Конспект занятия в старшей группе на тему «Загадки»

Занятие по развитию речи в старшей группе ДОУ. Тема: Загадки

Цель: учить придумывать загадки с отрицанием о предметах по схеме.

Задачи:

• Учить придумывать загадки с отрицанием о предметах по схеме.

• Продолжать учить работать по схеме.

• Закреплять умение пользоваться в речи сложносочиненными предложениями с союзами «а», «но».

• Развивать воображение.

• Воспитывать умение слушать товарищей.

Ход занятия

Дети сидят полукругом, педагог вносит куклу.

Педагог. Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Она живет в младшей группе. Это я пригласила ее к нам в гости, потому что вчера, побывав у малышей, я заметила, что она грустит.

Дети. Почему она грустит?

Педагог. Давайте у нее спросим.

Дети спрашивают.

Маша. Я грустная, потому что все игрушки смеются надо мной. У нас в группе очень много предметов и игрушек, а я все время забываю их название.

Педагог. Ребята, мы можем помочь Маше? А как?

Дети предлагают разные варианты.

Педагог. Да, способов много. Но, к сожалению, кукла Маша не умеет ни писать, ни читать. А вот я знаю один хороший способ запоминать предметы: их надо внимательно рассмотреть и сравнить с чем-нибудь похожим. (Предлагает в том случае, если дети сами не предложат этот вариант.)

Маша. Рассматривать — это интересно, а вот сравнивать, наверное, скучно.

Педагог. Совсем не скучно. Если не просто сравнивать, а отгадывать загадки, в которых один предмет похож на другой, но не он. Ребята, что это за загадки?

Дети. Это загадки с отрицанием.

Дети приводят примеры загадок с отрицанием, объясняют, почему они так называются и как их отгадывать, применяя речь-объяснение, речь-доказательство. Например:

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.     (Книга.)

 

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.    (Часы.)

Маша. Здорово! А что помогает вам отгадывать такие хитрые загадки?

Дети. Схема.

Показывают и объясняют схему загадки с отрицанием. (Загадки с отрицанием - это загадки, отгадывание которых строится на постепенном исключении отрицательных сопоставлений)

Маша. Но чтобы запомнить все названия, надо знать очень много загадок. Как же я их запомню?

Педагог. Совсем необязательно. Ведь загадки можно придумывать самому. Вот как раз сегодня мы будем учиться придумывать загадки с отрицанием. Но сначала мы поиграем.

Проводится физкультминутка.

Подвижная игра «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем»

Маша. А ведь игра ваша тоже загадка. И мне она очень понравилась. Научите меня скорее придумывать загадки, которые помогут запоминать названия.

Педагог. Хорошо, будем учиться все вместе. А что нам поможет?

Дети. Схема.

Педагог (берет мяч). Ребята, что надо сделать, чтобы описать предмет?

Дети. Рассмотреть его, потрогать. (И т. д.)

Педагог. Правильно, а что надо сделать, чтобы сравнить его с чем-либо?

Дети. Найти похожий предмет по цвету, форме, действию. (И т. д.)

Педагог. С чем можно сравнить мяч по форме?

Дети. С яблоком, луной, шариком. (И т. д.)

Педагог. По цвету?

Дети. С радугой (разноцветный), с огурцом (зеленый), с солнышком (желтый). (И т. д.)

Педагог. По действию?

Дети. С зайчиком (прыгает), с колобком (катится), с лягушкой (скачет). (И т. д.)

Дети подбирают сравнения, определяя на схеме место признака.

Педагог подводит итог и вместе с детьми «собирает» загадку.

Круглый, а не луна.

Разноцветный, а не радуга.

Прыгает, а не заяц.

Катится, а не колобок.   (Мяч.)

Маша. Это мячик! Я теперь его название никогда не забуду! Можно мне придумать загадку?

Педагог. Можно, а ребята тебе помогут.

Дети с куклой Машей придумывают загадки с отрицанием о любых предметах в группе. Например: четыре ноги, а ходить не умеет. (Стол.)

Педагог. Ну что, Машенька, скучно сравнивать предметы?

Маша. Что вы! Очень весело и интересно!

Педагог. Ребята, вы помните, почему Маша грустила?

Ответы детей.

Педагог. Мы смогли ей помочь? Как?

Ответы детей (научили сравнивать предметы и придумывать про них загадки с отрицанием).

Педагог. А вам самим понравилось придумывать такие загадки?

Ответы детей.

Педагог. Тогда я предлагаю познакомить Машу с игрушками нашей группы и придумать загадку с отрицанием о своей любимой игрушке, которую вы загадаете друг другу, а вечером своим родителям.

Самостоятельная деятельность детей.

Похожие статьи:

Конспект занятия в детском саду на тему «Мираж». Старшая группа

Конспект занятия «Земной шар» в старшей группе

Конспект занятия в детском саду на тему «Свойства камней». Старшая группа

Конспект занятия «Малая и Большая Медведица» в старшей группе

Конспект занятия «Земля - наш общий дом» в старшей группе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!