Интеллектуальная игра «Счастливый случай», 4 класс
Игра «Счастливый случай для учащихся начальной школы
Задачи игры: дать детям возможность показать свои знания по широкому кругу вопросов, касающихся окружающей жизни и не связанных напрямую с учебными предметами; воспитывать интерес друг к другу.
Игра проводится несколько иначе, чем по телевидению. Для примера покажем игру, проведенную с учащимися IV класса. Для того чтобы дать возможность всем принять участие в игре, образуем не 2, а 4 команды, выбирается капитан команды и придумывается ее название. В процессе планирования решаем, какие отрасли знаний возьмем для игры. Дети предлагают такие: животные, птицы, рыбы, марки, спорт, музыка, природа, математика, профессии, сказки, страны. В итоге бурного обсуждения выбираем такие темы: природа, музыка, сказки, страны, общие знания, куда войдут вопросы из других отраслей знаний.
В совет дела вошли представители всех команд. Сначала мы решили, что каждый член совета возьмет какую-либо отрасль знаний, но, посоветовавшись, пришли к выводу, что каждый будет искать вопросы по всем темам, а потом мы их объединим. Такое же задание получили и старшие ребята.
Пока организаторы занимались поисками вопросов, команды готовили к игре все необходимое: кубик с разноцветными гранями, сюрпризы для победителей (книжки, поделки), игры для проведения между геймами, вопросы для других команд.
Итак, в игре участвуют 4 команды, поэтому дети в классе расположились четырьмя группами. Игра проводится с помощью кубика с разноцветными гранями. Каждой теме соответствует свой цвет: зеленый — теме «Природа», красный — «Страны», синий — «Сказки», коричневый — «Общие знания», оранжевый — «Искусство», желтый — «Счастливый случай». Вопросы поочередно задаются каждой команде. Если выпадает «Счастливый случай», команда, в случае правильного ответа, получает не 1, а 3 очка. Жюри на табло (или на доске) отмечает количество очков: за каждый правильный ответ — одно очко.
В I гейме — «Кто больше?» — всем командам задается одинаковое количество вопросов. Один из организаторов игры бросает кубик и называет разыгрываемую тему. У ведущего 5 разноцветных карточек с вопросами. Он выбирает соответствующую карточку (для удобства вопросы написаны на карточках того же цвета, что и на кубике) и задает команде вопрос, на который надо ответить как можно быстрей. Если вопрос легкий, на него отвечает тот, кто знает ответ, если трудный — команда обсуждает его и только после этого дает ответ.
После того как вопросы исчерпаны (их 4—5), проводится игровая пауза. Дети, подготовившие игру, проводят ее со всеми участниками.
Во II гейме — «Ты мне, я тебе» — вопросы друг другу задают команды (обращаясь не индивидуально, а ко всей команде). Число вопросов заранее обговаривается, а поскольку команд много, их может быть 2—3, чтобы не удлинять гейм.
Пока судьи подводят итоги гейма, затейники снова проводят какую-либо веселую игру для разрядки.
III гейм — «Дальше, дальше...» — проводится на скорость. Для этого перед детьми на видном месте ставятся песочные часы (1—2 мин.). Вопросы задаются самые простые, требующие однозначных ответов, в быстром темпе. Желательно, чтобы .вопросы были примерно одинаковы по сложности и по содержанию. Гейм выигрывает команда, ответившая на большее число вопросов.
После этого гейма — разминка. Можно подвигаться, потанцевать под музыку или спеть песню.
IV гейм — «Темная лошадка». Вопросы задает человек, приглашенный на игру. Это может быть школьный врач, завуч, кто-либо из старших ребят, увлекающийся каким-то интересным делом, или «школьная знаменитость» — победитель олимпиад, конкурсов, выпускник, учившийся у этого учителя, родитель, друг класса (ветеран, известный человек). В зависимости от своего увлечения, профессии, предмета, которым занимается более углубленно, приглашенный задает детям вопросы. Здесь уже право ответить первому предоставляется тому, кто быстрее сообразит и поднимет руку. Вопросов должно быть немного (3—4), чтобы не затягивать игру. Пока подводятся итоги, учитель может рассказать подробнее о человеке, который проводил последний гейм, о его успехах, увлечениях, профессии, о том, как он учился, почему именно его пригласили на игру. Желательно и небольшое выступление «героя» гейма, вопросы к нему (если таковые возникнут).
Заканчивается игра поздравлением победителей. Самым активным вручаются призы, медали. После игры (на следующий день) проводится обсуждение, анализируются успехи, неудачи, ошибки, отмечаются те, благодаря кому игра прошла интересно, кого можно особо отметить за хорошие знания и доставленную радость.
Примерные вопросы:
ПРИРОДА
1. Зачем бобры валят деревья?
2. Где делают гнезда ласточки-береговушки?
3. Какой зверек, живущий в воде, тоже имеет хобот? (Выхухоль)
4. Чем защищается от хищников ерш?
5. Назовите птиц, которые питаются рыбой. (Зимородок, скопа, чайка.)
6. Что такое рогоз? (Болотное растение, его путают с камышом.)
7. Какое растение называют водяной красавицей? (Белую кувшинку)
8. Назовите растения-барометры. (Ноготки, кувшинка, белокрыльник, цикорий, одуванчик.)
9. Какую птичку называют водяным воробьем? (Оляпку)
10. Почему шиповник имеет такое название?
11. Какие птицы в лесу отличаются красивым пением?
12. Как отличить самку от самца снегиря?
13. Назовите хищных птиц.
СКАЗКИ
1. Назовите писателей-сказочников.
2. Чья песенка?
Если я чешу в затылке, не беда.
В голове моей опилки, да-да-да.
3. Как зовут девочку, попавшую в Зазеркалье? (Алиса)
4. Назовите художников, иллюстрирующих сказки. (Сутеев, Конашевич, Митурич, Васнецов, Маврина...)
5. Какие сказочные существа есть в сказках?
6. Герой какой сказки пострадал за свое хвастовство?
7. Как звали трех поросят?
8. Кто такие тролли? (Сказочные великаны, враждебные людям.)'
9. Как Элли попала в волшебную страну? (Ее унесло ураганом.)
10. Кто автор повестей о Малыше и Карлсоне? (Шведская писательница Астрид Линдгрен.)
ИСКУССТВО, ЛИТЕРАТУРА
1. Назовите писателей, пишущих книги о природе. (Чарушин, Пришвин, Акимушкин, Дмитриев, Бианки...)
2. Как называется литература о будущем? (Фантастика]|
3. Что такое пейзаж? (Картина, изображающая природу.)
4. Великий русский баснописец. (Крылов)
5. Кто написал «Марш Черномора»? (Глинка)
6. Назовите автора рассказов о Дениске Кораблеве. (Драгунский)
7. Как называют художника, рисующего животных? (Анималист)
8. Назовите «трех китов» в музыке. (Песня, марш, танец.)
9. Кто автор «Золотого ключика»? (Алексей Толстой)
10. Назвать русских композиторов. (Глинка, Мусоргский, Бородин...)
11. Назовите струнные народные инструменты. (Балалайка, гитара, мандолина...)
12. Назовите народные танцы. (Русская плясовая, хоровод, гопак, казачок...)
13. Кто автор фортепианного «Детского альбома»? (П. И. Чайковский)
СТРАНЫ
1. Что такое герб страны?
2. Как называется наша страна?
3. С какими странами соседствует Россия?
4. Назовите страны Европы.
5. Назовите столицу... (какого-либо государства).
6. Сколько континентов на земном шаре?
7. Чем отличаются страны друг от друга?
8. Назовите столицу нашего государства.
9. Расшифруйте: США, СНГ, ООН...
10. Кто основал Санкт-Петербург?
11. Назовите главные города России.
12. На каком континенте расположена Россия?
ОБЩИЕ ЗНАНИЯ
1. Что такое террариум? (Помещение для земноводных и пресмыкающихся.)
2. От какого слова произошло слово пенал? (Пенна — перо.)
3. Кого можно назвать настоящим туристом?
4. Какие бывают корабли? (Лодка, галера, яхта, пароход, парусник...)
5. Каких полководцев вы знаете?
6. Покажите руками римские цифры: I, V, X.
7. Аквариум, аквамарин, акваланг, акварель. Что общего в этих словах? (Аква — вода, все слова имеют связь с водой.)
8. Прибор для определения сторон горизонта. (Компас)
9. Происхождение слова гостиница.
10. Что такое банк?
11. Первое животное, побывавшее в космосе. (Собака Лайка)
12. Символ олимпиады? (5 колец)
13. Назовите цвета радуги.
14. Что такое филателия?
Похожие статьи:
Устный журнал в начальной школе, 3 класс
Конкурс для девочек в начальной школе
Игра для младших школьников про цветы
Конкурс для младших школьников «Русские традиции»
Игра-путешествие по станциям для младших школьников с ответами
Нет комментариев. Ваш будет первым!