Устный журнал в начальной школе, 3 класс
Устный журнал для младших школьников
Устный журнал — познавательное коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) детей на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива. Его задачи: развитие творческих способностей, речи, умения дружно и согласованно решать вопросы, вместе выступать.
Сначала дети договариваются, на какую тему они будут выпускать журнал и какие странички в нем будут. Совет дела распределяет странички, исходя из желаний творческих групп.
Вариантов журнала может быть несколько.
Например, дежурный микроколлектив по итогам недели выпускает устный журнал. Вот как был сделан такой журнал третьеклассниками. Каждый член микроколлектива, отвечающий за выпуск страницы, представлял ее, а помогали ему все члены группы.
Вот перед ребятами обложка, на которой написано: «Новости нашей жизни. Выпуск 3 Б класса. Авторы — микроколлектив «Солнышко». Редактор Сережа С.».
Открывается следующая страница — «Новости». Ребята по очереди рассказывают о том, сколько за неделю получено пятерок и четверок, кто особенно отличился в контрольной работе, в концерте, на школьном утреннике, кто мешал дежурным, а кто помогал.
Третья страница — живые картинки нашей жизни.
НЕРЕШЕННАЯ ЗАДАЧА
На уроке дети решают задачу. Саша вертится по сторонам. Учительница спрашивает:
— Саша, почему не решаешь задачу?
— Я ее не понял.
— Иди к доске, сделай чертеж. Теперь понял?
— Да.
— Иди и реши ее в тетради.
Звенит звонок. Все идут в столовую. Саша — первый. В столовой учительница интересуется:
— Саша, решил задачу?
— Нет, я после завтрака решу.
После завтрака Саша бегал за девочками, боролся с мальчиками. Прозвенел звонок на урок. Учительница снова:
— Решил, Саша, задачу?
— Н-н-н-е-е-т, я-я не ус-п-е-ел. П-п-розве-н-е-л з-з-з-вон-о-к, и я не успел.
ПРОПАВШЕЕ ПАЛЬТО
После уроков, когда уже все дети ушли домой, к учительнице прибежал Сережа и со слезами проговорил:
— Марья Алексеевна, у меня пальто потерялось!
— Не плачь, Сережа, мы его сейчас найдем. Пойдем в раздевалку.
Долго искали пальто, но оно как сквозь землю провалилось. Спросили у учителей, у техничек, пальто никто не видел. Одна учительница посоветовала спросить мальчика, в чем он пришел в школу, может, он был вовсе без пальто. Так и сделали.
— Сережа, вспомни, ты точно пришел в школу в пальто?
Он стал вспоминать. Вдруг хлопнул себя по лбу и засмеялся:
— Ой, забыл! Я ведь без пальто сегодня пришел!
И ринулся домой.
Я — ДЕЖУРНЫЙ
Сережа стоит у дверей, впускает детей в школу, проверяет, у всех ли есть вторая обувь, аккуратные ли дети идут в школу.
— Показывай вторую обувь! — кричит он девочке и хватает ее за косы.
— Почему ты за косы дергаешь? — возмутилась девочка.
— Я имею право, я дежурный! — с гордостью ответил Сережа.
Четвертая страничка — объявления.
«В 3 Б класс требуется уборщица. Зарплата такая-то. Убирать с 8 до 14 часов».
«В 3 Б класс требуется почтальон для передачи записок».
«Пропал дневник. Нашедшего прошу не возвращать».
«Требуется няня, чтобы каждое утро вовремя будить и причесывать Тамару».
Пятая страничка — загадки.
Чья парта похожа на доску объявлений?
Кто в нашем классе может точно сказать, сколько ворон пролетает за окном на уроке математики?
«Мои бедные листочки —
вместо букв — одни крючочки.
Грязная, лохматая,
никому ненужная».
Чья тетрадь так горько плачет?
Журналы подобного типа могут выпускаться регулярно, конечно, в зависимости от уровня развития ребят, входящих в микроколлектив. Журнал, о котором рассказано выше, выпустил очень творческий коллектив. Ценность таких журналов очевидна: они сплачивают ребят, украшают жизнь коллектива, позволяют в необидной форме подмечать смешные черточки отдельных ребят, событий. Дети с большим удовольствием участвуют в выпуске устных журналов.
Другой вариант устного журнала — устный ЖУРНАЛ-АЛЬМАНАХ.
Его выпускает весь класс. Каждый микроколлектив выбирает, исходя из своих интересов, страничку: «Сказочная», «Новости», «Как? Что? Почему?», «Загадочная», «Музыкальная», «Юмористическая», «Поэтическая». В течение определенного времени группы готовят свои странички, разрабатывают содержание и форму подачи.
Открывается журнал обложкой с названием. Сообщается, кто редактировал и оформлял его, каково его содержание. Затем микроколлективы представляют свои странички.
«Новости» — рассказ о новостях страны, школы, класса.
«Как? Что? Почему?» — или рассказ о тайнах природы, или сообщения из газет и журналов, или вопросы познавательного характера.
«Сказочная» — знакомство с новой сказкой: например, рассказывается ее начало или показывается инсценировка отрывка.
«Юмористическая» — могут быть смешные случаи из жизни класса, а могут быть прочитаны рассказы В. Драгунского, Н. Носова, В. Голявкина и др.
«Музыкальная» — исполнение музыкальных произведений.
«Поэтическая» — если в классе кто-то пишет стихи, то это их страничка, если таковых нет, то выступают любители поэзии и читают стихи.
«Загадочная» — загадки, ребусы, шарады, тесты на проверку сообразительности, занимательный материал.
Устные журналы в форме альманаха способствуют тому, что дети всегда в курсе событий в мире, книжных и журнальных новинок, имеют возможность проявить свои способности, быть интересными друг другу.
И еще одна форма устного журнала — информационный журнал. Его цель — познакомить детей с событиями общественной жизни. Это шире, чем политинформация. В школе сейчас отказались от политинформаций, и, по-моему, совершенно напрасно. Дети должны быть в курсе событий своей страны, своего города, района, где они живут.
В информационном журнале могут быть такие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Внимание — интересная книга», «Спортивная» и др. (выбор определяется самими детьми).
Выпускает журнал по очереди каждый микроколлектив. Содержание страничек может быть таким.
«Политическая» — сообщение о событиях, происходящих в мире, стране.
«Экономическая» — рассказ об экономике, конечно, в той форме, которая доступна детям младшего возраста. Здесь акцент лучше делать на экономике своего города, района, села — на том, что ближе и понятнее детям.
«Спортивная» — спортивные новости. И не только большого спорта, но и спортивные достижения школы, класса, отдельных детей. Кто-то, к примеру, начал делать зарядку, обливаться по утрам холодной водой, заниматься в секции — все это тоже важные спортивные события, и не где-то далеко, а здесь, рядом, — посмотрите на этих ребят и восхититесь. Это поднимает детей в глазах класса.
«Внимание — интересная книжка» — или представление новой книги, поступившей в школьную библиотеку, или интересной статьи в последнем номере журнала, или рассказы отдельных детей о прочитанном.
«Новости искусства» — слушаем музыку, рассказываем о новой выставке, о художнике, композиторе (может быть, в это время отмечается какая- то знаменательная дата), читаем стихи, знакомимся с новым альбомом по искусству.
Если регулярно выпускать устный журнал (а это вполне возможно, как показал опыт автора в качестве учителя начальных классов), у детей развивается речь, воспитывается интерес к общественной жизни, активная гражданская позиция, творческий подход к коллективным делам. Регулярность и систематичность выпусков заставляет постоянно искать интересный материал, придумывать необычную форму его подачи, активизирует творчество и самостоятельность.
Похожие статьи:
Зимние подвижные игры для школьников
Игра для младших школьников про цветы
Игра-путешествие по станциям для младших школьников с ответами
Нет комментариев. Ваш будет первым!