Конспект занятия в старшей группе на тему «Загадки»
Занятие по развитию речи в старшей группе ДОУ. Тема: Загадки
Цель: учить придумывать загадки с отрицанием о предметах по схеме.
Задачи:
• Учить придумывать загадки с отрицанием о предметах по схеме.
• Продолжать учить работать по схеме.
• Закреплять умение пользоваться в речи сложносочиненными предложениями с союзами «а», «но».
• Развивать воображение.
• Воспитывать умение слушать товарищей.
Ход занятия
Дети сидят полукругом, педагог вносит куклу.
Педагог. Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Она живет в младшей группе. Это я пригласила ее к нам в гости, потому что вчера, побывав у малышей, я заметила, что она грустит.
Дети. Почему она грустит?
Педагог. Давайте у нее спросим.
Дети спрашивают.
Маша. Я грустная, потому что все игрушки смеются надо мной. У нас в группе очень много предметов и игрушек, а я все время забываю их название.
Педагог. Ребята, мы можем помочь Маше? А как?
Дети предлагают разные варианты.
Педагог. Да, способов много. Но, к сожалению, кукла Маша не умеет ни писать, ни читать. А вот я знаю один хороший способ запоминать предметы: их надо внимательно рассмотреть и сравнить с чем-нибудь похожим. (Предлагает в том случае, если дети сами не предложат этот вариант.)
Маша. Рассматривать — это интересно, а вот сравнивать, наверное, скучно.
Педагог. Совсем не скучно. Если не просто сравнивать, а отгадывать загадки, в которых один предмет похож на другой, но не он. Ребята, что это за загадки?
Дети. Это загадки с отрицанием.
Дети приводят примеры загадок с отрицанием, объясняют, почему они так называются и как их отгадывать, применяя речь-объяснение, речь-доказательство. Например:
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга.)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы.)
Маша. Здорово! А что помогает вам отгадывать такие хитрые загадки?
Дети. Схема.
Показывают и объясняют схему загадки с отрицанием. (Загадки с отрицанием - это загадки, отгадывание которых строится на постепенном исключении отрицательных сопоставлений)
Маша. Но чтобы запомнить все названия, надо знать очень много загадок. Как же я их запомню?
Педагог. Совсем необязательно. Ведь загадки можно придумывать самому. Вот как раз сегодня мы будем учиться придумывать загадки с отрицанием. Но сначала мы поиграем.
Проводится физкультминутка.
Подвижная игра «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем»
Маша. А ведь игра ваша тоже загадка. И мне она очень понравилась. Научите меня скорее придумывать загадки, которые помогут запоминать названия.
Педагог. Хорошо, будем учиться все вместе. А что нам поможет?
Дети. Схема.
Педагог (берет мяч). Ребята, что надо сделать, чтобы описать предмет?
Дети. Рассмотреть его, потрогать. (И т. д.)
Педагог. Правильно, а что надо сделать, чтобы сравнить его с чем-либо?
Дети. Найти похожий предмет по цвету, форме, действию. (И т. д.)
Педагог. С чем можно сравнить мяч по форме?
Дети. С яблоком, луной, шариком. (И т. д.)
Педагог. По цвету?
Дети. С радугой (разноцветный), с огурцом (зеленый), с солнышком (желтый). (И т. д.)
Педагог. По действию?
Дети. С зайчиком (прыгает), с колобком (катится), с лягушкой (скачет). (И т. д.)
Дети подбирают сравнения, определяя на схеме место признака.
Педагог подводит итог и вместе с детьми «собирает» загадку.
Круглый, а не луна.
Разноцветный, а не радуга.
Прыгает, а не заяц.
Катится, а не колобок. (Мяч.)
Маша. Это мячик! Я теперь его название никогда не забуду! Можно мне придумать загадку?
Педагог. Можно, а ребята тебе помогут.
Дети с куклой Машей придумывают загадки с отрицанием о любых предметах в группе. Например: четыре ноги, а ходить не умеет. (Стол.)
Педагог. Ну что, Машенька, скучно сравнивать предметы?
Маша. Что вы! Очень весело и интересно!
Педагог. Ребята, вы помните, почему Маша грустила?
Ответы детей.
Педагог. Мы смогли ей помочь? Как?
Ответы детей (научили сравнивать предметы и придумывать про них загадки с отрицанием).
Педагог. А вам самим понравилось придумывать такие загадки?
Ответы детей.
Педагог. Тогда я предлагаю познакомить Машу с игрушками нашей группы и придумать загадку с отрицанием о своей любимой игрушке, которую вы загадаете друг другу, а вечером своим родителям.
Самостоятельная деятельность детей.
Похожие статьи:
Конспект занятия в детском саду на тему «Мираж». Старшая группа
Конспект занятия «Земной шар» в старшей группе
Конспект занятия в детском саду на тему «Свойства камней». Старшая группа
Конспект занятия «Малая и Большая Медведица» в старшей группе
Нет комментариев. Ваш будет первым!