Игры по ОБЖ для учащихся 5-6 класса на тему «Изменение среды обитания»

Игры на уроках ОБЖ в школе

Игра «Говорящие предметы»

Цель: познакомить с факторами, влияющими на загрязнение окружающей среды; проследить связи влияния экологии на здоровье человека.

Оборудование: таблички (вода, земля, воздух) или элементы костюмов.

Условия: на урок приходят ребята в костюмах Воды, Земли и Воздуха. Они сообщают об экологических проблемах страны, города (материал можно взять из учебника). Их выступления учитель проверяет, накануне урока корректирует и советует, как выступить интереснее. Можно использовать стихи и загадки. После выступления персонажей каждый ряд приглашает к себе в гости одного из них. Вместе с ними начинается работа по карточкам-вопросам.

Карточка-вопрос для Воздуха

– Какое вредное воздействие оказывают наши предприятия на воздушную среду?

– Как бороться с загрязнением воздуха в домашних условиях?

– Ваши предложения по очистке воздуха в городе.

Карточка-вопрос для Воды

– К чему приводит загрязнение воды на Земле?

– Как можно очистить воду в домашних условиях?

– Что такое кислотные дожди?

Карточка-вопрос для Земли

– К чему приводит снос почвы в океан?

– К чему приводит опустынивание земель?

– Какие вредные вещества накапливаются в почве в результате промышленных выбросов?

Информацию для ответов дети могут брать из учебников или дополнительной литературы, заранее принесенной на урок.

По итогам работы дети должны подготовить сообщение- выступление минуты на три и предложить материал для записи в тетрадь.

После выступления каждой группы учитель дополняет сообщения.

Игра «Потребители, юные хранители, эксперты»

Цель: показать на примерах повседневной жизни, что многое в защите окружающей среды зависит от каждого обитателя планеты.

Оборудование: рисунок ландыша.

Условия: В классе формируется три команды (можно по рядам). Каждая команда становится носителем определенной роли: «Потребители», «Юные хранители», «Эксперты». На доске записаны ключевые слова: цветы, завянут, богатство, подарить, беречь, лекарство, пахнут, в лесу, исчезнут, нанести вред, пустой, Красная книга, природа, правила поведения, придем, другие люди... Каждая команда должна составить при помощи опорных слов свой рассказ согласно той роли, которая ей досталась.

«Потребители»

Нарвать букет хорошо. Ландыши - красивые цветы. Их можно подарить кому-то, и у человека поднимется настроение. Они хорошо пахнут. Когда дома стоят цветы, становится уютно. Из ландышей готовят нужное лекарство.

«Юные хранители»

Рвать букет из ландышей - это плохо. Цветы быстро завянут. Их потом выбросят. Большие букеты наносят вред природе. Ландыши быстро исчезают. Лес без цветов становится пустым. Ландыш занесен в Красную книгу.

«Эксперты»

Лес - богатство нашего края. Исчезновение многих видов растений нанесет вред и самому человечеству. Находясь в лесу, помните, что вы и другие люди сюда еще не раз вернетесь. Не нарушайте правила поведения людей на природе. Берегите природу!

Учитель подводит итог игры, поощряет те группы, которые хорошо выполнили свое задание, делает общие выводы по теме урока.

Игра «Твое мнение»

Цель: формировать у детей отношение к ситуации, учить беречь природу.

Оборудование: отпечатанные карточки-задания для каждой группы, сигнальные карточки красного и зеленого цвета. Зеленый обозначает согласие группы с мнением выступающего, красный - цвет несогласия, поправки, добавления.

Условия: Класс разбит на группы по 5-6 человек. Каждая группа тянет жребий - карточку с описанием экологической ситуации. В течение 5 минут группа пытается найти объяснение ситуации. Затем каждая группа выступает, зачитывая свои пояснения к ней. Все остальные группы реагируют на услышанное сигнальными карточками. Если группа подняла красный цвет, ей предоставляется слово. Остальные группы опять сигналят. Учитель выступает в роли эксперта.

Варианты экологических ситуаций

– В некоторых лесничествах лес вырубают выборочно: через 10-12 лет из каждых десяти деревьев вырубают одно. Делают это в зимнее время. Почему выбирают такой способ?

– Появляются случаи отравления грибами, которые издавна считались съедобными и употреблялись многие годы в пищу. Почему это происходит?

– Некоторые предприятия спускают отработанную воду в водоемы. Какой вред это приносит животному миру? Что делать?

– Основной корм выдры - рыба. Установлено, что в случае истребления выдр сначала в водоеме рыбы станет больше, но со временем ее станет меньше и меньше. Объясните эту ситуацию.

– На некоторых территориях своеобразно ведут охрану птиц. В местах, где расположены их гнезда, запрещается выполнять любые хозяйственные работы на расстоянии 150 м. Объясните этот запрет.

Пословицы

– Рыбам - вода, птицам - воздух, а человеку - вся Земля.

– Лес - легкие Земли - береги, как свои.

– Береги природу, она добром ответит.

– Земля - тарелка: что положишь, то и возьмешь.

– Не садил, не поливал, а рвать поспевал.

– Где цветок, там и медок.

– Когда пьешь воду, помни об источнике.

Ребус по теме:

Стихи

Про всех на свете

Все-все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны –

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется...

Все-все-все на свете нужны.

И это все дети запомнить должны!

Б. Заходер

Береги свою планету

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

 Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету.

Я. Аким

* * *

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Д. Радович

Хоровод

Нор звериных,

Птичьего гнезда

Разорять не будем

НИКОГДА!

Пусть птенцам

И маленьким зверятам

Хорошо живется

С нами рядом!

В. Берестов

Загадки

1. Весь мир кормлю,

А сама не ем. (Земля)

 

2. И топчут ее,

И режут ее —

Она не серчает,

Добром отвечает. (Земля)

 

3. Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды -

Жить нельзя нам без... (воды).

 

4. Есть невидимка:

В дом не просится,

А прежде людей бежит,

Торопится. (Воздух)

 

5. Бродит одиноко Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает. (Солнце)

 

6. Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Домашнее задание по теме:

– Придумай и защити проект по любой экологической проблеме.

– Составь кроссворд из новых терминов.

– Подготовь репортаж по итогам программы «Время».

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!