Игры для развития памяти у детей 3-5 лет

Игры на развитие образной памяти

Игра «Запомни предметы»

На стол выкладываются хорошо знакомые всем вещи: книга, шляпа, будильник, чашка, кубик и т. п. Предметы не должны быть связаны по смыслу.

Ребенку дается некоторое время (достаточное для него), чтобы все это запомнить, затем он отворачивается и один предмет убирается. Теперь малыш должен постараться вспомнить, что же отсутствует на столе. Для ребят 3-4 лет пяти предметов достаточно. Постепенно, от занятия к занятию, число предметов можно увеличивать, причем интересно добавлять однотипные вещи, например, положить среди прочих предметов три чайные ложки, а потом одну из них убрать.

Другие разновидности этой игры: предметы не убираются, а меняются местами, и дети должны восстановить прежний порядок.

Можно все предметы накрыть чем-либо и попросить малыша назвать их по памяти.

Сделать игру более сложной можно путем увеличения количества предметов (до 15) и (или) уменьшением времени на запоминание..

Игра с предметными картинками

Вы берете какую-нибудь яркую сюжетную открытку (или репродукцию картины), предлагаете ее внимательно

рассмотреть, а затем забираете и задаете «контрольные вопросы»: кто нарисован на картинке, как он одет, какого цвета одежда, кто стоит рядом и т. д. Если ответ неверен, предлагаете снова рассмотреть открытку и опять забираете, продолжая задавать вопросы.

Поощряйте ребенка за каждый правильный ответ.

Игра «Запомни образы»

Покажите ребенку 8-10 картинок с изображением предметов (желательно, чтобы эти предметы не были связаны по смыслу), которые он хорошо знает. Малыш должен их внимательно рассмотреть и запомнить. Через 3 минуты закройте картинки листком бумаги и попросите его найти те из них, которые он забыл назвать.

Можно предложить малышу вспомнить эти картинки, например, через пару часов или на следующий день. Обратите внимание ребенка на то, что важно уметь запоминать не только на короткое время, но и надолго.

Игра «Память»

Нужна обычная колода карт. Число играющих не ограничено (правда, если играющих много, приходится долго ждать своего хода, и игра становится менее привлекательной).

Карты в колоде тщательно перемешиваются и раскладываются в несколько рядов на столе рубашкой вверх. Каждый участник, когда до него доходит очередь, переворачивает две карты по своему выбору. Если карты парные, игрок забирает их себе и переворачивает еще одну пару карт. Парными считаются карты, совпадающие по номиналу и раскраске. Например, две черные восьмерки (пики, трефы), две красные дамы (черви, бубны) и т. д. Две карты, одинаковые по достоинству, но разные по цвету, пары не составляют. Непарные карты опять переворачиваются и кладутся на прежние места. Очередь переворачивать карты переходит к следующему участнику.

Так продолжается до тех пор, пока не будут открыты непарные карты, что случается, особенно в начале игры, значительно чаще. Побеждает тот, кто наберет больше пар.

Подобные игры, где вместо привычных карт используются рисунки или фотографии, продаются в магазинах, но колода карт чаще оказывается под рукой. Обучать детей этой игре лучше, используя сначала неполную колоду карт.

Мнемический прием «группировка»

Возьмите картинки с изображением предметов по группам: транспорт, фрукты, одежда (см. дополнительный материал).

I. Разложите картинки на столе так, чтобы было три ряда по три картинки в каждом ряду (одной группы). Попросите малыша назвать одним словом и запомнить каждую группу. Затем он отворачивается, вы убираете какую-нибудь одну группу картинок и предлагаете ребенку определить, какая группа исчезла.

II. Можно разложить картинки вперемежку, затем предложить ребенку назвать обобщающими словами группы, которые могут быть образованы из имеющихся картинок. После этого малыш должен запомнить все картинки и отвернуться (или закрыть глаза). Вы убираете 2-3 картинки одной группы и предлагаете ребенку вспомнить, какие это были картинки и какой группе принадлежат. Сложность игры зависит от общего количества картинок и количества групп, которые они образуют.

Игра с группами картинок

Возьмите по 3-4 картинки из групп: животные, овощи, инструменты — и разложите на столе вперемежку. Малыш должен на них внимательно посмотреть, в течение 1-2 минут запомнить и отвернуться. Затем вы убираете со стола 4-5 картинок, имеющих отношение как минимум к трем разным группам. Ребенок должен определить, какие картинки были убраны.

Можно не только убирать картинки, но и добавлять их, или же одновременно и добавлять, и убирать. Задайте малышу вопрос: «Что прибавилось, что убрали?» В дальнейшем можно усложнить задание: не предупреждать о том, что произошло с картинками. Ребенок должен сам определять, как изменился состав картинок.

Прием «повторение»

Игра «Стихи и перевертыши»

Поиграйте с ребенком в такую игру: вы читаете четверостишие без последнего слова, а он должен догадаться, какое это должно быть слово. Затем вы читаете это четверостишие еще раз, но уже без последних двух слов, потом без трех и т. д. Недостающие слова должен называть малыш. Так постепенно ему нужно будет назвать все слова, т. е. фактически выучить стихотворение наизусть.

Можно попробовать разыграть стихотворение в виде спектакля (можно использовать и кукол). Попробуйте все обыграть крайне эмоционально. Покажите спектакль своим близким. Чем интереснее получится совместная сценка, тем быстрее и легче малыш запомнит само стихотворение (включится непроизвольная память).

Для разнообразия можно использовать перевертыши, скороговорки (см. дополнительный материал).

Смысловое соотнесение

Игра «Пары картинок»

Вам понадобятся 5-6 пар картинок с изображением предметов, связанных по смыслу. Например: карандаш — альбом, лимон — апельсин, книга — очки, самолет — вертолет, нож — вилка и т. д. Разложите их попарно в два ряда: карандаш вверху — альбом под ним, лимон вверху — апельсин под ним и т. д.

Малышу предлагается рассмотреть и запомнить все картинки. Обратите внимание на смысловую связь между парами предметов. Заранее предупредите малыша, что после того, как он все запомнит, один ряд картинок будет накрыт листком бумаги, и, чтобы восстановить по памяти этот ряд, ему нужно будет использовать оставшийся. Через 2-3 минуты накройте картинки верхнего ряда. Ребенок должен назвать, какие это были картинки.

Тренировка словесно-логической памяти

Игра «Запомни слова»

Игра заключается в том, что вы читаете малышу 10-12 не связанных по смыслу слов, например: стул, озеро, яблоко, потолок, вертолет, огурец, ложка, дым, сумка, нож. Он должен их запомнить и сразу после прочтения воспроизвести. Учитывая количество правильно названных слов, можно следить за тем, как изменяется память в течение определенного времени. Если количество таких слов возрастает, значит, память улучшается.

Игра «Запомни рассказ»

Игра-соревнование. Подберите два одинаковых по сложности и размеру рассказа, первый зачитывается одному игроку, второй — другому.

В игре можно набрать до 5 очков за один рассказ. Каким образом?

Предложите ребенку внимательно прослушать рассказ (1-2 страницы) и нацельте его запоминать все подробности рассказа.

Начинайте читать рассказ с названия. После прочтения задайте ребенку вопросы и начислите очки. Так, если:

1) точно указано название рассказа;

2) правильно передана его основная мысль;

3) верно названы отдельные детали (имена персонажей, особенности их внешнего вида, место событий и т. п.), то начисляется 5 очков.

Если правильно передана основная мысль, но имеются ошибки в названии или деталях, то — 4 очка; если правильно передана только основная мысль — 3 очка; если основная мысль не передана, но правильно указаны название и отдельные детали — 2 очка; если правильно указано только что- то одно — название или отдельные детали — 1 очко; если ребенок не может сказать и этого — ноль очков. Примеры рассказов даны в дополнительных материалах.

Игры на развитие оперативной памяти

Игра «Складывай и запоминай»

Для игры ребенок должен уметь осуществлять элементарные операции сложения в пределах 10-20.

На рисунке чередуются случайным образом три предмета: книга, шарик, цветочек.

Ребенок должен пересмотреть последовательно каждый предмет (по строчкам), назвать его и считать количество одинаковых предметов (по нарастающей). Например: 1 книга, 1 шарик, 1 цветочек, 2 книги, 2 шарика, 3 книги, 2 цветочка, 3 цветочка и т. д. Чтобы успешно справиться с заданием, нужно постоянно сохранять в памяти промежуточную сумму по данному предмету. Когда замечается ошибка, сумма восстанавливается, и игра продолжается.

Ошибкой считается неверно указанная текущая сумма (правда, чтобы такую ошибку заметить, вам необходимо тоже внимательно следить за выполнением задания). В этом случае игра не останавливается. Пусть ребенок считает дальше, вы лишь фиксируете, что он допустил ошибку.

Пример таблицы

Кратковременная память

Вы показываете ребенку набор цифр, через 2 минуты накрываете цифры листком бумаги, ребенок должен воспроизвести их по памяти. Начинать лучше с трех цифр, а потом постепенно увеличивать их число. Карточки с цифрами нужно показывать не по порядку, например, 2, 4, 8, 10, 6; 7, 3, 5, 2, 8; 4, 6, 2, 3, 5, 9.

Похожие статьи:

Игры на развитие речи и мышления у дошкольников 3-4 лет

Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду. Картотека

Игры на развитие речи для детей 2-3 лет

Развивающие игры для дошкольников 3-5 лет о животных

Игры на развитие памяти и внимания у детей 2-3 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!