Родительское собрание «Ребенок и деньги», 5 класс

Разработка родительского собрания для родителей детей 5 класса «Ребенок и мир денег. Ориентиры для родителей»

Цели: привлечь внимание родителей к необходимости воспитания разумного отношения к проблеме денежных отношений; дать необходимые рекомендации по решению данного вопроса в семье.

Ход собрания

I. Организационный момент.

Постановка целей собрания. Создание эмоционального настроя на урок.

II. Основная часть собрания.

Учитель. Нужно ли обсуждать с детьми финансовые вопросы? Как воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям?

В российской культуре щепетильное отношение к финансовой стороне жизни издавна выражалось в том, что о деньгах в приличном обществе говорить было не принято. С приходом советской власти уважение к деньгам стало сродни дурному тону, «мещанству». Детям внушали, что говорить о деньгах некрасиво. Зато вполне прилично было на каждую просьбу ребенка, которую родители заведомо считали блажью, говорить со слезой в голосе: «У нас нет на куклу (машину, новые туфли) денег».

В сегодняшней жизни страны отношение к деньгам изменилось в корне. С этого слова снято табу, и звонкое «деньги» стало едва ли не самым распространенным словом в обиходе. Значит, и родительский опыт в вопросе финансового воспитания нуждается в методах, которые отвечали бы духу времени.

В Европе и Америке отношение к проблеме «Дети и деньги» несколько иное, чем в России. В Америке существует культ зарабатывания денег как взрослыми, так и детьми, поэтому любое проявление инициативы на этом пристанище приветствуется. Свою «долю» ребятишки начинают требовать уже с 8-9 лет. Нередко к 15 годам юные американцы уже имеют собственные сбережения, которыми и распоряжаются по своему усмотрению. Правда, подобный ранний денежный опыт нередко оборачивается для детей накопительством, граничащим со скупостью. Но нельзя отрицать и определенные плюсы: американские подростки на практике лучше разбираются в товарно-денежных отношениях, да и тратить умеют с большей рачительностью и пользой, нежели наши ребята. Что же до «старушки» Европы, то здесь сохранились более консервативные нравы в отношении денег. Подросткам выделяется определенная ежемесячная сумма, но зарабатывать им самим разрешают не раньше чем с 14 лет и то - только при наличии нормальной успеваемости.

Итак, что же нужно знать родителям, желающим воспитать у маленьких россиян правильное отношение к деньгам?

1. Нужно ли обсуждать с детьми финансовые вопросы?

Прежде всего, родителям нужно решить, готовы ли они обсуждать с детьми финансовые вопросы. Дети не должны быть свидетелями яростных споров или ссор, в которых родители обвиняют друг друга в неправильном распределении домашнего бюджета, в неумении заработать на самое насущное, в скупости или транжирстве.

Как только родители достигают согласия в этом щекотливом вопросе, они посвятят малыша в основы домашней экономики.

Чем старше ребенок, тем больше он узнает про товарно- денежные отношения и их колоссальную роль во взаимоотношениях людей. Ребенок не должен стать свидетелем того, как вы рассуждаете над вопросом: потянет ли ваша семья материально второго малыша. Сложные темы о переезде в новую квартиру, покупке машины, продаже дачи или займе на лечение мамы должны обсуждаться вдали от ребенка. Старшие обговаривают с детьми простые финансовые вопросы, но не перекладывают на детские плечи болезненные проблемы!

Ребенок должен иметь хотя бы поверхностное представление о том, откуда берутся деньги, и о том, что нельзя «все купить». Опрос по крупным городам России показал, что наши юные создания (72 % 12-15-летних) даже в подростковом возрасте не имеют ни малейшего понятия о заработке своих родителей! Отсюда - правило: дети должны четко представлять себе исходные возможности своей семьи. Очень важно изначально объяснить ребенку, что эти самые возможности - у всех разные (как разрез глаз, цвет волос или место жительства). Если вы зарабатываете 10 тысяч в месяц, то никак, при всем вашем желании, не можете выделять на его личные расходы больше 300- 400 рублей в месяц.

2. Нужно ли привлекать детей к составлению семейного бюджета?

Родители тратят много времени и душевных сил на то, чтобы принять верные финансовые решения, и детям совершенно не нужно принимать участие в многотрудных и зачастую мучительных заседаниях. Однако есть вопросы, в которых участие детей просто необходимо! После того как родители обсудили генеральную линию, они приглашают младшего члена семьи. «Мы с мамой рассматриваем два равноценных варианта каникул: неделя на байдарках или неделя в горах. Чего бы тебе больше хотелось?» Или: «Мы с папой собираемся купить вам подарки к Новому году: что вы хотите - две одинаковые машины или машину и конструктор, тогда вы станете играть с ними по очереди?»

3. Как научить ребенка понимать стоимость денег?

Если папа уважительно относится к вкладу мамы в семейный бюджет, а мама, в свою очередь, ценит папины усилия, то привить ребенку уважение к их труду (и к денежному выражению их усилий) совсем не сложно. Ваш ребенок отказывается понимать, что деньги имеют свойство иссякать и заканчиваться, что у родителей есть приоритеты при распределении бюджета, что он не может требовать исполнения своих капризов, если у семьи есть в данный момент какие-то другие расходы.

Ребенок недоволен? Вы испытываете муки вины, что не можете предоставить ему всех благ на свете? Это значит, что деньги стали грозным символом власти и манипуляций в вашей семье. Здоровое и трезвое отношение к деньгам - вот лекарство от скандалов на почве денег.

Здоровое отношение к деньгам - это умение отделить главное (крыша над головой, полноценное питание, одежда по сезону, необходимое медицинское обслуживание и гигиенические процедуры, обеспечение ухода за детьми) от второстепенного (иномарка, европейский ремонт, дорогая игрушка). Если у родителей деньги не стали самоцелью, наваждением, постоянно темой для разговоров, то, скорее всего, и в жизни ребенка они станут занимать строго отведенное для них место.

Трезвое отношение к деньгам - это спокойное умение распределить бюджет так, чтобы полностью удовлетворить главные нужды семьи и совместными усилиями решить, на что потратить оставшиеся финансы. Что важнее: коньки для дочки или мобильный телефон для мамы? Поездка сына с классом в Варшаву или приобретение ему компьютера? Трезвое отношение к деньгам приходит в процессе проб и ошибок, заблуждений и расплат за ошибки. Как воспитать такое отношение? В первую очередь, доверием и отсутствием мелочной опеки. Как только ребенок получит свои первые карманные деньги, обсудите с ним, на какой срок ему выданы деньги (на три дня или на неделю) и что он может на них купить. При этом круг запрещенных покупок обсудите сразу и твердо. Например, ребенок не может покупать сигареты, неприличные журналы или жвачку. Спросите, на что он хотел бы потратить свой капитал. Обсудите, хватает ли у него денег на желаемое. Старайтесь не предлагать свои советы или выходы - только задавайте вопросы и выслушивайте ответы. Если ребенок истощил свой недельный капитал за день и пришел к вам за добавкой, объясните ему, что карманные деньги были выданы на неделю и следующую порцию он может получить только через шесть дней.

Важно уважительно выслушать ребенка и не смеяться над его непрактичностью - мол, кто же это на все 150 рублей карандашей и ластиков покупает? Солить их, что ли? Важно не читать нотацию: «Объяснял тебе - к деньгам нужно относиться с уважением, бережно, по-умному» - реальность говорит куда громче ваших наставлений! Зато нельзя и поддаваться на манипуляции подобного толка: «Папа, я все эти денежки нищему отдал! Мне его жалко стало!» или: «Мне нужны деньги, потому что я поделился с Васей - ему мама не дала денег».

Как бы вам ни хотелось поддержать добрые порывы в душе своего ребенка, важнее позволить ему испытать уроки жизни: даже делясь с ближним, ты должен соизмерять свои поступки с возможностями. Если ты решил отдать последнюю рубаху другу, тебе придется испытать дискомфорт, который является прямым следствием твоего выбора. Нельзя быть добрым или великодушным за чужой счет.

Честное отношение к деньгам - это когда каждый член семьи умеет пойти на компромисс, учесть не только свои пожелания, но и интересы остальных домочадцев, отложить покупку, согласиться на более скромную вещь. Если ваш ребенок видит, что каждый «семейный совет по финансовому вопросу» заканчивается тем, что кто-то один неизменно убеждает остальных в том, что его нужды самые насущные и срочные, то ваш ребенок, скорее всего, будет разгневан и раздосадован. Он ощутит свое бессилие, свою «второсортность».

4. Должны ли у школьника быть карманные деньги?

Детям следует получать деньги на карманные расходы тогда, когда они начинают сами возвращаться из школы домой. Психологи считают, что переход ребенка из начальной школы в среднюю - самое подходящее время для введения карманных денег. Доверие такой «взрослой» категории, как денежная, дисциплинирует ребенка и повышает его самооценку.

Начиная с 10 1 1-летнего возраста карманные расходы стоит делать обязательной статьей семейных расходов. Личные деньги - это своего рода ритуал, который позволяет ребенку войти во взрослый, серьезный мир. Он начинает чувствовать, что лично несет ответственность за потраченные им деньги.

Давать младшим школьникам сравнительно крупные суммы денег неразумно: старшие школьники эти деньги у них могут отнять, выманить, уговорить купить сигарет или вина...

Хорошо, если все расчеты по детским расходам в школе (деньги на завтраки, на проездные билеты и различные мероприятия) ведутся между учителями и родителями.

Подросткам следует выдавать карманные деньги так, чтобы они могли купить билет в кино и полакомиться мороженым. При этом очень важно, чтобы подростки не нарушали основных правил, о которых вы с ними договорились; при первом же подозрении, что карманные деньги идут на какие-либо сомнительные покупки, вам придется серьезно пересмотреть свою финансовую политику. Может быть, выдавать карманные деньги в более скромном объеме и только на один день. Дети любят выуживать из родительских карманов мелкие деньги - за воровство это у них не считается. Для того чтобы исключить подобные проделки, возьмите за правило делиться с ребенком мелочью - пусть складывает в копилку, чтобы купить заветную компьютерную игру, которую вы одобрили. Старайтесь не оставлять деньги раскиданными по всему дому. Это не значит, что вы относитесь с подозрением к ребенку, просто не нужно его искушать.

Кстати, девочки получают (и требуют) на карманные расходы меньше денег, нежели мальчики. И в тратах они более разборчивы и экономны - правда, только до 17-18 лет.

5. Должны ли дети зарабатывать деньги?

Дети могут начать зарабатывать уже с 14 лет, выполняя посильную работу не более 6-8 часов в неделю. Не путайте работу с исполнением обязанностей по дому - посильная помощь родителям входит в понятие семейной жизни и, как правило, вознаграждается уважением, благодарностью и похвалой. А вот тщательно покрасить бабушкин забор или присмотреть часок за соседским сыном, помочь дяде вымыть его машину - совсем другое дело. Это уже работа, и она требует отдельной платы. Что еще могут делать подростки? Перепечатать небольшую статью, помочь сделать генеральную уборку после ремонта. Подростки могут выводить на прогулку соседнего пса, забирать из школы знакомую первоклашку и помогать ей делать уроки. Главное, чтобы эти обязанности не были слишком обременительными, трудоемкими или длительными. Они не должны отвлекать детей от школьных занятий и препятствовать их полноценному отдыху. Распоряжаться заработанными деньгами подросток может по своему усмотрению. Если вы будете навязывать ему, как потратить деньги, он скоро потеряет интерес к самостоятельному зарабатыванию. Но он не должен забывать о запретных покупках!

Не каждому родителю понравится идея платить ребенку за то, чтобы он хорошо учился или помогал по дому. Но на самом деле материальные вознаграждения могут быть так же полезны для детей, как для взрослых. Самое главное - поощрять своих детей правильно. Кроме того, у денежных поощрений есть и еще один скрытый плюс: под вашим чутким руководством ребенок учится распоряжаться заработанными средствами. Если вы решили вознаградить своего ребенка материально, запомните несколько важных правил:

1) Заранее и четко обговорите, сколько денег за что вы готовы дать ребенку, чтобы он не чувствовал себя обманутым. К примеру, если вы договорились, что дочь пропылесосит квартиру и получит деньги на новое платье для Барби, платите только тогда, когда уборка будет выполнена, и выполнена хорошо. Не торгуйтесь и не хитрите.

2) Денежное поощрение обязательно должно сопровождаться похвалой родителей. Скажите ребенку, что вы им гордитесь, что даже папа не смог бы быстрее поменять перегоревшую лампочку. Скажите: «Наверняка тебе самой приятнее спать в чистой комнате!» Таким образом вы подведете детей к мысли о том, что убирать квартиру нужно не только для того чтобы получить деньги, но и потому, что жить в чистоте гораздо комфортнее и приятнее.

3) Не платите ребенку за то, чтобы он чего-то не делал. К примеру, если каждый раз, когда малыш кричит у врача, вы даете ему чупа-чупс, чтобы он замолчал, вы провоцируете новые крики. Ребенок понимает: если он будет кричать, то получит конфету, а если не будет, то не получит ничего. Гораздо разумнее было бы поощрить конфетой хорошее поведение.

4) Если вы даете ребенку деньги, не диктуйте, на что их тратить, но ненавязчиво советуйте, как разумно ими распорядиться. И не расстраивайтесь, если ребенок не всегда к вам прислушивается. В конце концов, он честно заработал свое денежное вознаграждение.

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

Учитель. Вырастить человека, который умеет грамотно распоряжаться деньгами, не так просто. Но очень хочется верить, что наш сегодняшний разговор поможет вам воспитать в своем ребенке не скупость и не мотовство, а разумную бережливость и щедрость.

Автор: В. Н. Максимочкина

Похожие статьи:

Родительское собрание «Вредные привычки и их последствия», 11 класс

Родительское собрание «Подростковый возраст», 8 класс

Родительское собрание «Трудности адаптации пятиклассника в школе»

Эстетическое воспитание в семье. Родительское собрание

Родительское собрание «Возможности физического развития старшеклассников в семье», 9 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!