Игра «Умники и умницы» в начальной школе. Сценарий

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» для младших школьников. Тема: «Легенды и мифы Древней Греции»

Ход игры

1. Пролог

Все дети в классе переодеты в костюмы — греческие тоги.

Родители выступают в роли судейства, помощников ведущего. Они так же надевают веночки из лавра, как и дети в классе.

Готовят театр-экспромт по мифам Древней Греции вместе с детьми.

Ведущий-ученик: Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира.

Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги.

Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея... (Входит Гея — ученица класса, проходит на свое место.)

...Далеко же под землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар (входит участник в костюме и маске) — ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, всеоживляющая Любовь — Эрос (входит участница).

Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил вечный Мрак (входит участник) — Эреб и темную Ночь (участница) — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет (участник) — Эфир и радостный светлый День — Гемера (участник).

Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга день и ночь.

Могучая благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана (входит участник и проходит на свое место).

Гордо поднялись к нему высокие Горы (участники), рожденные Землей, и широко разлилось вечношумящее Море.

Матерью — Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Названные герои-боги встают и кланяются со своих мест.

...Шесть сыновей и шесть дочерей — могучих, грозных титанов — было у Урана и Геи. Их сын, Титан-Океан (участник), обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фемида (участница) породили на свет все реки и морских богинь — океанид (входят участницы).

Титан же Гиперион (участник) и Тейя (участница) дали миру детей: Гелиоса (участник), Луну — Селену (участница) и румяную Зарю — розоперстую Эос (Аврора) (одна участница).

От Астея (участник) и Эос (участница) произошли все звезды (участницы), которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей (участник), восточный Эврь (участник), влажный южный Нот (участник) и западный ласковый ветер Зефир (участник).

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов — циклопов (участники в маске «с одним глазом»).

Младший из детей-великанов — коварный Крон (участник) хитростью низверг своего отца и отнял у него власть... Ужас, раздоры, обман, борьба и несчастья воцарились в мире, где правил на троне своего отца Крон.

Ведущий-учитель: Итак, мы начинаем, как вы все, наверное, поняли игру «Умники и умницы» по теме «Легенды и мифы Древней Греции».

Первый конкурс — русского языка

Участники трех дорожек выбираются заранее по итогам сочинения по теме «Мой любимый герой (героиня) греческой мифологии».

Задание по русскому языку

На доске записаны три предложения из мифов, необходимо вставить пропущенные орфограммы: (у участников карточки с этими же предложениями):

1. Великая б...гиня Гера, жена эгид... державного Зевса, п...кр...вительствует браку и ...храняет святость и нерушимость брачных союзов.

2. Бог света, злат...кудрый Аполлон, р...дился на остр...ве Делос.

3. Бог в...йны, неистовый Арес — сын гр...мовержца Зевса и Геры.

Проверяем задание — на доске вставляем пропущенные буквы с героями из зала и объясняем орфограммы, а великий «ареопаг» (жюри) считает правильно расставленные орфограммы у игроков — сколько правильно расставленных, столько и баллов у игрока.

Подведение итогов конкурса русского языка.

Второй конкурс — красноречия

Каждому из участников предоставляется время для высказывания по теме «Что бы я сделал, будь бы я всемогущим Зевсом в наши дни».

Дети-игроки в зале голосуют за каждого из участников поднятием большого пальца руки вверх (если понравилось выступление) и поднимают кулак с опущенным большим пальцем вниз, если не понравилось высказывание. Ведущий: Перед тем как наш великий «ареопаг» решит, кто из участников будет первым выбирать дорожку, мы посмотрим с вами сценки — инсценировки о героях Древней Греции, которые подготовили игроки-теоретики нашего класса.

Мы еще раз вспомним, расскажем и покажем, откуда же взялось выражение: (заголовок) «ящик Пандоры».

Ведущий-инженер: Когда Прометей похитил для смертных божественный огонь, научил их искусствам и ремеслам и дал им знания, счастливее стала жизнь на земле. Зевс жестоко наказал его, а людям послал на землю зло.

Зевс: И кузнец — бог Гефест. Я велю тебе смешать землю и воду и сделать из этой смеси прекрасную девушку, которая обладала бы силой людей, нежным голосом и взглядом очей, подобным взгляду бессмертных богинь.

Гефест (подходит к девушке на стуле, прикрытой материей, «стучит молоточком», открывает Пандору): О, прекрасная Пандора, от всех богов ты получила дары (преподносит сундук с «дарами»), жаль только, что должна ты принести с собой людям несчастье! (Берет за руку и ведет к дому Эпиметею.)

Ведущий: Мудрый Прометей много раз предостерегал своего неразумного брата и советовал ему не принимать даров от громовержца Зевса.

Но не послушал Эпиметей советов мудрого брата.

Эпиметей: О, прекрасная Пандора, живи в моем доме, только не открывай большой сосуд, плотно закрытый тяжелой крышкой, — я не знаю, что в нем, но никто не решается открыть его.

Уходит Эпиметей.

Пандора (ходит вокруг сосуда): Я только приоткрою крышечку и загляну, что же там?

Звукозапись — шум, вой ветра, голос Зевса.

Зевс: Разлетайтесь по Земле, мириады бедствий, зло и болезни, страдания, — приходите к людям молча, неслышными шагами.

Пандора: Ой, что я наделала! (Захлопывает сосуд.)

Зевс: Только Надежда осталась на дне громадного сосуда — так я повелеваю, великий Зевс!

Поклон актеров.

Ведущий: Ребята, как вы понимаете выражение «ящик Пандоры»?

Ведущий: Предоставляем выбор дорогим участникам, кто по решению ареопага выбирает дорожку первым? Вторым? Третьим?

Третий конкурс — состязание на трех игровых дорожках

На красной два вопроса — нельзя ошибаться, на желтой — три вопроса — можно один раз ошибиться, на зеленый — четыре вопроса — допускаются две ошибки.

Вопросы трех дорожек

1. Красная дорожка

1-й вопрос: Объясните, какое из побережий называли греки Колхидой? (Черноморское побережье Закавказья.)

2-й вопрос: Подумайте и скажите, к кому из богов Древней Греции подходит данное описание, объясните также, чему покровительствовал этот бог и чем славился:

«...Вырос он некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей!» (Гефест был «дивным художником в кузнечном ремесле», «бот- кузнец».)

2. Желтая дорожка.

1-й вопрос: Кто и за что был прикован несокрушимыми цепями к вершине скалы? (Прометей; он похитил с Олимпа огонь и дал его людям.)

2-й вопрос: Кто был самым ненавистным сыном Зевса, которого он не любил за кровожадность? (Арес — бог войны, несущий гибель и разрушение.)

3-й вопрос: Объясните выражение «Сизифов труд».

(Сизиф был обречен и наказан Аидом за обман и должен был катить камень в гору, но на вершине камень срывался вниз и Сизиф начинал свою бесконечную работу сначала.)

3. Зеленая дорожка.

1-й вопрос:

Кто был главным «добытчиком» золотого руна и какое название было у корабля аргонавтов? (Ясон; корабль «Арго».)

2-й вопрос:

О ком эти строки: «Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви». (Прекрасный, но холодный Нарцисс.)

3-й вопрос: Ботом или героем был Персей? (Один из наиболее популярных героев Греции.)

4-й вопрос: Кто из героев Греции совершил 12 великих подвигов? (Геракл.)

Четвертый конкурс — выбор и награждение победителя

Давайте еще раз посмотрим инсценировку мифов Древней Греции.

Инсценирование на выбор обучающихся мифов «Нарцисс», «Сизиф». Родители участвуют в постановке.

Заключение

Ведущий: Сегодня мы вспомнили ботов и героев Древней Греции, у которых многому можно поучиться: и смелости, и отваге, и упорству.

Настала пора попрощаться с ними («боги» и «герои» уходят под музыку).

Мы говорим вам до свидания, до новых встреч!

Похожие статьи:

Головоломки для 3 класса

Логические задачи по математике с ответами, 2-3 класс

Логические игры с детьми 5-8 лет

Развивающие игры для младших школьников 1-2 класса

Игры для ума, 6-7-8 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!