Внеурочное занятие по окружающему миру, 4 класс

Конспект внеурочного занятия для учащихся 4 класса на тему «Ложки, вилки». Окружающий мир

Цели:

1. Расширять кругозор и представления детей о самых обычных вещах.

2. Развивать познавательный интерес учащихся.

Оборудование: различные ложки и вилки.

Ход занятия

I. Сообщение темы заседания.

- Сегодня мы поговорим о предметах, без которых не обходится ни один завтрак, обед или ужин. А о чём, вы узнаете, отгадав загадки.

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.   (Ложка.)

 

Три телёнка,

Один хвост.    (Вилка.)

II. Рассказ об истории создания ложки.

Каждый день, садясь завтракать или обедать, мы берем в руки ложку, которая лежит на привычном месте возле тарелки, и, наверное, ни разу не задумывались, когда впервые люди начали есть жидкую пищу ложкой. А ведь какому-то гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать еду из горшка каким-нибудь предметом гораздо удобнее, чем пить через край и доставать руками то, что осталось на дне.

Древние римляне и греки, ведя разговоры о прекрасном, ели руками. А вообще самые первые прообразы ложек делались еще за 3000 лет до нашей эры. Они лепились из глины или выпиливались из костей или рогов животных, также в ход шли морские раковины, рыбьи кости и головы, древесина. Кто первым изобрел ложку - история умалчивает. Достоверно лишь то, что она имеет почти такой же почтенный возраст, как и древнейшее орудие человека - нож.

Самые первые серебряные ложки сделали на Руси в 998 году по приказу князя Владимира Красное Солнышко для его дружины. Ложки тогда были с короткой ручкой и держались в кулаке.

Однажды русский князь Владимир, желая отблагодарить свою боевую дружину за честную службу, приказал выковать каждому воину по серебряной ложке. Он сказал: «Верную дружину за деньги не купишь, а с верной дружиной добудешь и золото и серебро».

Простые русские люди с незапамятных времен ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи.

Знатные люди на Руси - князья и бояре - садились за стол с серебряными ложками. Серебряная ложка считалась дорогим подарком.

В старину русские люди ложку носили при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Если же в дом пришел гость, то хозяин ему ложки не подавал, а ждал, когда тот свою достанет из-за пояса. Говорили даже: «Запасливый гость без ложки не ходит». Царь Петр I, если случалось ему обедать в гостях, приказывал слуге брать с собой царскую ложку. Петр 1 не кичился своей знатностью и, как простые люди, ел деревянной ложкой, украшенной слоновой костью.

Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие на другие. У вятской ложки черпачок делали в виде яйца, удлиненный и плоский. Загнутая вниз ручка украшалась резьбой. На круглых хохломских ложках рисовали красными, черными и золотистыми красками диковинные цветы, веточки и ягоды. Глаз не отвести от ярких хохломских ложек!

Столовая ложка из металла в том виде, какой мы ее теперь знаем, появилась в Европе примерно к 1760 году. С тех пор непрерывно совершенствуются материалы и качество изготовления этих приборов. Делали ложки из олова, золота, серебра. Кому что по карману.

В 1825 году немецкий врач Э. Гейтнер открыл в Саксонии фабрику и начал выпускать столовые приборы из аргентана (сплава меди с никелем и цинком). Это был красивый, похожий на серебро материал. И сравнительно дешевый.

Спустя несколько лет по всей Европе стали делать столовые приборы из аргентана, который называли по-разному: нейзильбер, альфенид, мельхиор... Сегодня за приборами из такого материала закрепилось название «мельхиоровые».

Был период увлечения ложками из алюминия, тогда только что открытого и потому дорогого металла, отдаленно похожего на серебро. Позднее алюминиевые ложки стали уделом дешевого общепита. Теперь наиболее популярны и практичны ложки из качественной нержавеющей стали, полированные, с тщательно продуманным дизайном, иногда с позолотой.

Ложки бывают разные, у каждой ложки своё назначение. Кроме суповой, десертной и чайной ложек в хорошей сервировке можно встретить прибор для вторых блюд в виде щипцов. По русской традиции салат обычно раскладывается большой салатной ложкой. В Европе принято использовать для этого две большие ложки, одна из которых обычная, а другая имеет несколько прорезей для стекания излишков масла, уксуса, лимонного сока.

Есть специальные большие ложки для овощей и для соуса (в тех случаях, когда соус не подается в отдельном соуснике, а является компонентом блюда, например мясной сок от жаркого). Ложка для соуса намного глубже и крупнее обычной. Это для того, чтобы не капнуть через край на скатерть.

Во время подачи борща или щей используется глубокая ложка среднего размера - так называемая сметанная. Она напоминает маленький половник. Иногда подаются щипчики для салата - те же ложки, но соединенные между собой упругой перемычкой... Словом, наука о пользовании ложками не так проста, как сама ложка.

Несмотря на то что история создания столовых приборов насчитывает века и вроде бы уже учтены все тонкости их использования, изобретения в этой области продолжаются. Например, во Франции запатентована специальная ложка для усатых с хитроумным устройством, позволяющим добиться, чтобы «по усам не текло, а в рот попало».

III. Чтение стихотворения Я. Акима «Ложка».

Места себе

Не находит Сережка,

Пропала Сережкина

Чайная ложка.

Да не какая-нибудь –

Золоченая.

Ручка у ложки

Двойная, крученая.

Всем домом

Искали пропавшую ложку.

Может, упала

Она за окошко?

Бабушка,

С кухни вернувшись,

Сказала:

- Ложку, наверное,

Кошка слизала.

Куда же мурлыка

Ее задевала?

...Ложку

Сережка

Искать помогал,

Диван вместе с бабушкой

Отодвигал.

Без ложки за чаем

Сережка скучает.

- Скушай, голубчик,

Малины немножко! –

Но что это?

Звякнула ложка...

О ложку!

Из банки торчит

Ободок золотой,

Стекает варенье

По ручке витой.

Кто же забыл

Эту ложку в варенье?

На этом кончается

Стихотворенье.

IV. Рассказ об истории вилки.

Вилка, пожалуй, самая загадочная из всех столовых приборов. Одни говорят, что это самый молодой столовый прибор, другие утверждают, что вилками пользовались еще в глубокой древности.

Трудно себе представить, но в Неаполитанском национальном музее хранится вилка, найденная в одной из античных могил. Ей более двух с половиной тысяч лет. На самом деле точное время изобретения вилки неизвестно. В некоторых странах она была известна еще в глубокой древности, правда, в то время у нее был всего один зубец. А вот древние римляне добавили ей еще один. Жаль только, что использовали они вилку лишь для того, чтобы вытащить варившееся в котле мясо. Потом это мясо ели руками.

Позже в Греции на руки надевались специальные перчатки с жесткими наконечниками. Что-то похожее на современную вилку, только с пятью, а порой и большим количеством зубчиков появилось в Азии в X веке. Через сто лет это изобретение докатилось и до Европы, но широкое распространение вилка получила только к XVI веку: острое шило, с помощью которого накалывали пищу и ели, было заменено на вилку с двумя зубчиками.

К концу XVIII века практически во всех странах Европы столовый нож с острым концом уступил место ножу, имеющему закругленное лезвие. Необходимости накалывать на нож куски пищи больше не было, так как эту функцию выполняла вилка. Во Франции вилка впервые появилась на королевском столе при Карле V в 1379 году.

Рассказывают, что одна-единственная вилка была у французской королевы Жанны де Эвре, которую она особо бережно хранила в специальном футляре и всюду брала с собой.

В Англию вилка попала в начале XVII века, но постоянно пользоваться ею при дворе стали во времена царствования Елизаветы, причем поначалу считалось, что подносить пищу ко рту вилкой, а не руками - только привилегия королевы. Остальные подданные делали это руками, одетыми в перчатки. И только в 1860 году в Англии было налажено массовое производство столовых приборов. А вот в Америке вилка появилась более 300 лет назад.

Российская «история» вилки начинается с XVIII века. В XVII веке даже за царским столом пользовались только ножом и ложкой. Отрезанные куски брали либо рукой, либо «чем было способнее».

Российская аристократия узнала вилку не без помощи Петра I. Первые вилки были с двумя зубцами и имелись только у очень состоятельных людей. На царских приемах вилки клали к тарелкам только особо знатных гостей. Сам Петр Алексеевич пользовался вилкой повсеместно. Его денщик всегда носил с собой нож, вилку и ложку, подавая их царю во время трапезы. В издании «Русская старина» за 1824 год есть информация о том, как сервировали стол для Петра I: «У прибора его клались всегда деревянная ложка, приправленная слоновой костью, ножик и вилка с зелеными костными черенками, и дежурному денщику вменялось в обязанность носить их с собою и класть перед царем, если даже ему случалось обедать в гостях». Видимо, Петр не был уверен, что даже в «лучших домах» ему подадут весь комплект столовых приборов.

Русский народ начал пользоваться вилкой лишь в XIX веке. Так что можно считать, что у нас сейчас, в наших ящиках для столовых приборов хранится сокровище, достойное лишь царственных особ, - особая привилегия настоящих аристократов.

Современные столы сервируются приборами, среди которых может быть с десяток видов вилок: обычные и закусочные, для мяса, рыбы, гарнира, двузубые - большая и поменьше, служащие для разделки волокон мяса, специальные для разделки омаров, вилка в комплекте с ножичком для устриц, вилки в сочетании с лопаточками - для спаржи... Все они имеют недавнее происхождение: XIX - начало XX века.

V. Чтение стихотворения Р. Сефа.

Дали мартышке

Вилку и нож.

Что с ними делать?

Не разберёшь.

Проще без вилки

И без ножа

Есть ананас,

Ногами держа.

VI. Подведение итогов.

- При каком князе стали делать первые серебряные ложки?

- Как вы понимаете выражение «Запасливый гость без ложки не ходит»?

- Какая ложка была у Петра I?

- Какие бывают ложки?

- Сколько зубцов было у первых вилок?

- В каком веке стали пользоваться вилками простые люди?

Похожие статьи:

Внеурочное занятие по окружающему миру, 4 класс. Тема «Кошки»

Праздник в начальной школе по творчеству Чуковского

Конспект внеурочного занятия по окружающему миру, 4 класс

Конспект внеурочного мероприятия по окружающему миру, 4 класс

Игра «Что? Где? Когда?» по окружающему миру, 4 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!