Классный час в 3 классе. История автомобиля

Классный час в 3 классе

Конспект классного часа для 3 класса «Началось всё с колеса»

Задачи

1. Познакомить детей с историей создания автомобиля.

2. Развивать у них смекалку, внимание, память, мышление.

Оборудование: обручи или велосипедные колеса для конкурса; бумага и карандаши для рисования.

Ход классного часа

Учитель. Отгадайте загадку:

Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут. (Автомобили.)

Сегодня речь пойдет об автомобиле. Сейчас я расскажу вам историю создания автомобиля.

Передвигаясь с места на место, человек всегда стремился избежать применения собственной физической силы. Изобретатели мечтали о машине, подвластной приказам человека. Так в 1886 году родился автомобиль.

Конечно, потребовалось много десятков лет, чтобы автомобиль из капризной полуколяски и ненадежной спортивной игрушки превратился в незаменимый вид транспорта. Сегодня миллионы красавцев автомобилей бегают по дорогам всех стран.

Слово «автомобиль» греческого происхождения. В Древней Греции слово «сам» обозначалось словом «аутос», а слово «подвижный» на латинском языке звучало как «мобилос». Вот и сложилось новое название «авто-мобильный», т. е. самодвижущийся.

Все началось с... Отгадайте загадки:

Меня спроси,

Как я тружусь.

Вокруг оси

Своей кружусь. (Колесо.)

 

Два бегут,

Два догоняют,

А отдыхают вместе. (Колеса машины.)

Археологами найдено много деревянных колес. Они были известны людям еще до нашей эры. Все древние колеса составлены из двух-трех полукружий, скрепленных планками. Позднее в них стали вырезать дырки, чтобы облегчить вес, и они стали решетчатыми. Затем дерево в распаренном виде стали гнуть, превращая его в колесо, а на обод надевать кожаные шины.

Конкурс

(Ребятам предлагается отдохнуть. Для проведения конкурса можно использовать обручи, велосипедные колеса и т. д. Задача заключается в том, чтобы толкнуть колесо так, чтобы оно откатилось как можно дальше.)

Учитель. Волы и быки медленно тащили повозки по дорогам. Тогда их заменили... Отгадайте загадку:

Не земледелец,

Не кузнец,

Не плотник,

А первый на селе работник. (Конь.)

Так родились колесницы - подвижные и быстроходные. Ими стали пользоваться и земледельцы для вывоза урожая. Кочевавшие по степям народы приспособили их для жилья. Римские императоры посадили на колесницы армию для захвата чужих земель. На колесницах они шли в бой, на колесницах торжественно въезжали в захваченные города.

В Древней Греции боевые колесницы стали мирно соревноваться на Олимпийских играх. А победителей награждали венком из листьев вечнозеленого лавра.

Затем появились многоместные колесницы, на двух и четырех к°лесах, открытые, простые, роскошные, под балдахинами.

Только в XV веке появились кареты. Короли и цари пересели в Удобный экипаж. Кареты стали достоянием высокопоставленных вельмож. Мастера украшали их узорами и превращали в роскошные Маленькие дворцы на колесах. С изобретением стекла окна карет стали стеклить. В особо дорогих каретах лакировали стены и крыши, их украшали гербами из серебра и золота... Почтовые кареты из города в город доставляли адресатам почту.

В XVII веке в городах появились экипажи, вмещающие много людей. Между городами по пыльным дорогам со скоростью 15 км/ч мчались дилижансы. Пассажиры сидели по трое на диванчиках вдоль передней и задней стенок, да еще по одному умещалось на откидных сиденьях, приделанных изнутри к дверям.

Колеса делали с особой тщательностью. Они должны были выдерживать удары на разбитых, неровных дорогах. Колесо обтягивали разогретым на огне железным обручем. Так шина, остывая, делала колесо крепким.

А люди продолжали думать, как сделать, чтобы экипаж ехал сам, чтобы не надо было запрягать лошадей. Какую придумать силу, какой механизм, который бы двигал повозку?

Во времена царицы Екатерины II русский придворный механик Иван Петрович Кулибин придумал трехколесную самокатку. В движение ее приводил слуга, который стоял и ногами, нажимая на педали, передавал усилие на зубчатое колесо. Так она и двигалась, при этом слуга не сильно напрягаться, а просто равномерно нажимал на педали. По аллеям парка в ней разъезжали царедворцы.

В 1816 году немецкий изобретатель Драйз построил машину, похожую на будущий велосипед, которая тоже внесла свой вклад в создание автомобиля.

С изобретением паровой машины мастера попытались установить ее на телегу. Франц Кюньо в 1869 году сконструировал и поставил на платформу телеги паровой котел. Котел, как горшок на ухвате, висел впереди телеги. Чтобы в котле создавалось давление, надо было каждые пятнадцать минут останавливаться и разжигать топку. Это занятие отнимало столько же времени, сколько перед этим длилась поездка.

Однажды котел на повороте упал и взорвался, а телега Кюньо попала в музей. Но люди уже увидели, что самодвижущийся возок - не фантазия, а реальность. Паровые дилижансы проезжали 120 км за 12 часов. В пути им приходилось заправлять баки водой и запасаться углем. Паровые машины были ненадежны в эксплуатации, но они сыграли важную роль на пути создания автомобиля. От тех времен нам осталось лишь слово «шофер»; что по-французски означает «кочегар». И хотя на современном автомобиле нет ни котла, ни топки, водителя и сегодня называют шофером.

Прежде чем конструировать и строить самодвижущуюся повозку, нужно было придумать для нее двигатель. Он был создан немецким изобретателем Готлибом Даймлером. После чего на одном из заводов России Даймлер нашел для своего автомобиля легкое топливо из нефти.

В то же время в соседнем немецком городке другой изобретатель Карл Бенц также построил самодвижущуюся повозку. Они не были даже знакомы, но в дальнейшем их фирмы слились и стали всемирно известной компанией «Даймлер-Бенц». А бензин, который раньше продавали в аптеке, перешел в баки автомобилей.

В России почетное звание изобретателя принадлежит русскому лейтенанту военно-морского флота Евгению Александровичу Яковлеву. Изобретенный им мотор на всемирной выставке в Америке был отмечен премией. А в 1896 году вместе с владельцем каретных мастерских Петром Александровичем Фрезе он построил первый автомобиль.

Автоконкурсы

Считалка «Ехала телега»

Играют все присутствующие. Они сидят либо стоят по кругу. Ведущий начинает считалку словами: «Ехала телега. Сломалось колесо. Сколько гвоздей на починку ушло?» Тот, на ком считалка остановилась, называет любую цифру, например 13. Ведущий отсчитывает 13 игроков. Тринадцатый выбывает. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2 человека.

«Звуковой сигнал автомобиля»

Каждый автомобиль снабжен звуковыми сигналами. Они служат для предупреждения пешеходов об опасности. У многих автомобилей сигналы стандартные. Но некоторые автолюбители оборудуют свои автомобили приспособлениями, издающими особые, оригинальные звуки.

Задание: изобразить голосом некоторые неведомые сигналы, называемые так:

«Хорошо смеется тот, кто смеется последним»;

«Пираты Карибского моря»;

«Перемена в школе № (...)».

Выигрывает тот, кто придумает самый оригинальный сигнал.

«Лучший шофер»

Ежедневно спозаранку

В руки он берет баранку.

Крутит, вертит так и сяк.

Но не съест ее никак! (Водитель.)

К двум машинкам привязывают длинные нитки с прикрепленными к ним карандашами. Игрок по команде ведущего начинает наматывать нитку на карандаш. Побеждает тот, кто быстрее смотает всю нитку.

«С завязанными глазами»

Участникам игры предстоит с завязанными глазами нарисовать любой автомобиль. У кого автомобиль окажется больше похожим на реальный, тот побеждает. В конкурсе может участвовать весь класс. Игроки по очереди выходят к доске и рисуют деталь автомобиля.

«Гонщики»

На определенной дистанции устанавливают кегли. Участники игры должны провезти свой автомобиль за веревочку мимо этих кеглей. Главное - быстро пройти дистанцию и не уронить ни одной кегли.

«Автомобиль будущего»

За 3-5 минут участники должны нарисовать автомобиль будущего. Побеждает тот, у кого автомобиль интереснее.

«Попади в цель»

Устанавливают ворота. Участники, в руках у которых машинки, становятся напротив ворот. Нужно пустить машинку по полу так, чтобы она проехала через установленные ворота. У каждой команды по 5 попыток. Побеждает команда, у которой больше попаданий в цель.

«Марки автомобилей»

За 2 минуты команды должны написать марки отечественных и зарубежных автомобилей. Побеждает команда, у которой список длиннее.

Это интересно

1. К 1900 году в мире было выпущено около 10 тысяч легковых автомобилей. В то время существовали и соперничали между собой за право называться скоростными электромобиль, паромобиль и бензиновый автомобиль.

2. В середине XVII века человек, потерявший в результате несчастного случая обе ноги, смастерил себе инвалидную коляску. Он был часовых дел мастером, поэтому изобрел для нее часовой механизм, который заводил при помощи ручки на переднем колесе. Пружина раскручивалась, и коляска двигалась сама.

3. Запряженные лошадьми экипажи назывались омнибусами. Они были многоместными и перевозили людей из одного города в другой. В 1787 году омнибус преодолевал расстояние от Лондона до Эдинбурга за 3 дня и 3 ночи. Это была уже высокая скорость, потому что раньше тот же путь занимал 6 дней и б ночей. Отправлялись они точно по расписанию и вскоре стали необходимыми во всех странах мира.

4. В 1909 году в России был налажен серийный выпуск автомобилей на базе вагонного завода. Этот завод находился в городе Риге.

5. В 1924 году фирма «Chevrolet» установила на своих автомобилях радио. Это удовольствие удорожило автомобиль на 1/4 общей стоимости (200 долл.).

6. В 30-е годы XX века из-за увеличения количества автомобилей начинается строительство дорог.

7. Первая советская грузовая машина была выпущена в 1927 году. Скорость ее была 42 км/ч, она могла перевозить груз массой 1500 кг.

8. Самая большая автомашина - «БелАЗ». Ее производят в городе Жодино (Белоруссия).

9. В США, по официальной статистике, на каждые 10 жителей приходятся 7 автомобилей.

Механические автомобили

Об устройстве первых механизмов мы знаем из трудов античных авторов: Аристотеля, Плутарха и Плиния. Они рассказывали о механических игрушках, которые приходили в движение за счет движения воды, ртути или песка, перемешивающихся внутри устройства и изменяющих его равновесие.

Средневековые механизмы связаны с именами Альберта фон Больштедта, прозванного Доктором Универсалюсом, и монаха Роджера Бэкона, который предугадал появление самодвижущихся повозок и летательных аппаратов. Игрушки тех времен оживали под действием маятников, маховичков, подобных тем, которые используются при заводе часов-ходиков.

В XVIII столетии появилась пружина. Это изобретение открыло путь самым разнообразным конструкциям. В XIX веке заводные игрушки уже никого не удивляли - они стали самым обычным делом.

К концу позапрошлого века появились наконец самодвижущиеся повозки. С этого времени темой заводных игрушек становятся транспортные средства.

В XX веке появились заводные автомобили, мотоциклы, паровозы, самолеты. Сохранился прейскурант на металлические игрушки фирмы бывшего крестьянина Петра Петровича Талаева, который основал ее вместе со своими сыновьями в 1872 году. В этом прейскуранте, изданном в 1912 году, перечисляются такие игрушки, как заводные автомобили, аэропланы и трамвай. Заводные машинки становились все более сложными. Пружину сменила электрическая тяга. В 30-е годы прошлого века мир удивила немецкая фирма. Она выпустила автомобиль, который доезжал до края стола и сам сворачивал, избегая опасности. Появились игрушечные железные дороги, по которым самостоятельно бегали маленькие поезда с вагончиками, Автомобили не просто двигались, а брали подъемы и объезжали препятствия.

Технический прогресс шел все стремительнее. Электроника, радиотехника, фото- и термоэлементы, инфракрасные лучи и полупроводники - все это использовалось изготовителями игрушечного транспорта. Теперь ребенок мог не просто смотреть на движущуюся машинку, а сам управлять ею. Пульт управления стал частью современной игрушки. Так крошка автомобиль был «приручен».

Уже в 60-е годы прошлого века маленькие англичане имели возможность забавляться увлекательной игрушкой - автострадой «Формула-152». Они управляли машинами, которые могли обгонять друг друга, переходить с одной полосы на другую, сходить с дистанции. Американцы создали похожую игру, в которой модели гоночных автомобилей развивали скорость до 180 км/ч.

У нас заводные машинки в 70-е годы стал выпускать московский завод «Огонек». Это были электрифицированные автомобили, железные дороги и проч.

Современные фирмы выпускают и готовые модели, и наборы для сборки машин. Теперь ребята могут не только управлять своими игрушечными автомобилями, но и сами создавать их. При этом процесс сборки практически повторяет настоящий. Такие наборы состоят из множества деталей, пружинных двигателей, микромоторов, приборов дистанционного управления. Собранные модели могут работать без перерыва до 1000 часов.

С каждым годом усложняются наборы фирмы «Яего» из серии «Техника». Они хороши тем, что из одного набора можно собрать несколько моделей. Состоят эти модели из множества деталей. К примеру, в супермашине, имеющей четыре скорости, 1300 элементов.

Дорожные шарады и метаграммы

Начните с «П», и буду я –

Деталь велосипеда,

А с «М» - всегда дают меня

Спортсменам за победу. (Педаль - медаль.)

 

Если с буквою «М» я в начале,

То в пустыне меня вы встречали.

Если с «В» - меня тот назовет,

Кто наклонный делал поворот. (Мираж-вираж.)

 

С «Б» в середине

Я - место водителя,

С «Л» - горьких ягод

Поесть не хотите ли? (Кабина - калина.)

 

Когда на «И» кончаюсь я,

Домой вас мигом довезу.

Когда кончаюсь я на «А»,

Лежу и косточку грызу. (Такси - такса.)

 

«Два» по-английски - слог начальный,

Затем гора, где льды лежат.

А оба вместе означают:

«Проезда нет, спеши назад». (Ту-пик.)

 

Мое начало - крик гусиный,

Лихой азарт - мой слог второй.

А вместе - спальня для машины

И легковой, и грузовой. (Га-раж.)

 

Мой первый слог средь нот найдешь,

Покажет лось второй и третий.

Куда из дому ни пойдешь,

Ты сразу целое заметишь. (До-рога.)

 

Слог мой первый спать велит,

Средний - в музыке звучит,

А последний меру знает...

Целым скорость измеряют. (Спи-до-метр.)

Загадки о транспорте

Что за чудо этот дом!

Окна светлые кругом,

Носит обувь на резине,

А питается бензином. (Автобус.)

 

Вот стоит на улице

В длинном сапоге

Чудище трехглазое

На одной ноге. (Светофор.)

 

Не летает, не жужжит –

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Это дал завод ему:

И огни - глядят во тьму,

И колеса, и мотор,

Мчался чтоб во весь опор. (Автомобиль.)

 

Спозаранку под окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай.)

 

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед.)

 

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей. (Метро.)

 

Под водой железный кит,

Днем и ночью кит не спит.

Днем и ночью под водой

Охраняет мой покой. (Подводная лодка.)

 

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернется - над лугами

Отливает серебром. (Самолет.)

 

Братцы в гости снарядились.

Друг за друга уцепились

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд, вагоны.)

Задание 1. Постарайтесь как можно быстрее определить, сколько автомобилей изображено на этом рисунке.

Задание 2. Сколько колес изображено на этом же рисунке?

«Средства передвижения»

Необходимо раскрасить одним цветом ячейки с названиями, которые можно объединить одним общим понятием «средства передвижения». Что получится?

(Побеждает команда, у которой получился автомобиль.)

Похожие статьи:

Классный час в 3 классе

Классный час в 3 классе на тему: Труд

Методическая разработка классного часа, 3 класс. На чём основано взаимопонимание

Конспект беседы о дружбе для 2-3 классов

Конспект классного часа для 3 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!