Изучение ПДД в ДОУ в соответствии с ФГОС

Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения в детском саду

Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступность, научность, систематичность, сознательность, наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений, навыков.

Первый этап работы — это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года. Диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает определить знания и навыки детей и уровень их возможностей.

Результаты диагностики фиксируются по годам обучения. В индивидуальные и сводные карты вносятся результаты изучения познавательной сферы детей по Правилам дорожного движения.

На основе этих результатов организуются групповые занятия или проведение индивидуальной коррекционной работы.

Второй этап — расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения, наблюдение за движением транспорта по улице, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД.

Третий этап — формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения. Чем старше дети, тем легче педагогу проводить работу в этом направлении. Однако и в младших группах следует в доступной форме, на конкретных примерах доводить до детей смысл и значение Правил дорожного движения. Как было сказано выше, пути формирования эмоционального и сознательного отношения к изучению Правил дорожного движения тесно переплетаются, взаимодействуют в учебно-воспитательной работе. Прежде всего этой задаче служат художественные произведения, раскрывающие напряженный трудовой ритм работы сотрудников ГИБДД. Внимательный и углубленный анализ в сочетании с беседами, наблюдениями должен подводить детей к мысли, насколько значим и ответственен труд этих людей.

Четвертый этап — это формирование у детей чувства ответственности. Разумеется, когда речь идет о дошкольном возрасте, нельзя говорить о нем в полной мере, однако отдельные его компоненты сформировать у детей можно. Ребята понимают и усваивают предъявленные к ним требования. Готовность отвечать за свои поступки придет позже.

Задача педагога: сформировать в подрастающем человеке эту готовность, почву для нее.

Пятый этап работы — развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. При обучении Правилам дорожного движения эти качества помогают вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации. Продуманная организация учебно-воспитательной работы, умелое руководство педагога подведут детей к пониманию, как следует вести себя на улице. Работа эта требует комплексного подхода. Он включает:

1. Систему подготовки детей к правильному поведению на улице.

2. Организацию игр и специальных практических занятий.

3. Специальную подготовку со стороны педагога.

Построение занятий по обучение детей ПДД

Занятия проводятся в соответствии с перспективным планом работы. Сначала важно определить обязательный минимум программного материала, который может усвоить каждый ребенок, с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей. Занятия строятся в игровой форме. В процессе игровой деятельности осуществляются умственное, физическое и нравственное воспитание, развитие речи детей, трудовое воспитание.

Длительность занятия на первом году обучения — 20 минут, на втором году — 25 минут, на третьем году — 30 минут, на четвертом — 35 минут в групповой комнате, с соблюдением гигиенических требований: освещение, температурный режим, осанка детей.

При планировании нового занятия необходимо опираться на содержание предыдущего, задавать вопрос детям: «Что нового мы узнали на прошлом занятии?» Основным механизмом формирования прочных знаний на занятии являются повторение и выполнение упражнений.

На занятиях по обучению детей Правилам дорожного движения необходимо использовать принцип доступности и наглядности.

Структура занятий: психогимнастика, сюрпризный момент или проблемная ситуация, дидактические игры, загадки, стихи, пословицы и поговорки, художественное слово, физминутки, словесные игры, работа по перфокарте, пальчиковая гимнастика.

Психогимнастика является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Психогимнастику можно проводить не только в начале занятия, но и по мере необходимости, если нужно поднять настроение или снять эмоциональное напряжение у детей.

Для более устойчивого внимания детей необходим прием удивления (сюрпризный момент). Еще Максим Горький писал, что удивление — это начало понимания. Удивить — это значит заронить в детскую душу искорку интереса. Удивление рождает интерес к теме, который нередко не ослабевает до конца занятия.

Суть создания проблемной ситуации состоит в том, чтобы вызвать у ребенка внутренний интерес, заставить задуматься, помочь другому в трудной ситуации. Именно это и является очень важным условием для успешного усвоения нового материала.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулирует зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.

В конце занятия необходимо провести оценку (что нового узнали дети на занятии, что больше всего понравилось и т.д.). Она помогает правильно спланировать последующие занятия и исправить ошибки, допущенные на предыдущих.

Коррекционные задачи

Коррекция ощущений, восприятия, представлений.

Развивать восприятие цвета, формы, величины, материала. Увеличивать объемы зрительных, слуховых, моторных восприятий. Увеличивать поле зрения, скорость обозрения. Развивать глазомер. Учить сравнивать, выделять существенные признаки предметов. Корректировать искажения представления об окружающем.

Коррекция памяти.

Работать над усвоением знаний, умений, навыков при помощи произвольного сознательного запоминания. Формировать полноту восприятия словесного материала. Работать над увеличением объема памяти. Развивать словесно-логическую, образную, зрительную память.

Коррекция внимания.

Формировать навыки самоконтроля. Воспитывать устойчивое внимание. Развивать быструю переключаемость внимания.

Коррекция самооценки.

Воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль.

Коррекция речи.

Развивать фонематический слух. Совершенствовать слуховое восприятие. Расширять активный словарь.

Коррекция мышления.

Развивать умение делать словесно-логические обобщения. Учить выделять главное, существенное. Развивать умение группировать предметы. Работать с навыком деления целого на части и восстановления целого из частей. Учить понимать смысл нового правила. Учить применять правила на практике. Развивать умение сравнивать, анализировать.

Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое до конца. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, уважения к старшим. Предупреждать возникновение дурных привычек. Вырабатывать положительные навыки поведения. Воспитывать чувство ответственности, доброжелательности, трудолюбие, дисциплину.

Автор: Данилова Т. И.

Похожие статьи:

Развлечение по ПДД в старшей группе детского сада

Конспект занятия по ПДД в старшей группе

Конспект занятия по ПДД в старшей группе в ДОУ. Экскурсия по улице микрорайона

Конспект занятия по ПДД в старшей группе в детском саду. Знаки приоритета

Сценарий праздника по правилам дорожного движения для старшей группы ДОУ

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!