Называется... (пейзаж)\
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине.
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это... (натюрморт)!
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик, или балерина,
Или Колька - твой сосед,
Обязательно картина
Называется... БУФЕТ?! (Портрет.)
А. Кушнер
Портрет
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Н. Заболоцкий
Пейзаж
Нигде ни единой птицы,
Нигде не качнется лист,
И только дрожат зарницы
И запад багров и мглист;
Направо - земля сырая,
Размокших полей штрихи,
Над серым пятном сарая
Кривой силуэт ольхи;
Налево светится глухо
Водой затопленный ров,
По сизой глине старуха
Бредет с вязанкою дров,
А дальше только дорога,
Петляя, словно тесьма,
Уходит в сумерки лога
За синий контур холма.
Т. Готье
На радуге
Не во сне,
А наяву-
Что же здесь такого? –
Я на радуге сижу
В домике лиловом.
Выбегаю поутру
В бежевых сапожках,
Ем в сиреневом бору
Алую морошку.
С листьев падает роса
В темно-синей чаще,
Филин желтые глаза
На меня таращит.
Там, где свищут соловьи
В закоулках бора,
Пробираются ручьи
К розовым озерам.
Машет белка за кустом
Фиолетовым хвостом,
Белорыбицы плывут
Под вишневый мостик...
Я на радуге живу,
Приходите в гости!
Т. Белозеров
Подумай и отгадай
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
А сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Краски и кисть.)
Он признался ножу:
«Без работы я лежу.
Построгай меня, дружок.
Чтобы я работать мог». (Карандаш.)
Начало - «пенье» птицы,
Конец - на дне пруда,
А целое - в музее
Найдете без труда. (Кар-тина.)
Если ей работу дашь -
Зря трудился карандаш. (Резинка.)
Я - черный, красный, желтый, синий,
С начинкой твердой в середине.
Я с острым ножиком дружу
И что хочу - изображу. (Цветной карандаш.)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка.)
Информация для стенгазеты
Художников много, работают они по-разному, по-разному их и называют. Кистями и красками работают живописцы; карандашом, углем, тушью, пастелью - графики; изображения в глине, пластилине, камне и других материалах создают скульпторы.
Произведение, созданное художником, называют подлинником, оригиналом (единственным, непохожим на другие). Подлинники находятся в музеях или мастерских художников. Чтобы в любом уголке Земли люди могли познакомиться с наиболее знаменитыми произведениями искусства, делают репродукции: подлинники фотографируют, затем в типографиях печатают книги и альбомы. Благодаря репродукциям мы можем познакомиться с изобразительным искусством не только нашей родины, но и других стран и народов.
В разные времена художники писали (и пишут) картины на дереве, металле, шелке. Используют они картон, бумагу, но для многих живописцев любимым является холст. Холст - это ткань, туго натянутая на деревянный каркас - подрамник. Холст на подрамнике, картон или доску во время работы художник закрепляет на специальном станке - мольберте.
Главным инструментом живописца является кисть. Кисти тоже бывают Разные - от тонких и нежных беличьих до крупных и жестких щетинных.
У каждого живописца обязательно есть палитра - специальная дощечка на которой он смешивает краски.
Скульптура - «мир объемов»
Может ли воспринимать изобразительное - «видимое» - искусство человек, лишенный зрения? Да! Ощупывая скульптуру, незрячий человек может воссоздать в своем воображении ее облик. Более того, известны случаи, когда незрячие люди сами создавали скульптуры.
Объем - вот что отличает скульптуру от произведений других изобразительных искусств. Художников, создающих скульптурные произведения, называют скульпторами (от латинского «вырезать», «высекать»).
Скульптура очень разнообразна. Есть скульптура круглая - такая, которую можно обойти вокруг. А бывает плоскостная - как бы скульптурная картина. Такую скульптуру называют рельефом (в переводе с французского «рельеф» значит «выпуклость»). Рельефы, в зависимости от того, как сильно они выпуклы, называют по-разному. Если рельеф очень выпуклый, сильно выступает из плоскости, его называют горельефом (от французского «го»- высокий), а если рельеф низкий, не очень выпуклый - барельефом («ба»- низкий).
В живописи изображения пишут, в графике - рисуют, а в скульптуре- вырезают, высекают, лепят. Можно сказать, обрабатывают материалы, «добывая» из них изображения.
Пигмалион
В далекие времена на острове Кипр в Средиземном море жил скульптор Пигмалион. Не нашлось среди жительниц Кипра той, на которой он захотел бы жениться, поэтому решил он на всю жизнь остаться одиноким. Но в его воображении жил образ прекрасной женщины, и из слоновой кости создал он великолепную статую и назвал ее Галатеей. Статуя так нравилась самому творцу, что он влюбился в нее.
В один из праздников в честь богини любви Афродиты Пигмалион отправился в храм этой богини, принес ей жертву и стал умолять, чтобы она дала ему в супруги женщину такую же прекрасную, как прекрасна была его статуя.
Богиня не смогла найти такую женщину среди живых, а исполнить просьбу художника ей очень хотелось...
Пигмалион вернулся домой, подошел поцеловать свою статую, и - о чудо! - под его поцелуями она ожила, превратилась в прекрасную женщин/
Галатея стала женой Пигмалиона, а эта поэтичная легенда во все времена служила темой для создания многочисленных художественных произведений.
Состязание
Древнегреческий художник Зевксис жил в середине I тысячелетий до нашей эры. За свои картины он получал так много денег, что вскоре перестал продавать их. Он дарил свои полотна городам и правителям, а когда речь заходила об оплате, говорил, что они бесценны и заплатить за них все равно ни у кого не хватит денег.
Считалось, что другой художник - Паррасий - не уступал Зевксису в мастерстве. Говорили, что в своей картине «Афинский народ» он сумел выразить все характерные черты афинян.
Зевксис вызвал Паррасия на состязание. Художники должны были выставить свои работы на афинской площади - пусть горожане решат, кому присудить победу.
Зевксис изобразил кисть винограда. Ягоды до такой степени казались настоящими, что птицы слетались клевать их.
Паррасий не спешил выставлять свою картину. Когда наступил последний день отведенного срока, Зевксис не утерпел и явился в мастерскую Паррасия.
- Где же твоя картина? - спросил он.
- Вон там, за ширмой, - ответил Паррасий.
Зевксис хотел отдернуть ширму - его рука скользнула по полотну: ширма была нарисована!
Зевксис признал свое поражение, ведь ему удалось ввести в заблуждение неразумных птиц, а Паррасий обманул своим искусством человека, да к тому же художника.
Как делают краски
В древности художники сами делали для себя краски. Основа любой краски - пигмент (краситель).
Все художественные краски - масляные, темпера, гуашь, акварель и др. - состоят из пигментов и связующего вещества. Черный пигмент получали из древесного угля, красный - из киновари, желтый - из охры. Пигмент был очень похож на цветную муку. Чтобы из пигмента изготовить хорошую краску, исходное вещество - мел, уголь, глину - нужно было очень тщательно растереть: чем мельче будет мука, тем лучше краска.
Сейчас эту работу выполняют на заводах специальные машины, а в старину сам художник или его ученики растирали краски на каменной плите курантом - специальным инструментом грушевидной формы с плоским основанием. Изготовляли куранты из твердых сортов камня - порфира или гранита.
В цветную муку - пигмент - художники добавляли мед, яйцо, растительное масло и получали краску. Все эти продукты, добавляемые в пигмент, называют связующими веществами. Именно от них зависит, какая получится краска.
Первые краски были исключительно природного происхождения. Сохранившиеся росписи в пещерах первобытного человека выполнены земляными красками, растертыми на животных жирах. С развитием живописи появляются самые разнообразные краски. Сейчас у нас в стране выпускают акварельные, гуашевые, темперные и масляные художественные краски.
Масляные краски готовят на основе минеральных и органических пигментов, обладающих достаточной светостойкостью и постоянным химическим составом. Связующим для масляных красок служат специально обработанные высохшие масла. В производстве современных отечественных Масляных красок используют главным образом льняное масло. Масляные
Темпера - краски, связующее вещество которых представляет собой природную или синтетическую эмульсию. Наша промышленность производит два вида темперы - казеиново-масляную и поливинилацетатную (ПВА). Разбавлять казеиново-масляную темперу лучше снятым молоком или специальной казеиново-масляной эмульсией. Связующее вещество темперы ПВА состоит из водной эмульсии, синтетической поливинилацетатной смолы. Эти краски разводятся водой, они эластичнее и прочнее казеиново- масляной темперы и совершенно не желтеют. Темперные краски быстро сохнут, изменяя свой цвет и тон. Как и масляные краски, темперу продают в металлических тубах, но ассортимент красок несколько меньше. Хранить их лучше всего при комнатной температуре.
Акварель - краски, в состав связующих веществ которых входят водорастворимые клеи растительного происхождения: гуммиарабик, декстрин, а также пластификаторы - мед, глицерин, сахар, антисептик - фенол. Выпускают акварельные краски трех видов: твердые - в плитках, мягкие - в пластмассовых кюветах и жидкие - в металлических тюбиках. Для акварельной живописи характерна легкость и прозрачность, а высветление красок происходит за счет просвечивания бумаги сквозь тончайший красочный слой.
Гуашь, так же как и акварель, относится к клеевым водорастворимым краскам, но отличается по своим свойствам. Все гуашевые краски кроющие. Белила не только присутствуют во всех наборах гуаши, но и входят в качестве наполнителя в состав красок всех цветов. Поэтому для произведений, выполненных гуашью, характерны матовость и бархатистость поверхности. Гуашь фасуется в пластмассовые и стеклянные банки разной емкости, хранится при комнатной температуре. Засохшую краску разводят водой.
Кто «лечит» картины
«Все на свете боится времени...» - с этой пословицей древних египтян мы уже знакомы. Время разрушает постройки и скульптуры. Время затемняет лак и покрывает трещинами красочный слой картины...
Но не только от времени страдают произведения искусства - очень часто причиной их повреждения (а порой и полного разрушения) становится деятельность человека.
Вспомните печальную судьбу прекрасных дворцов в окрестностях Петербурга - в Павловске, Царском Селе, Петергофе. В годы Великой Отечественной войны они были разрушены фашистами...
Вспомните скульптуру Микеланджело «Пьета» (оплакивание Христа) в римском соборе Святого Петра - с конца XV века ею любовались люди, а в конце XX века один из посетителей собора нанес ей несколько ударов, отколов при этом часть мрамора...
А прекрасное собрание картин Дрезденской галереи отступающие фашисты спрятали в сырой шахте. Картины старых мастеров «заболели» от сырости, и кто знает, что было бы с ними, если бы не реставраторы.
Реставрация - это восстановление, укрепление поврежденных или разрушенных произведений искусства. Это трудная, кропотливая, порой очень длительная работа. Чтобы восстановить первоначальный вид произведений, реставраторы используют новейшие достижения техники (например, обследование в инфракрасных лучах) и простейшие средства - такие, как ватка, смоченная обыкновенной водой.
Реставраторы могут многое: перенести картину с доски на холст, собрать из нескольких сот черепков расписную вазу, по сохранившимся рисункам и фотографиям восстановить облик давно разрушенного здания. У реставраторов всегда много работы. Как хочется, чтобы они «лечили» произведения искусства только от ран, нанесенных временем...
Реставратор
Он одно за другим отставляет полотна,
И когда, уже после отбора холста,
Осторожным тампоном пылища снята,
На поблекшие краски налипшая плотно,
Невесомая кисть как бы вскользь, мимолетно
Над веками плывет, воскрешая цвета,
И под нею рождается вновь красота,
Что казалась утраченной бесповоротно.
Это больше, чем просто картину сберечь:
К потерявшему речь возвращается речь,
Продолжается в дальнюю даль погруженье.
Он счищает позднейший –
Безжизненный – слой
И в зеркальном сиянии славы былой
Обнаруживает и свое отраженье.
Г. Эдоян
Похожие статьи:
Классный час в 3 классе. История автомобиля
Классный час в 3 классе на тему: Труд
Конспект классного часа для 3 класса
Конспект беседы о дружбе для 2-3 классов
Методическая разработка классного часа, 3 класс. На чём основано взаимопонимание
Нет комментариев. Ваш будет первым!