Настольно-печатные игры для детей 4-5 лет в детском саду. Картотека

Настольно-печатные игры для средней группы ДОУ

Что нужно пограничнику?

Дидактическая задача: Закрепить у детей знание о профессиях пограничник, защитник Родины. Развитие мелкой моторики и памяти. Упражнять детей в правильном назывании предметов, уточнять их назначение.

Игровые правила: Приступать к действиям с разрезными картинками только после сигнала. Кто быстрее соберет картинку, тот и начинает о ней рассказывать.

Игровое действие: Поиск частей и складывание целой картинки. Описание составленного предмета.

Дидактический материал: разрезные картинки с изображением предметов: каска, ружье, автомат, пистолет, бинокль, котелок, кружка и т.д.

Ход игры

На столе разрезные картинки, дети должны собрать их и объяснить, для чего этот предмет нужен пограничнику (каска, ружье, автомат, пистолет, бинокль, котелок, кружка и т.д.)

- Что изображено на твоей картинке? (бинокль)

- Зачем нужен этот предмет пограничнику? (следить за границей) и т.д.

Город - это...

Дидактическая задача: Систематизировать знания детей о городе, как населенном пункте с дорогами, домами, социальными постройками и т.д.

Игровые правила: Взять только один силуэт. Действовать по сигналу. Слушать ответы детей и помогать им при необходимости.

Игровое действие: Выбор силуэта. Диалог воспитателя и детей.

Дидактический материал: магнитная доска, силуэты дорог, Домов, машин, и т.д.

Ход игры

Дети выбирают силуэты на столе, выкладывают их на магнитной Доске и отвечают на вопросы.

- Город - это ... (дороги)

А Матрешка задает детям вопросы:

- Для чего в городе нужны дороги? (по дорогам передвигаются люди и машины)

- Город - это ... (дома)

- Для чего в городе нужны дома? (в домах живут люди)

- Город это ... (магазины)

- Для чего в городе нужны магазины? (в магазинах люди покупают продукты и вещи)

- Город - это ... (больницы и поликлиники)

- Для чего в городе нужны больницы? (в больницах и поликлиниках людей лечат) и т.д.

Матрешка рассматривает дома:

- Какие разные дома, а кто живет в этих домах? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что в домах живут дети и их семьи)

Собери картинку

Дидактическая задача: Систематизировать знания детей о профессии людей, работающих на транспорте.

Игровые правила: Взять только один конверт и собрать картинку по сигналу воспитателя. Кто первый соберет картинку, тот и называет ее.

Игровое действие: Поиск частей, складывание целой картинки. Сравнивание одинаковых изображений на картинках.

Дидактический материал: конверты с разрезными картинками. Виды транспорта: самолет, вертолет, поезд, машина, автобус. Профессии: летчик, машинист, шофер, капитан и т.д.

Ход игры

Дети и воспитатель берут по одному конвертику, садятся за стол и собирают картинки.

- Андрюша, что изображено на твоей картинке? (самолет)

- У кого из детей такая же картинка? (дети показывают картинки и поясняют)

- Как называют того, кто управляет самолетом? (летчик)

- Наташа, кто изображен на твоей картинке? (летчик)

- Как ты догадалась? (ответы детей обсуждаются: у летчиков есть шлем, очки и т.д.)

- Ребята, у кого на картинке тоже изображен летчик? (дети показывают картинки и поясняют)

- Марина, что изображено на твоей картинке? (вертолет)

- У кого из детей такие же картинки? (дети показывают картинки и поясняют)

Собери картинку и отгадай

Дидактическая задача: Систематизировать знания детей о героях рассказа Н. Носова «Незнайка и его друзья!».

Игровые правила: Взять только один конверт и собрать картинку по сигналу воспитателя. Кто первый соберет картинку, тот и называет ее.

Игровое действие: Поиск частей, складывание целой картинки, отгадывание.

Дидактический материал: конверты с разрезными картинками. Герой рассказа Н. Носова «Незнайка и его друзья!»

Ход игры

Дети собирают разрезные картинки и называют жителя Цветочного города: Незнайка.

Кто прислал письмо?

Дидактическая задача: Активизация речи дошкольника, развитие мелкой моторики. Воспитывать культуру поведения и взаимопомощь.

Игровые правила: Высказывать свои суждения, не перебивая друг друга. Соблюдать очередность. Действовать только по сигналу воспитателя.

Игровое действие: Поиск нужных частей, складывание целой картины.

Дидактический материал: конверт с разрезной картиной, на которой изображен Незнайка.

Ход игры

Дети собирают разрезные картинки и составляют портрет Незнайки.

Раздается стук в дверь и входит почтальон.

- Вам письмо... (передает письмо воспитателю, и он читает)

«Дорогие дети! Я очень вас прошу, помогите мне. Я пошел в лес один и попал в беду!»

- Ребята, кто же мог прислать нам это письмо?

- Кто оказался в беде?

- Кому нужна наша помощь? (ответы детей обсуждаются) Воспитатель достает из конверта разрезные детали.

- Ребята, давайте соберем эти детали. Может быть, тогда мы узнаем, кто ждет нашу помощь? Дети начинают собирать картинку и узнают Незнайку.

Разложи по порядку 

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о временах года.

Игровые правила: Подбирать карточки с приметами времен года в соответствии со стихотворным текстом.

Игровое действие: Поиск нужных карточек и выкладывание их на магнитной доске.

Дидактический материал: карточки с изображением разных времен года по количеству детей. Стихи о временах года. Магнитная доска.

Ход игры

Дети слушают текст и выбирают соответствующую по цвету карточку и затем по просьбе воспитателя выкладывают на магнитной доске цветовое изображение времен года по порядку.

- Она приходит в декабре,

Когда деревья стоят в серебре?

(зима - синяя карточка)

 

- Зеленое платье она надела,

И все вокруг вдруг зазеленело?

(весна - зеленая карточка)

 

- В венке из солнечного света

Вслед за Весной приходит... ?

(лето - красная карточка)

 

- Платье желтое набросив,

Тихо к нам приходит... ?

(осень - желтая карточка)

Солнце по небу гуляет!

Определи, когда это бывает?

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о явлениях неживой природы: части суток.

Игровые правила: Подбирать цветовую гамму по содержанию текста.

Игровое действие: Поиск карточки определенного цвета по содержанию текста.

Дидактический материал: цветные карточки. Модель часов (круг, разделенный на четыре части). Стихотворные тексты о частях суток.

Ход игры

По ходу рассказа воспитателя дети выкладывают соответствующие карточки на модели часов.

Небо вдруг порозовело,

Тихо-тихо и несмело

Солнце ласковым лучом

Что открыло, как ключом?     (утро - розовая карточка)

 

Солнце ярко осветило,

Землю всю позолотило.

Он сияет и блестит,

Нам лениться не велит?   (день - желтая карточка)

 

Солнце спать легло, и будто

Легким синим покрывалом

Он всю землю укрывает.

Сказку гномик прочитает

И тихонько засыпает?   (вечер - синяя карточка)

 

Когда с темнотою

Земля вдруг сошлась

И в небе луна

Со звездою зажглась?

А Гномик давно и

Тихонечко спал?   (ночью - черная карточка)

Когда это бывает?

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о частях суток. Воспитывать внимание, терпение.

Игровые правила: Соотносить предметные картинки с текстом стихотворения. Отвечать только после того, как воспитатель прочитает стихотворение. Соблюдать очередность.

Игровое действие: Выкладывание воспитателем на магнитной доске картины. Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал: магнитная доска. Магнитные фигурки: солнышко, лучики, тучки, месяц. Предметные картинки с изображением частей суток.

Ход игры

Воспитатель стихотворный текст сопровождает выкладыванием картины на магнитной доске по содержанию.

На магнитной доске справа располагается солнышко.

- Наша Оля рано встала,

Своих кукол причесала,

Всех умыла медвежат

И пришла к нам в детский сад.

- Когда это бывает? (утром)

Час обеда подошел,

Сели дети все за стол.

Держат правильно все ложки –

Не роняют на пол крошки,

(Солнышко передвигается наверх магнитной доски и выставляется соответствующая картинка )

- Когда это бывает? (днем )

День окончен, там и тут

Люди все домой идут,

Мамы в детский сад спешат

Забирать своих ребят.

(Солнышко передвигается вправо и выставляется соответствующая картинка)

- Когда это бывает? (вечером)

Ставни закрываются,

Дети раздеваются.

— Тише, тише, птицы.

Вы не пойте под окном!

Спят ребята крепким сном.

(Солнышко передвигается вниз магнитной доски и выставляется соответствующая картинка)

- Когда это бывает? (ночью)

Ночь легла на крыши прямо;

В целом доме шума нет,

Папа спит, уснула мама,

И везде погашен свет.

- Когда это бывает? (ночью)

Когда это бывает?

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о частях суток. Воспитывать внимание, терпение.

Игровые правила: Соблюдать очередность. Дети рассказывают только о той части суток, сюжет которой нарисован на картинке. Игровое действие: Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал: предметные картинки с изображением частей суток на каждого ребенка.

Ход игры

Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображены сюжеты. Дети должны назвать часть суток, которая соответствует определенному сюжету.

- Эта часть суток утро. Потому что зарядку мы делаем утром.

- Эта часть суток вечер. Потому что вечером мы собираемся ложиться спать.

- Эта часть суток день. Потому что днем мы гуляем, играем, трудимся.

- Эта часть суток ночь. Потому что ночью мы спим.

Нарисуй Осень

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о временах года, приметах осени. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.

Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Отвечать только после того, как воспитатель задаст вопрос. Соблюдать очередность.

Игровое действие: Дети по ходу рассказа изменяют силуэты предметов на картине. Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал: магнитная доска. Магнитные фигурки: солнышко, лучики, тучки, насекомые, птицы и т.д.

Ход игры

Перед игрой выставляется уже готовая картина: лесная полянка с цветами, бабочками, птицами, пчелками, яркое солнце с лучами.

Воспитатель начинает рассказ, дети по ходу рассказа изменяют силуэты предметов на картине.

- Наступила Осень, и солнышко стало не такое яркое, как летом. Каким стало солнышко? (солнышко стало неяркое, светит, но не греет - выставляется солнышко без лучей)

- Яркие солнечные лучики спрятались от холодного ветра в листиках. И зеленые листочки стали какими? (желтыми - выставляются на картину желтые листочки)

- От холодного ветра стало зябко нашим комарикам и пчелкам, и они спрятались где? (в коре дерева и пня - насекомых прячут за дерево и пень)

- А бабочки превратились в куколки, и будут спать до следующей весны.

- Летают птички по лесу, ищут себе пропитание и не находят. Почему? (насекомых нет)

- Что делать птицам? (улетать в теплые края, где много пищи - птицы выстраиваются в караван)

- Но не все птицы улетели в теплые края. Какие птицы остались зимовать в наших краях? (ворона, воробей, голуби)

- Эти птицы перебрались из леса поближе к дому человека. Почему? (человек будет зимой этих птиц подкармливать)

- Улетели птицы, спрятались насекомые, и в лесу стало очень тихо.

Нарисуй Весну!

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о временах года, приметах весны. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.

Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Отвечать только после того, как воспитатель задаст вопрос. Соблюдать очередность.

Игровое действие: Дети по ходу стихотворного текста выкладывают приметы времени года - весна. Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал: магнитная доска. Магнитные фигурки: солнышко, лучики, тучки, насекомые, птицы и т.д.

Ход игры

Дети поочередно выбирают на столе приметы весны, соответствующие стихотворному тексту.

- Весна - это когда светит ярко солнце.

- Весна - это когда цветут цветы и зеленеет травка.

- Весна - это когда щебечут птицы.

- Весна - это когда льет теплый дождик и бегут ручейки.

Когда это бывает?

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о частях суток, временах года. Воспитывать внимание, наблюдательность, партнерские отношения.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность.

Игровое действие: Угадывание времени года по сюжету картины и показ этого времени года на часах «Времена года». Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал: магнитная доска. Картинки с изображением сюжетов времен года. Часы «Времена года» - круги Луллия для определения времен года.

Ход игры

На магнитной доске выставляются картинки с изображением примет осени, весны, зимы, лета. Дети должны угадать время года, назвать приметы и показать его на часах «Времена года». Для этой дидактической игры можно использовать круги Луллия:

— Первый, самый маленький круг, разделен на четыре части и заштрихован зеленым, голубым, желтым и красным цветом - времена года;

— Второй круг разделен на сегменты с изображением солнца, снега, дождя, туч и т.д.

- Третий круг разделен на сегменты с изображением изменений растительности по временам года;

- Четвертый круг разделен на сегменты с изображением приспособления животных к изменениям погоды по временам года.

Когда это бывает?

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о временах года. Воспитывать внимание, наблюдательность, партнерские отношения.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность.

Игровое действие: Составление времени года по приметам на кругах Луллия. Составление небольшого рассказа о времени года по приметам.

Дидактический материал: круги Луллия на каждого ребенка с сюжетными карточками примет.

Ход игры

Детям раздают круги Луллия с сюжетными карточками по временам года. Дети должны на всех кругах подобрать сюжетные карточки по временам года и рассказать:

На самом маленьком круге состояние солнца: солнце с лучами, за тучкой, без лучей и т.д.

На втором круге деревья и растения по временам года: с листочками, с желтыми листочками, заснеженные деревья и т.д.

На третьем круге занятия взрослых и детей в разное время года: купаются в реке, катаются на санках, собирают овощи на грядке и т.д.

- Это время года лето. Потому что светит ярко солнце. На деревьях зеленые листочки, цветут цветы. Люди загорают и купаются в речке.

- Это время года весна. На деревьях появляются зеленые листочки. По дорожкам бегут ручейки. Солнце светит, но лучики пока еще маленькие. Люди сняли теплые вещи и надели куртки и резиновые сапоги. И т.д.

Какой ветер?

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о явлениях неживой природы: свойства ветра.

Игровые правила: Определить положительные или отрицательные свойства ветра.

Игровое действие: Рассматривают сюжетную картинку и определяют, какой ветер - хороший или плохой.

Дидактический материал: сюжетные картинки о ветре.

Ход игры

Воспитатель на магнитной доске выставляет картинку с изображением. Дети должны определить, какой ветер: хороший или плохой?

- Открытое от ветра окно, разбитая ваза на полу.

- Девочка с помощью пылесоса убирает комнату.

- Дети пускают воздушного змея.

- Девочка успокаивает плачущего ребенка и протягивает ему воздушный шарик.

- Мальчик пускает по воде кораблик.

- Сильный ветер в лесу и поломанные деревья.

- На улице сильный ветер, а дети гуляют во дворе.

Подбери ключик

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о явлениях неживой природы: солнце, луна, тучки.

Игровые правила: Дети подбирают картинки соответствующего цвета, собирают картинку и находят по картинке соответствующий предмет. Отгадывают загадки по сигналу воспитателя.

Игровое действие: Собирают разрезные картинки, находят соответствующий предмет, отгадывают загадки. Диалог воспитателя и детей.

Дидактический материал: разрезные картинки с изображением ключика - цветные, по количеству детей. Объемные предметы - ключи разной формы. Сундучок с загадками.

Ход игры

Дети должны выбрать разрезные картинки соответствующего цвета, сложить все картинки, подобрать ключик по образцу рисунка.

Воспитатель достает из сундучка загадки. При правильном отгадывании появляются на магнитной доске гости: солнышко, луна, тучка.

Оно весь мир обогревает!

И усталости не знает.

Улыбается в оконце,

И зовут его все...    (солнце)

 

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно мне без звезд одной,

А зовут меня...    (луной)

 

По небесам плывет мешок

И солнце закрывает.

А бывает - иногда

Что из мешка течет вода.

Спрячемся получше!

От дырявой...   (тучи)

Рассмотри и выложи

Дидактическая задача: Закрепить знание детей о временах года, приметах зимы. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.

Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Отвечать только после того, как воспитатель задаст вопрос. Соблюдать очередность.

Игровое действие: Дети по предложению воспитателя выкладывают цветовое табло на часах «Времена года». Выкладывают основные приметы зимы. Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал: часы «Времена года», сюжетные карточки с приметами зимы по количеству детей.

Ход игры

Дети должны определить и выложить на столе основные приметы времени года.

- Какое время года я должна выставить на наших часах «Времена года»? (на часах надо установить стрелку на времени года - зима, синяя часть часов).

- Андрей, на какое время года нам указывают приметы за окном? (приметы за окном нам указывают на то, что время года - зима)

- Марина, какие приметы зимы ты выложила на своем столе? (Солнца на небе нет, оно спряталось за тучку. Из тучки идет сильный снег. На деревьях и земле лежит снег. На улице сильный ветер. Люди надели шубы, шапки, шарфы и варежки.)

Похожие статьи:

Творческие игры для дошкольников 4-5 лет

Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет

Игры для развития речи детей 5, 6 лет

Подвижные игры в средней группе детского сада

Дидактические игры с предметами для детей 4-5 лет. Картотека

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!