Конспект беседы по экологии в старшей группе на тему: Растения
Занятие на экологическую тематику для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Где растения любят жить?»
Цель: углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах - в пустынях, лесах, океанах, горах, тундрах, способствовать установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды; развивать у детей интерес к растительному миру.
Ход занятия
Приходит в гости Чепухарь.
- Ребята, посмотрите, какой огромный лист подорожника я нашел!
- Молодец, Чепухарь! А я тоже сорвала сегодня лист подорожника, ранку на руке лечила. Но только мой лист совсем не такой, как у тебя. Может, у тебя не подорожник, а лопух? Ребята, давайте сравним два листа.
Дети и Чепухарь сравнивают, находят сходства, доказывают, что это подорожники.
- А чем же отличается мой лист подорожника от листа Чепухаря? (У Чепухаря большой, а у воспитателя маленький.)
- Чепухарь, а где ты нашел такой большой лист?
- Там, на солнечной полянке, около ручейка.
- А я нашла свой листок на участке детского сада около забора, под деревьями, в тенечке.
- Что же повлияло на растения, что они такие разные? (Ответы детей).
Приходят к общему мнению, что в разных условиях растения растут по-разному, то есть они приспосабливаются к тому месту, где выросли.
- Давайте разберемся, почему один подорожник маленький, а другой большой. Что необходимо для роста растений? (Солнце, вода, земля.)
- Если вырос большой подорожник, значит, он постоянно рос на солнце, было достаточно воды, и земля была богата удобрениями.
- Чепухарь, а как ты думаешь, на нашей земле везде одинаковые растения растут?
- Конечно, вся земля такая же черная, как у нас в детском саду на участке, такие же березы растут, липы, рябины, одуванчики и подорожники. Правда, ребята? (Нет.)
- Ты еще не видел энциклопедию, Чепухарь, поэтому и споришь с ребятами. Садитесь все поудобнее, мы Чепухарю нашу Землю будем показывать. (Рассматривают энциклопедию.)
- На нашей Земле есть и пустыни, и джунгли, и степи, и тайга, и вечные снега. И везде растут растения. Растения такие разные, потому что сумели приспособиться к условиям окружающей среды.
- Как ты думаешь, Чепухарь, есть ли у кактуса листья?
- Чепуха вопросик! Я знаю на него ответ. Конечно же, нет листьев, это все видят, никаких листьев у кактуса нет.
- А вы, ребята, как думаете? (Мнения разделяются.)
- Да, ребята, листья у кактусов так видоизменились, что их стало не узнать. Они превратились в колючки. А почему? Потому что кактусы растут в пустынях, где редко идут дожди и жарко печет солнце. Листья превратились в иголки, чтобы удерживать воду в растениях; ведь сам кактус внутри влажный.
А у верблюжьей колючки тоже листья мелкие, а корни такие длинные, уходят глубоко под землю - ищут влагу. Посмотрите, ребята, как растения пустыни приспособились к условиям (жаре, ветрам).
Воспитатель показывает энциклопедию.
- Растения могут в жару засыпать, а когда идет дождь - оживают и расцветают. Как вы думаете, а у нас в России могут жить кактусы? (Могут, только в плошке на подоконнике. На улице кактусы погибнут от холода и мороза.)
Воспитатель с детьми рассматривают энциклопедию дальше.
- Посмотрите, ребята! Вот здесь - влажный тропический лес, джунгли. Кто знает, в каких странах есть джунгли? (Бразилия, Индия и др.)
- Чем отличаются растения джунглей от растений пустыни? (Растения джунглей отличаются большими размерами, огромными листьями, толстыми стеблями, яркой зеленой окраской; растений очень много, бурное цветение и т. д.)
- Правильно, ребята! В тропиках очень благоприятные условия для роста растений - тепло и влажно. Джунгли называют царством растений. В Амазонских джунглях так много растений, что это место (воспитатель показывает на карте) называют легкими планеты, так как растения очищают воздух. В джунглях растений так много, что им очень тесно. Каждое растение стремится подняться к солнцу, поэтому растения по-разному приспособились к жизни. Посмотрите, стволов деревьев почти совсем не видно - их прочно опутали плющи, лианы и другие растения.
- Для чего растения опутывают стволы? (Тянутся к свету, питаются соком соседних растений и т. д.)
Чепухарь рассматривает карту, показывает на Антарктиду.
- Посмотрите, а здесь нет растений. Все белое, здесь только снег.
- Правильно, Чепухарь! В Антарктиде, действительно, вечные снега. Но и в Антарктиде живут растения. Удивительно, растения спят 9 месяцев. Но только пригреет солнце, чуть растает снег, и сразу же в этих местах появляются чудесные растения. Жизнь у таких растений короткая; за три месяца они успевают вырасти и даже зацвести, порадовать Землю своей красотой.
- Чепухарь, ты знаешь, что у нас в Воронежской области растения тоже спят?
- Чепуха! Как это растения спят? У них и глаз-то нет! И подушки с одеялом у них нет!
- Как только наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, останавливается их рост. Кажется, растения погибли, стали безжизненными. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу служит им снежное покрывало, под ним тепло и уютно. Лишь пригреет солнце, и растения вновь оживают, зеленеют и радуются жизни.
- Ребята, хотите поиграть в игру? Я буду называть разные растения, а вы будете отгадывать. Если я назову растение, которое растет в Воронежской области, хлопайте в ладоши, если не растет - сидите тихо.
- Как здорово, - говорит Чепухарь, - что растения умеют приспосабливаться везде и всюду и в любых условиях. Им не страшны ни жара, ни холод, ни песок, ни вода. Куда ни пойдешь - везде растения: в пустыне, в море, в реке, в горах, в снегу... Давайте еще посмотрим энциклопедию.
Дети с Чепухарем и воспитателем рассматривают энциклопедию.
Похожие статьи:
Музыкальное занятие в старшей группе детского сада
Экологическая сказка для старших дошкольников 5-7 лет
Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада
Экологические игры в детском саду в подготовительной группе
Конспект музыкального занятия в старшей группе детского сада
Нет комментариев. Ваш будет первым!