Как развивать самостоятельность и творческие способности ребенка

Как развивать самостоятельность и творческие способности ребенка

Советы по развитию самостоятельности и творческих способностей у детей от Марии Монтессори.

Развивающая среда. Мария Монтессори полагала, что главная задача воспитателя — создать активную развивающую среду, в которой нет случайных предметов и деталей. Каждый элемент должен выполнять строго определенную функцию. Едва ли не первое, что сделала Монтессори в своей новой школе, — это раз и навсегда выдворила из класса пресловутую парту, которая, как она считала, ограничивает не только двигательную активность, но и познавательные способности ребенка. В Монтессори-классах парты были заменены легкими столиками и ковриками, которые ребенок может самостоятельно перенести по своему желанию в любой утолок комнаты.

День за днем наблюдая за детьми разного возраста, Монтессори внедряла дидактические пособия и материалы, выбирала оптимальную форму столиков и стульчиков. От ее пристального внимания, казалось, не ускользнула ни одна, даже самая мелкая деталь. Есть сведения, что от большинства материалов она в процессе экспериментов отказывалась, оставляя лишь то, что давало действительно очень хорошие результаты. Неудивительно, что материалы и пособия, которые выдержали проверку временем, нередко называют золотым материалом Монтессори.

И все же главное в системе — не пособия или методики. Главное — ребенок, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одного систему обучения. Но ведь невозможно дать каждому ребенку по учителю! Тем более в доме ребенка Марии Монтессори, который находился в беднейшем рабочем квартале. Несмотря на это, Монтессори обучала по индивидуальным программам по сорок малышей одновременно. Просто она предоставляла каждому ребенку самостоятельно разрабатывать для себя индивидуальную программу обучения, выбирать, чем, когда и как ему заниматься в той среде, которая создана педагогами. Так ученикам предоставлялась безграничная свобода выбора. Каждый из них мог по собственному усмотрению решать, чем заняться: счетом, географией, чтением или мытьем посуды. Даже двух-трехлетние малыши в Монтессори-садике отлично знали, что они не должны шуметь, когда другие дети чем-то заняты, что после игры они должны поставить на место пособия и материалы на полку, убрать за собой, чтобы другим затем было удобно заниматься.

В Монтессори-школе нет традиционного деления на классы: в одной группе занимаются дети разных возрастов. Новички, впервые придя в школу, легко усваивают принятые правила поведения, подражая старшим. А старшие учат младших дидактическим играм, показывают буквы, помогают в освоении новых заданий. Учитель же просто наблюдает за группой и подключается только тогда, когда кто-то из детей обращается к нему за помощью или испытывает затруднения в работе.

Комната, в которой располагается Монтессори-класс, поделена на несколько зон, в которых сгруппирован тематический материал. В зоне практической жизни ребенок учится обслуживать себя и других. Здесь можно постирать и погладить одежду, почистить обувь, нарезать овощи для салата и т. д.

В зоне сенсорного развития ребенок учится различать предметы по определенным признакам. Здесь собраны материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние.

В математической зоне находится материал, который помогает ребенку освоить понятие количества и его связь с символом, научиться выполнять математические операции.

В языковой зоне дети учатся чтению и письму.

И наконец, зона, которую чаще всего называют космической. Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов.

Все материалы конкретны и наглядны, они позволяют ребенку не просто принимать на веру слова учителя, а на основании опыта убеждаться, что в сотне десять десятков, дважды два — четыре, а Земля действительно вращается вокруг Солнца и пр.

Особое внимание Монтессори уделяла обучению детей навыкам самообслуживания, справедливо полагая, что ребенок, умеющий ухаживать за собой, не только приобретает бесценный опыт самостоятельности и ответственности, но и развивает те мышцы, которые необходимы, в том числе для овладения навыками письменной речи.

Словом, школу или садик Монтессори действительно можно назвать уникальной. Но есть в таком подходе и явные минусы. Главный заключается в том, что Монтессори-педагогика, великолепно развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, т. е. сферы деятельности, которые контролирует левое полушарие, мало внимания уделяет «творческому» правому полушарию, которое, в отличие от левого, познает мир целостно.

В классическом Монтессори-садике дети не играют в спонтанные творческие игры — здесь их считают бесполезными, тормозящими интеллектуальное развитие. Конечно, в отличие от вальдорфской системы здесь нет тотального идеологического контроля, но у детей, занятых развивающими интеллектуальными играми, практически не остается времени для тривиальных кукол и пряток. А ведь без ролевой игры невозможно не только эмоциональное, но и интеллектуальное развитие ребенка, о чем свидетельствуют авторитетные педагогические и психологические исследования XX века.

Помимо этого Монтессори считала отклонением в развитии уход ребенка в фантастический мир, рожденный его желанием замкнуться и уйти от проблем, встающих перед ним в жизни. По ее мнению, если этот мир не связан с реальностью, то он скорее сродни галлюцинациям, чем содержательному творчеству. Творческую способность ума Монтессори рассматривала исключительно как средство работы над реальностью.

Любая деятельность, в том числе и чтение, по мнению сторонников Монтессори, должна приносить ребенку пользу: развивать речь, помогать в познании реального мира, расширять кругозор. Но уметь складывать буквы в слова и быть читателем — отнюдь не одно и то же. При таком отношении к книге ребенок никогда не научится тому главному, для чего вообще пишется и читается художественная литература, — искусству сопереживания, рефлексии, внутреннему диалогу с автором и героями текста. В результате ребенок, при всем своем уме, рискует вырасти эмоционально неразвитым «сухарем-знайкой».

Не стоит сбрасывать со счетов и то, что система Марии Монтессори в ее классическом виде подходит далеко не всем детям. Ребенок, склонный к аутизму, может окончательно замкнуться, уйти в себя. Слишком активный, шумный малыш, которому трудно регулировать свое поведение, справляться с эмоциями, тоже будет чувствовать себя крайне некомфортно, вызывая, к тому же, недовольство воспитателей. Вряд ли пойдет на пользу система Монтессори и творчески одаренным детям, у которых доминирует правое полушарие: помимо того что здесь их уникальные способности не будут в должной мере востребованы, способ познания мира, который предлагает Мария Монтессори, им не совсем понятен.

Тем не менее безусловные плюсы Монтессори- педагогики очевидны и доказаны временем. И хотя эта система рассчитана в первую очередь на обучение в детском саду и школе, очень многое с успехом можно использовать и в домашнем воспитании.

Мария Монтессори видела человека в его целостности, а целостность создается и закрепляется с помощью активного освоения окружающего мира. Когда окружающее пространство позволяет ребенку созидательно действовать, разрозненные вспышки детской энергии соединяются и появляется как бы «новый ребенок».

Упомянутая выше нормализация происходит при концентрации детей на какой-либо деятельности и, значит, необходима, чтобы все предметы вызывали у ребенка живой интерес, могли быть использованы именно по своему назначению и применялись точно. Свобода в направленных действиях и есть главная свобода ребенка. Но это не конечный результат воспитания, хотя «нормализованные» дети демонстрируют удивительные, с точки зрения взрослых, человеческие качества.

Детский сад. В детском саду Монтессори день начинается со свободной работы. Дети приходят в группу, самостоятельно раздеваются, приводят себя в порядок и выбирают, чем они будут сегодня заниматься. Воспитатель встречает детей, обязательно протягивая каждому руку для приветствия, и затем, уже в классной комнате, терпеливо наблюдает за свободным выбором ими материала для занятий.

Кто-то начинает стирать кукольные платья, кто-то поливает цветы. Кто-то раскладывает на ковре цветные таблички, нанизывает бусы, мелет в маленькой мельнице зерно, учится пришивать пуговицы. Если воспитатель замечает, что ребенок взял материал для работы впервые, он предлагает малышу алгоритм действий с этим предметом. Иногда дети получают очень короткий и конкретный трехступенчатый урок, а иногда учитель молча показывает способ работы с материалом. Все куклы, кубики, машинки находятся здесь же, в одном из уголков, и если малыш хочет с ними играть, не мешая другим, он спокойно наряжает или кормит куклу, строит из кубиков гараж для своей машинки. Можно переодеваться во взрослую одежду, которая сложена в специальной корзине, или делать прическу перед зеркалом. Все это можно. Другое дело — общая атмосфера рабочего дня.

Дидактический материал (недаром он прожил без изменений уже целое столетие!) захватывает детей настолько, что они предпочитают положить на край

коврика свою куклу и выкладывать здесь же десятичную систему из бусин. В самостоятельной свободной работе маленький ребенок ежедневно материализует природную потребность в усложнении своих чувств, действий и концентрации внимания. Такая работа не утомляет, сколько бы она ни продолжалась, потому что в естественной жизни не может быть остановки. И все-таки часа через два после начала свободной работы дети слышат тихую музыку — знак сбора в общий круг. Работа заканчивается, материалы ставятся на полки.

Круг Монтессори. Кто-то из педагогов назвал его «атмосферным явлением». Во всяком случае, это не ежедневное занятие с традиционными пальчиковыми играми и песенками. Каждый круг имеет свой контекст, который зависит от определенной ситуации. Некоторые круги связаны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в детском саду. На других воспитатель рассказывает сказки, короткие истории из Библии.

Осенью дети все вместе разглядывают фрукты и овощи, пробуют их на вкус, учатся молоть зерно и месить тесто. Зимой изучают свойства воды, растапливая над свечкой снег, или разучивают рождественские песенки. Здесь же отмечают дни рождения детей и другие важные события. Здесь вспоминают, что кто-то из детей заболел или кому-то предстоит не очень приятный поход к зубному врачу.

В пятнадцать минут общего круга умещаются: личные проблемы детей, календарь, история, география, биология, математика и словесность, пантомима и театр. Круг всегда ведет учитель, но он лишь помогает общему разговору. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, попытки объяснить другим свои переживания. Учитель профессионально «провоцирует» разгорающийся костерок общего разговора, в который каждый из детей вставляет свое слово или суждение. Крут заканчивается быстро. Но дух общей доброжелательности, уважения, доверия остается надолго и в конце концов становится неотъемлемой частью уклада жизни Монтессори-группы.

Зоны Монтессори-класса включают в себя практически все области деятельности детей, способствующие общему развитию.

Зона реальной жизни: ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить, перемешивать, вырезать, раскрашивать, рисовать и т. п. Здесь дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику.

Зона сенсорного развития: изучение окружающего мира (умение различать высоту, длину, вес, цвет и другие свойства предметов). Здесь дети играют с предметами, изучая размер, форму и цвет. К примеру, малыш по порядку выставляет на стол цилиндры от самого большого до самого маленького. Дети также учатся следить глазами слева направо, что помогает освоиться с чтением.

Зона двигательных упражнений: в большинстве Монтессори-классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга (овала), которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания.

Есть также зоны языковая, географическая, математическая, естественно-научная, умственного развития ребенка.

Ребенок сам выбирает зону и конкретный материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми — этот выбор он тоже обычно делает сам. Ребенок работает в собственном темпе, поскольку в методе Монтессори нет соревнования. Многие Монтессори-школы дополняют материалы такими зонами, как музыкальная, искусств и танцев, иностранного языка и др.

Домашнее воспитание. Существует множество групп и детских садов, в которых на практике — и весьма успешно — применяется метод Марии Монтессори. Однако не стоит забывать, что воспитание ребенка начинается в семье, именно дома, где малыш проводит большую часть времени, где закрепляются привычки и навыки, которые готовят его ко взрослой жизни. И даже если малыш посещает Монтессори-группу, затем он все равно возвращается домой, к родителям, бабушкам и дедушкам. Кроме того, не всегда и не везде существует возможность отдать ребенка в детский сад, работающий по методике Монтессори. Вот почему желательно и дома создать для ребенка обстановку, стимулирующую его полноценное развитие.

Конечно, полный комплект пособий Монтессори достаточно дорого стоит, да и места занимает немало.

Однако и в домашних условиях можно создать среду, наиболее благоприятную для самостоятельных занятий. Прежде всего надо позаботиться о том, чтобы ребенку было удобно. Мы нечасто задумываемся о том, что наш дом обустраивается «под взрослых» и ребенку непросто находить интересующие его предметы.

Детскую мебель желательно подбирать по размеру, кроме того, она не должна быть тяжелой — тогда ребенок сможет сам передвигать ее. Обязательно нужны специальные детские стол и стул, за которыми ребенок будет заниматься, полка для хранения всего необходимого. Надо позаботиться и о том, чтобы ребенок мог самостоятельно доставать не только свои учебные пособия, но и предметы гигиены и домашнего обихода. Пасту, щетку, мыло желательно положить так, чтобы малышу было легко доставать их без помощи взрослых.

Самые простые предметы, которые есть в каждом доме, могут превратиться в Монтессори-материал. Например, ребенок может отрабатывать точность движений, пересыпая рис из кувшина в чашку. Когда у него начнет получаться, можно усложнить упражнение, взяв вместо риса воду или сок. Точность движений и заодно глазомер можно развивать, собрав несколько бутылок или банок разного размера и предложив ребенку подобрать к ним правильные крышки.

Обрезки тканей могут стать Монтессори-пособием для другого упражнения. Можно подобрать несколько видов ткани с различными текстурами — по два каждой, пусть ребенок изучит их и научится собирать пары. Затем пусть он сделает то же самое с закрытыми глазами.

Вообще упражнения «на ощупь» интересны и полезны ребенку. Можно просто собрать десять небольших предметов, которые хорошо знакомы малышу (карандаш, пуговицу, ложку), сложить их в плотный мешочек и предложить ему опознавать предметы на ощупь, с завязанными глазами. Набор предметов можно корректировать в зависимости от возраста. Это упражнение можно «привязать» к изучению азбуки, собирая предметы, названия которых начинаются с одной буквы — с той, которую вместе недавно изучали.

В методике Монтессори самое главное — самостоятельная работа, поэтому надо проявлять терпение и не пытаться что-то навязывать малышу или делать задание за него. То, что взрослый считает элементарным, для трехлетнего человечка может быть непростой задачей.

Из этого следует еще одно правило: не стоит произносить много лишних слов. Объясняя ребенку задание, нужно говорить и показывать только то, что необходимо. Пусть он сам на практике познает характеристики вещей, занимаясь собственной «исследовательской» работой.

И конечно же, работа с Монтессори-материалами не должна превращаться в тяжкую повинность. Ребенок учится играя и лучше воспринимает новое, когда настроен на игру. Поэтому, если сегодня малыш не хочет что-либо делать, желательно перенести это на завтра. Главное — заниматься с малышом увлекательными вещами, которые доставляют радость и ему, и взрослым.

Похожие статьи:

Динамическая гимнастика для грудничков

Методики воспитания детей

Дидактические материалы Марии Монтессори

Как происходит развитие ребёнка

Раннее обучение ребенка музыке. Методика доктора Сузуки

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!