Игра «Что? Где? Когда?» по окружающему миру, 4 класс

Конспект игры для начальной школы 4 класса. Окружающий мир

Цели:

1. Расширять кругозор и представления детей об окружающем мире.

2. Развивать познавательный интерес учащихся.

3. Способствовать воспитанию культуры работы в коллективе. Оборудование: конверты с заданиями, барабан для игры.

Ход занятия

I. Сообщение правил игры «Что? Где? Когда?».

II. Игра.

Задания для игры (лежат в 11 конвертах, читает ведущий).

1-й конверт.

В начале XVII века этого знака в русском языке не было. В учебнике 1619 года указывалось, что для его обозначения надо ставить точку с запятой. И только в середине XVIII века стал наконец использоваться этот знак, которым мы пользуемся по сей день. Надобность его отстаивал М. В. Ломоносов в своём труде «Российская грамматика». Но назывался он «удивным» знаком или «удивительным». О каком знаке идет речь?

Ответ: о вопросительном знаке.

2-й конверт.

О каком предмете идет речь?

Форму квадрата этого предмета установил французский король Людовик XVI, издав указ 23 сентября 1784 года. Согласно этому приказу «длина этого предмета должна равняться его ширине», так как прежняя овальная форма была очень не экономичной. А самые первые сведения об этом предмете относятся к III веку до н. э. Уже тогда греческие и римские патриции пользовались ими довольно широко. В XIII-XIV веках эта вещь, превратившаяся в разновидность веера, пользовалась огромным спросом у парижских модниц. А очень часто этот предмет пропитывался духами. Назовите этот предмет.

Ответ: носовой платок.

3-й конверт.

Это один из самых древних напитков: впервые он упоминался в рукописях, относящихся к 2700 году до н. э. В Россию он попал из Монголии в 1638 году, когда Алтын-хан прислал в подарок царю Михаилу Федоровичу 4 пуда «этого». Напиток приготовляется из листьев кустарникового растения, однако дикие сорта представляют собой деревья высотой до 15 м. В Китае и Японии «это» употребляют и как приправу к блюдам, а в Бирме - для приготовления салата. Плоды «этого» богаты маслом, которое вполне может заменить оливковое.

Ответ: чай.

4-й конверт.

В старину это было на Руси одним из любимых лакомств простого народа, но в сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» его ест даже коронованная особа - старуха, став царицей. О чём идёт речь, назовите.

Ответ: пряник; старуха ела пряник печатный.

5-й конверт.

В Древнем Египте их делали из фиников, в Древней Руси - из кленового сиропа, сахара, патоки и мёда, а в Европе вместо них лакомились засахаренными фруктами. Что это?

Ответ: конфеты.

6-й конверт.

Родина этого растения - юг Северной Америки. Здесь его считали священным, называли «солнечным цветком», соцветия отливали из золота. Сначала его разводили как декоративное растение. В Россию он попал из Голландии при царе Петре 1, им многие десятилетия украшали сады. И лишь в 1829 году в селе Алексеевке Воронежской губернии крестьянин Бокарёв открыл людям новое свойство этого растения. Из него стали получать очень ценный продукт. А какой, мы узнаем, когда скажете, что это за растение.

Ответ: подсолнечник.

7-й конверт.

Травянистое растение из семейства тыквенных, одно из самых древних овощей. Родом этот овощ из Индии. Давно его знали и в Древнем Египте, и в Древней Греции. В Древнем Египте богатые люди пили для здоровья сок этого растения с розовой водой. Этим же соком лечились от лихорадки и собачьих укусов. Для того чтобы этот овощ стал расти в суровом для него российском климате, надо было приложить много труда, выдумки, терпения. И теперь этот овощ растёт повсюду, и мы все его очень любим.

Ответ: огурец.

8-й конверт.

Этот очень известный канцелярский предмет был изобретён в Норвегии в 1900 году. Вещица вроде бы простая, но незаменимая до сих пор. По случаю 90-летия со времён изобретения этого предмета в центре Осло - столице Норвегии - установлен памятник из нержавеющей стали высотой в 5 метров.

Ответ: скрепка.

9-й конверт.

Единого мнения насчёт этого боевого клича нет. Одни учёные считают, что русские воины позаимствовали его в XVIII веке у немецких солдат, которые, идя в атаку, подбадривали себя этим кличем «хурра». Однако другие исследователи считают, что происхождение клича ещё более древнее. Орды воинственных завоевателей хлынули на Русь в XIII веке. В бою степные воины выкрикивали слово «урагша», что означало - «вперёд». А русские воины его сократили. О чём идёт речь?

Ответ: о кличе «Ура!».

10-й конверт.

В русском языке существуют присказки, посвящённые месяцам года. Вот одна из них: «В марте лёд с реки возили...» А зачем?

Ответ: эта присказка появилась тогда, когда не было холодильников. Крестьяне и горожане копали возле своих домов глубокие погреба для хранения продуктов. А в марте из речного льда вырезали большие глыбы и укладывали на дно погреба. Затем накрывали слоем опилок и хвои. Такой «холодильник» вполне исправно «работал» до следующей весны.

11-й конверт.

В середине 30-х годов прошлого века в Москве быстро развивался общественный транспорт. По автобусам ходили бригады строгих контролёров, которые вылавливали и штрафовали несознательных пассажиров. Контролёров быстро прозвали «охотниками». А как прозвали несознательных пассажиров?

Ответ: «зайцами».

III. Итоги игры.

- Какой вопрос был самым трудным?

- Какой вопрос не вызвал затруднения?

- Какой вопрос был самым интересным? Почему?

Похожие статьи:

Внеурочное занятие по окружающему миру, 4 класс. Тема «Кошки»

Конспекты внеклассных занятий для 3-4 класса

Конспект внеурочного мероприятия по окружающему миру, 4 класс

Конспект внеурочного занятия по окружающему миру, 4 класс

Внеурочное занятие по окружающему миру, 4 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!