Внеурочное занятие по окружающему миру, 4 класс. Тема «Кошки»

Конспект внеурочного занятия для младших школьников. Тема: Хозяйка дома - кошка

Цели:

1. Расширять кругозор и представления детей о кошках.

2. Развивать познавательный интерес учащихся.

3. Способствовать воспитанию любви к животным.

Оборудование: выставка книг о кошках, картинки с изображением кошек.

Ход занятия

I. Сообщение темы заседания.

- Сегодня мы поговорим о животных, которые всегда рядом с нами. А о ком, вы узнаете, отгадав загадку.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.    (Кошка.)

- Люди любят кошек, поэтому все загадки о них добрые и ласковые, как сами кошки. Вот ещё несколько загадок о кошках:

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с тёплым молочком!

 

У порога плачет,

Коготки прячет,

Тихо в комнату войдёт,

Замурлычет, запоёт.

II. Рассказ ведущего о кошках.

Большинство пород кошек выведено в конце XIX - начале XX в. Изучением кошек занимается наука фелинология. Кошки разных пород различаются размерами и массой тела, формой туловища, цветом глаз, длиной и окрасом шерсти.

По последнему признаку породы разделяют на длинношерстные (персидская, колор-пойнт), полудлинношерстные (ангорская, балинезийская, бирманская, мэйн-кун, сибирская и др.), короткошерстные (рексы, египетский мау, сиамская, русская голубая, британская). Сиамскую и ориентальную кошку часто выделяют в отдельную группу. К короткошерстным относятся также бесхвостые кошки. Домашней кошкой у специалистов - фелинологов называется и простая «беспородная» кошка. В отличие от собак породы кошек не имеют служебной специализации.

По данным археологии, кошки поселились рядом с человеком с тех пор, как он стал вести оседлый образ жизни. Но это были просто дикие кошки, питавшиеся отбросами.

Разные исследователи придерживаются диаметрально противоположных взглядов на происхождение домашних кошек. По более старой версии принято считать единым предком домашней кошки североафриканскую переднеазиатскую степную кошку, одомашненную в Нубии около 4 тысяч лет назад. Отсюда, из Нубии, одомашненные кошки попали в Египет, в дальнейшем в Азии скрестившись с лесной бенгальской. В Европе эти кошки скрещивались с местной, дикой лесной европейской кошкой. Итог этих скрещиваний - современное разнообразие пород, линий, расцветок.

По другой, более современной, версии домашние кошки имеют полифелитическое происхождение, то есть разные породы независимо складывались в нескольких основных центрах.

Ископаемые останки кошек найдены в древнейшем городе планеты - Иерихоне (5-6-е тысячелетия до н. э.), при раскопках в Иордании, в древнейших городах Индии. Но эти животные, видимо, были еще не вполне домашними.

Многочисленные свидетельства пребывания кошек в Египте хорошо прослеживаются с 3-го тысячелетия до н. э. На росписях в гробницах Саккараха (2750-2650 до н. э.) кошки изображены с ошейниками, что безусловно свидетельствует об их одомашнивании. А на знаменитой фреске из Бени-Хасана кошка уже изображается в доме, рядом с хозяйкой.

В храмах, посвященных богине Бает (египтяне изображали ее в виде кошки либо женщины с кошачьей головой), содержалось много кошек, почитаемых как священные животные. Когда кошка умирала, в семье объявлялся траур, все домочадцы сбривали брови и скорбели. Трупы кошек бальзамировались и захоранивались в пышных гробницах на специальных кладбищах. Археологами обнаружено около 300 тысяч мумий, относящихся к IV тысячелетию до н. э.

Закон был также на стороне этого священного животного: за убийство кошки грозило суровое наказание вплоть до смертной казни.

Первые иероглифические знаки, обозначающие слова «кот» и «кошка», датируются примерно 2300 годом до н. э. и читаются как «минт» и «миу». Но кошка в Египте была не только священным животным, но и охотничьим и боевым зверем. Охотились кошки на птиц и мелкую дичь.

Из Египта кошка на кораблях финикийских купцов попала во многие уголки европейского Средиземноморья, но вплоть до начала нашего тысячелетия она была редким зверем.

Немногочисленные свидетельства о кошках в Древней Греции дают основание предполагать, что это животное посвящалось богине Луны и охоты Артемиде, несколько схожей с египетской Бает. Отчасти функции Бает присущи и римской богине любви Венере, которая иногда изображалась вместе с кошкой (вероятно, полудикой). Среди редких упоминаний о кошке в античной литературе следует отметить басни Эзопа.

В средневековой Европе упоминания о кошках немногочисленны, лишь примерно к X веку кошка перестает быть ценной редкостью. Примерно в это же время появляется она и в России, где этот зверь считался подходящим для монастырских насельников. В Европе кошки (вплоть до эпидемии «черной смерти», когда их функция истребителей мелких грызунов (мышей, крыс) была оценена по достоинству) не пользовались популярностью и нередко становились жертвой предрассудков.

На Востоке кошки издавна находились в привилегированном положении по сравнению с Европой. В исламе кошки весьма почитаются, кошка Муэзза жила у самого пророка Мухаммеда. В память о ней всем кошкам разрешен был свободный вход в мечеть. Кот входит в число 12 животных, имя которых носят годы китайского календаря.

В Китае кошки и их изображения считались приносящими счастье. Согласно древней персидской легенде, кошки появились от чиханья льва. В зороастризме, древней религии персов, убийство кошки - такое же серьезное преступление, как и убийство человека.

Важное место занимали кошки в странах Индокитая. Множество старинных и благородных пород: тайская, сиамская - происходят из этого региона, где их разводили при королевских и княжеских дворах. Эти удивительные создания были привезены в Европу строителями Британской империи и дали огромный толчок разведению кошек в Англии.

В 1727 появился труд француза Монкрифа «История кошек», окончательно «реабилитировавший» животных. С XVII1 века в Европе, и прежде всего в Англии, начинается работа над созданием новых пород, продолженная и небывало усилившаяся в XX веке, когда кошки прочно заняли второе, а кое-где и первое место среди домашних любимцев.

Благодарное человечество поставило памятники кошкам. Такой памятник воздвигнут перед Сорбоннским университетом во Франции по инициативе профессоров и студентов. А совсем недавно, 25 января 2000 года, неподалёку от Невского проспекта в Санкт-Петербурге установлен памятник «Хорошему коту». Поговаривают, что на карниз-постамент «взобрался» герой популярной некогда песенки «Жил да был чёрный кот за углом».

Но есть и другая, более серьёзная, версия. После блокады, когда во время голода съели всех кошек, в Ленинграде расплодились крысы и мыши - разносчики опасных инфекционных болезней. Тогда по специальному распоряжению Советского правительства в город срочно доставили целый вагон усатых охотников. Их выпустили на улицы, и вскоре наступление грызунов было остановлено.

III. Приметы, связанные с кошками.

До наших дней дошли и некоторые старинные приметы и обычаи, связанные с кошками.

В Англии существует поверье: пока черная кошка в доме, рыбаку не грозит опасность в море. Если черная кошка перебежала дорогу - это добрая примета, если она забежала в дом или комнату - хозяина ждет радость.

В России кошка всегда считалась признаком домашнего уюта и благополучия. Ряд народных примет и пословиц характеризует отношение к кошке: «Кошка - хозяйка в доме». При въезде в дом эта «хозяйка» должна первой переступить порог нового жилища, иначе не будет в нем уюта и счастья. Народное поверье утверждает также: трехцветная кошка приносит счастье в дом.

В народе было сложено немало колыбельных песен о кошках. Вот одна из них.

Уж ты, котя-коток,

Котя - серенький лобок.

Приходи, котя-коток,

Во печурочке поспать,

Во печурочке поспать,

Мне Володю покачать!

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу –

Шубку новую куплю,

Шубку плисовую,

Шапку бархатную!

«Мне не надо, коту,

Шубки плисовой,

Шапки бархатной,

Только надо мне, коту,

Корки мяконькой,

Только надо мне, коту,

Со сметаной молочка!»

У кошек есть свой «язык», состоящий более чем из 15 «слов» и множества интонаций. Есть звуки, выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос.

В мире сейчас приблизительно 400 млн кошек. Шумным событием во многих странах становятся выставки кошек.

IV. Инсценировка сказки «Отчего кошку назвали кошкой?»

Автор.

У старика и старухи

Был котеночек черноухий,

И белощекий,

Белобрюхий

И чернобокий.

Стали думать старик со старухой.

Старуха.

Подрастает наш черноухий.

Мы вскормили его и вспоили,

Только дать ему имя забыли.

Старик.

Назовем его, черноухого, Тучей –

Пусть он будет большой и могучий,

Выше дерева, больше дома,

Пусть мурлычет он громче грома!

Старуха. Нет!

Автор.

Сказала, подумав, старуха.

Туча легче гусиного пуха.

Гонит ветер огромные тучи,

Собирает их в серые кучи.

Свищет ветер

Протяжно и звонко.

Не назвать ли нам Ветром котенка?

Старик. Нет, старуха!

Автор.

Старик отвечает

Ветер только деревья качает,

А стена остается в покое.

Не назвать ли котенка Стеною?

Старуха.

Ты лишился на старости слуха!

Вот прислушайся вместе со мною:

Слышишь, мышка шуршит за стеною?

Точит дерево мышка-воришка...

Не назвать ли нам кошку Мышкой?

Старик. Нет, старуха!

Автор.

Старик отвечает

Кошка мышку со шкуркой съедает.

Значит, кошка сильнее немножко!

Не назвать ли нам кошку Кошкой?

V. Мини-соревнование.

Дети делятся на две команды.

1-й конкурс - «Рисунок». Задача - нарисовать кошку, но участник при этом должен быть с завязанными глазами.

2-й конкурс - «Пантомима». Команды должны изобразить ситуации:

а) кошка и собака - друзья;

б) кошка и собака - враги;

в) охота кошки за мышкой;

г) кошка умывается.

3-й конкурс - «Оригами». Изготовление кошки в технике оригами из бумаги.

4-й конкурс - «Скороговорка». Дети должны произнести скороговорку.

Черной ночью черный кот

Прыгнул в черный дымоход.

В дымоходе чернота,

Отыщи-ка там кота!

VI. Подведение итогов соревнования и итогов занятия.

Похожие статьи:

Игра «Что? Где? Когда?» по окружающему миру, 4 класс

Внеурочное занятие по окружающему миру, 4 класс

Конспект внеурочного занятия по окружающему миру, 4 класс

Праздник в начальной школе по творчеству Чуковского

Конспект внеурочного мероприятия по окружающему миру, 4 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!