Классный час «Конфликты в семье и способы их разрешения», 9 класс

Конспект классного часа для учащихся 9 класса. Тема: Конфликты в нашей семье

Цели: способствовать усвоению учащимися сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», правил предупреждения конфликтов; развивать умения нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.

Оборудование: подготовить листы чистой бумаги для учащихся, участвующих в тестировании.

Ход практикума

I. Самотестирование.

Классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста. Его название и результаты тестирования подростки узнают, когда искренне ответят на все вопросы.

Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Постарайтесь искренне ответить на вопрос: как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?

Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя:

• ЧАСТО - поставьте 3 балла;

• ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ - 2 балла;

• РЕДКО - 1 балл.

Вопрос:

- Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?

Ответы:

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему.

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста.

Посчитайте количество баллов под номерами 1,6, 11 - это тип поведения «А».

Когда вы посчитаете баллы по всем показателям, то узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль.

Тип «А» - сумма баллов под номерами 1,6, 11.

Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7, 12.

Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8, 13.

Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4, 9, 14.

Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, найти решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Педагог предлагает подросткам проанализировать самостоятельно результаты тестирования, соотнести их с самооценкой своего поведения. Если есть желающие обсудить свои результаты тестирования с одноклассниками, педагог дает подросткам время для коллективного анализа. В ходе обсуждения педагог подводит подростков к беседе о конфликтах.

II. Беседа.

Классный руководитель предлагает подросткам обсудить следующие вопросы:

• В анкете часто встречались слова «спор» и «конфликт». В чем сходство и различие этих понятий?

• Что такое конфликтная ситуация?

• Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

• С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?

• Что чаще всего является для вас причиной конфликта?

• Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права, чувства и достоинства всех людей, задействованных в конфликте?

• Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта?

• Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?

III. Самотестирование.

Классный руководитель предлагает подросткам ответить на вопросы еще одного теста, который поможет понять некоторые причины возникновения конфликтов между людьми.

Тест «Уровень конфликтности личности»

При ответе на вопрос выберите один вариант ответа под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.

1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?

A) нет;

Б) когда как;

B) да.

2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?

A) да;

Б) ответить затрудняюсь;

B) нет.

3. Кто вы в большей степени?

A) пацифист;

Б) принципиальный;

B) предприимчивый.

4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

A) часто;

Б) периодически;

B) редко.

5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

A) разработал бы программу развития коллектива на год и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;

Б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;

B) чаще советовался бы с людьми.

6. В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

А) пессимизм;

Б) плохое настроение;

В) обида на самого себя.

7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

A) да;

Б) скорее всего да;

B) нет.

8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

A) да;

Б) скорее всего да;

B) нет.

9. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе:

A) раздражительность;

Б) обидчивость;

B) нетерпимость критики других.

10. Кто вы в большей степени?

A) независимый;

Б) лидер;

B) генератор идей.

11. Каким человеком считают вас ваши друзья?

A) экстравагантным;

Б) оптимистом;

B) настойчивым.

12. С чем вам чаще всего приходится бороться?

A) с несправедливостью;

Б) бюрократизмом;

B) эгоизмом.

13. Что для вас наиболее характерно?

A) недооцениваю свои способности;

Б) оцениваю свои способности объективно;

B) переоцениваю свои способности.

14. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?

A) излишняя инициатива;

Б) излишняя критичность;

B) излишняя прямолинейность.

Обработка результатов тестирования.

Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах.

Замените выбранные вам буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

3

1

3

3

2

3

3

2

3

2

3

2

1

2

2

3

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

3

1

2

1

1

1

1

1

3

2

3

1

3

3

Определённая сумма баллов характеризует уровень конфликтности юности:

14-17 баллов - очень низкий;

18-20 баллов - низкий;

21-23 балла - ниже среднего;

24-26 баллов - ближе к среднему;

27-29 баллов - средний;

30-32 балла - ближе к среднему;

33-35 баллов - выше среднего;

36-38 баллов - высокий;

39-42 балла - очень высокий.

Рефлексивная деятельность.

Педагог предлагает подросткам соотнести результаты тестирования с самооценкой своего уровня конфликтности, подумать, какие причины чаще всего порождают конфликты между людьми.

Таким образом, в ходе классного часа посредством самотестирования, побуждающего подростков к самопознанию, самоанализу и самооценке, и беседы под руководством педагога учащиеся уясняют основные понятия, раскрывающие суть конфликта, и правила, помогающие человеку избегать пустых конфликтов.

Информация для учителя.

СПОР - это словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение. Это конфликт, где существует противоречие во мнениях и точках зрения. В жизни противоречий между людьми возникает больше в силу того, что все люди разные.

ПРОТИВОРЕЧИЯ - это рассогласования:

• мотивов, потребностей, ценностных ориентаций людей;

• взглядов, убеждений;

• понимания, интерпретации информации;

• ожиданий и позиций;

• оценок, самооценок;

• знаний, умений, способностей;

• эмоциональных и психических состояний;

• целей, средств, методов, способов достижения целей, осуществления деятельности.

Так как противоречия существуют всегда, надо понимать, что конфликты будут возникать постоянно, надо лишь научиться уметь разрешать их. Прежде всего, надо знать, что такое конфликт.

КОНФЛИКТ - это процесс резкого обострения противоречия борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Для возникновения конфликта необходимо существование ряда факторов: наличие проблемы (противоречия), конфликтной ситуации, участников конфликта и инцидента.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.

ИНЦИДЕНТ - это действие (или совокупность действий) участников конфликта, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Конфликты бывают различные - семейные, деловые, производственные, политические и т. д. Но нужно помнить, что конфликты между людьми могут быть КОНСТРУКТИВНЫЕ, направленные на развитие отношений, осуществление деятельности, и ДЕСТРУКТИВНЫЕ, направленные на удовлетворение личных амбиций, притязаний, самоутверждения какого-то человека за счет других людей, - это склоки, клевета, зависть, отлынивание от выполнения обязанностей и т. д. Следует избегать не только деструктивных, но и пустых конфликтов, когда раздражение или болезненное состояние человека делают его нетерпимым к другим людям.

Существуют правила поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты.

Постарайтесь принять эти правила и следовать им:

• Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.

• Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.

• Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.

• Критикуйте, но не критиканствуйте.

• Чаще улыбайтесь.

• Традиции хороши, но до определенного предела.

• Во всем надо знать меру.

• Сказать правду тоже надо уметь.

• Будьте независимы, но не самонадеянны.

• Не превращайте настойчивость в назойливость.

• Будьте справедливы и терпимы к людям.

• Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.

• Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

• Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

• Проявляйте выдержку, овладейте умениями саморегуляции.

Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты. Но есть еще специальные правила предупреждения конфликтов, которые не помешает знать каждому человеку.

Правила предупреждения конфликтов:

• не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;

• прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;

• постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента;

• постарайтесь «встать на его место»;

• не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;

• умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

Рефлексивная деятельность поможет подросткам вспомнить, когда выполнение этих правил им действительно помогло избежать конфликта.

IV. Перспективное планирование.

Классный руководитель побуждает учащихся подготовиться к следующему классному часу, на котором потребуются теоретические сведения по теме и практические навыки (пути и способы) разрешения конфликтов. Это будет классный час в форме тренинга, в ходе которого подростки узнают правила «беспроигрышного» разрешения конфликтов, научатся анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.

V. Итог классного часа.

Классный руководитель. Как вы думаете, почему инициатива и самостоятельность подростка либо вообще не развиваются, либо находят выход в нездоровых, социально неприемлемых формах? Можете ли вы сказать, что этому способствует отсутствие требований со стороны родителей?

Когда вас раздражает опека взрослых?

Нужно ли утверждать свои права, защищать себя непослушанием и протестом?

Вы согласны с тем, что порочный круг конфликта вызван, как правило, неприятием требований и нежеланием в чем-то уступать родителям или еще кому-то?

Знакомы ли вы с демократическим стилем выстраивания отношений? Что составляет его основу? (Уважение ко всем партнерам, утверждающее в каждом из участников взаимоотношений личность.)

А как это выражается в отношениях старших с младшими? (И взрослый, и ребенок представлены в них в равной степени, на равных началах. Такое общение наполнено искренностью, взаимным доверием, возможностью обменяться мнениями по любому поводу, обсудить недовольства и несогласия. И, конечно, оно исключает конфликты.)

Похожие статьи:

Классный час интеллектуальная игра, 9-10 класс. Конспект

Классный час «Познай себя», 9 класс

Классный час на тему ЗОЖ, 9 класс

Классный час «Общительность», 9 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!