Праздник первоклассника. Сценарий

Познавательная игровая программа для первоклассников «Праздник семилеток»

Составитель С.И. Петрова

Участники: учащиеся 1-го класса, классный руководитель, родители (можно при желании пригласить воспитателей детского сада, выпустивших этих ребят).

Цели:

1) знакомить с обычаями и традициями русского народа, связанными с рождением и младенчеством детей;

2) воспитывать уважительное отношение к родителям, далеким предкам;

3) развивать творческие способности учащихся.

Подготовительная работа

I. Ученики разучивают детские народные песенки, потешки, скороговорки, готовят сценки и музыкальные номера в соответствии со сценарием.

II. Для родителей оформляются красочные приглашения, в которых заранее предлагаются следующие задания: узнать, какие на Руси существовали обычаи и обряды, связанные с рождением младенца и первыми днями его жизни; вспомнить частушки и потешки, которыми развлекали ребенка в младенчестве.

Оформление, оборудование, инвентарь:

а) класс украшен шарами, детскими рисунками, фотографиями, на которых первоклассники изображены в младенческом возрасте;

б) оформлена выставка работ, выполненных первоклассниками дома и на уроках трудового воспитания.

* * *

I. Магия числа

Классный руководитель. Сегодня мы собрались на праздник, который назвали «Праздник семилеток», потому что всем ребятам нашего класса исполнилось 7 лет. Число «семь» в народе называют магическим, т.е. волшебным. Когда-то число «семь» было наибольшим и употреблялось в значении «все», о чем говорилось в пословицах.

Ученики (называют пословицы).

Лук — от семи недуг.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У семи нянек — дитя без глазу.

Классный руководитель. Как вы понимаете эти пословицы? (Дети и родители объясняют.) Где в жизни и природе встречается число «семь»? (Семь дней в неделе, семь цветов радуги...) Человек воспринимает окружающий мир через семь отверстий в голове: два глаза, два уха, две ноздри, один рот. Возраст люди считали «семеричной» мерой исчисления:

7 x 1 = 7 (младенчество),

7 х 2 = 14 (отрочество),

7 x 3 = 21 (юношество).

Дорогие ребята, получается, что ваше младенчество окончилось в тот момент, когда вам исполнилось 7 лет. Давайте вспомним, какие вы были маленькие, забавные! Попробуйте узнать своих одноклассников. Мне кажется, что каждый из вас, глядя на эти фотографии, улыбнулся. Для каждого родителя это время было сложным и радостным. Во все времена люди придавали огромное значение рождению на свет младенцев. Сколько существовало обычаев, обрядов! А как вы думаете, кого в семье ждали больше всего? Мальчика или девочку? Почему?

Ученики (читают на доске). «Мальчик — помощник, девочка — разорительница».

Классный руководитель. Почему так говорили?

Ответы участников праздника.

В крестьянских семьях больше всего ждали мальчика-помощника, потому что много было работы, а, женившись, он приводил в родительский дом жену. А девочке надо было приданое готовить, замуж выйдет — к мужу уйдет.

II. Домашнее задание для родителей

Родители рассказывают об обычаях, связанных с младенчеством ребенка:

— Когда младенец родился, его клали под образа, приговаривая: «Будь, мое дитятко, счастливо и талантливо»;

— в воду бросали серебряную монетку или три камушка и говорили: «Как эти камушки спят и молчат, никогда не кричат, так бы и у меня младенец спал и молчал, никогда не кричал, не ревел бы, не знал бы никакой скорби».

А обычаи были такие:

— Люльку пустой не качать (чтобы спал спокойно).

— Волос до года не стричь (чтобы беспрепятственно рос).

— В зеркало младенца не показывать (чтобы вовремя говорить начал).

— Не подметать возле играющего ребенка (чтобы научился ходить).

Может, и правильно делали. Рос малыш спокойным, вовремя учился ходить, говорить начинал.

III. Наши первые песни, пестушки, игры

Ученицы (качая кукол, поют колыбельные песни)

Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю.

Ляг на лавочке в середочке.

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок,

Потащит в темный лесок;

А в темном-то лесу

Березонька — скрып — скрипит,

А мой сынок спит-поспит.

 

Уж ты, котенька-коток, котя — серенький лобок.

Приди, котя, ночевать, мою деточку качать.

Уж как я тебе, коту, за работу заплачу:

Дам кусок пирога да горшочек молока.

Ученица. Вот малыш проснулся, потягивается. Мама по животику гладит, ручки разводит, приговаривает:

Потягунушки, потягунушки!

Поперек толстунушки,

А ножки ходунушки,

А в ручки хватунушки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Классный руководитель. Первые мамины игры называли пестушки. Слово «пестовать» означает нянчить, воспитывать. Во время пестушек мама то ручки ребенка в стороны разведет, вверх поднимет, то опустит, перекрестит. Для чего? Это зарядка, массаж для малыша. Зарядку сделали — выкупать малыша надо.

Ученик

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Классный руководитель. После купания мама водой окатывает, приговаривает:

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С дитя худоба!

Вода книзу,

А дитя кверху!

Ребята! А вы помните, как с вами играли? Какими ваши первые игры?

Ученики и родители поочередно читают стихи, сопровождая их соответствующими движениями.

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил —

Тебе нет ничего.

 

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Ножками — топ-топ,

Глазками — хлоп-хлоп.

Кто каши не ест, молока не пьет,

Забодает, забодает, забодает!

 

Ладушки, ладушки!

Испекли оладушки.

Маслом поливали,

Детушкам давали.

 

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем кашу ел.

С эти братцем песни пел.

В играх заключен полный комплекс детского массажа: поглаживание, помахивание, разведение в сторону ручек и ножек ребенка. В играх происходило развитие умений говорить, двигаться, общаться. Попутно развивалось чувство юмора. Игры учили: лениться — плохо, надо быть трудолюбивым, аккуратным. Когда дети подрастали, они играли в другие игры. Давайте поиграем вместе!

Организуется игра «Гуси».

Участники чертят небольшой круг; в середине его садится «волк», которому завязывают глаза. Хоровод, взявшись за руки, становится вокруг «волка» на довольно большом расстоянии от круга; между хороводом и кругом помещаются дети, которые играют гусят. Игра идет под песню.

Хоровод. А, гуси, вы, гуси!

Гусята. Га-га-га, га-га-га!

Хоровод. Вы, серые гуси.

Гусята. Га-га-га, га-га-га!

Хоровод. А где, гуси, были?

Гусята. Га-га-га, га-га-га!

Хоровод. Кого, гуси, видели?

Гусята. Га-га-га, га-га-га!

В то время, когда «гуси» кричат, «волк» бросается на них, чтобы схватить одного из «гусят». Если поймает, отводит в круг и сажает. Если не поймает, то возвращается на свое место и ждет нового удобного момента.

Мы видели волка, унес волк гусенка, что самого лучшего, что самого большого.

Хоровод. А, гуси, вы, гуси!

Гусята. Га-га-га, га-га-га!

Хоровод. Щиплите-ка волка!

Пойманные и непойманные «гуси» бросаются на «волка», а он, сорвав с глаз повязку, старается выбежать из хоровода. Когда «волк» вырывается, игра окончена.

Организуется игра «Прорываты».

Играющие делятся на две равные партии и выстраиваются двумя шеренгами (стенками) друг против друга, приблизительно на расстоянии пятидесяти саженей, причем каждая шеренга крепко берется за руки, образуя прочную цепь. Далее из каждой партии по очереди начинают звать: «Тары-бары. Дайте нам такого-то».

Названный бежит к зовущим, стараясь прорвать противоположную шеренгу. Если ему это удается, то он уводит одного игрока в свой ряд, если же нет, то остается в противоположном ряду. Прорыв происходит попеременно, пока в одной из шеренг остается лишь один играющий.

Классный руководитель. Чтобы хорошо научиться говорить, много придумано скороговорок, чистоговорок.

Ученики

Кричал Архип,

Архип охрип,

Не надо Архипу

Кричать до хрипу.

 

Полпогреба репы,

Полколпака гороху.

 

Марина Галину звала по малину.

Галина Марину звала по калину.

Классный руководитель. Вспомните, какие еще вы читали скороговорки в азбуке? (Дети заранее получают задание выучить одну из скороговорок.) Раньше считали, что дети до 12 лет — чистые души, они быстрее взрослых найдут общий язык и с солнышком, и с дождиком, и с ветром, и с матушкой-землей. Именно дети произносили заклички и приговорки:

Солнышко-ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят.

 

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней

Огород ты наш полей.

Все шло на пользу: песенки, скороговорки, игры, потешки, сказки. Малыш рос, с каждым днем становился умнее, сильнее. Но самый любимый праздник для каждого — это день рождения. За все это вы должны каждый день благодарить своих родителей, которые вас так любят. Даже имя вам дали такое, которое должно принести вам счастье, благополучие. А что обозначают ваши имена, знаете? (Дети называют свои имена и рассказывают, что они обозначают.) Но раньше день рождения оставался незаметным, многие даже забывали о нем, а вот день ангела, или именины, праздновались каждым, кому позволяло материальное состояние. Именины — это день святого, в честь которого назван человек. Кто из присутствующих может сказать, что у него совпадают день рождения и день именин?

IV. Для этого праздника мы приготовили концерт. Много сказок создано русским народом. Назовите, какие русские народные сказки вы знаете?

Ученики представляют инсценировку сказки «Теремок», в ходе которой дети, занимающиеся в музыкальной школе по классу гуслей, домбры, баяна, фортепиано, исполняют музыкальные номера.

Подошел к концу наш праздник. Сегодня мы все вместе весело и дружно провели время, вспомнили много интересного о старинной жизни и поняли, как важно детям и родителям любить и беречь друг друга, дарить добро и радость.

Похожие статьи:

Посвящение в первоклассники. Интересный сценарий праздника

Сценарий прощания с 1 классом

Конкурс любимой игрушки, 1-2 класс

Прощание с Букварём. Сценарий праздника, 1 класс

Прощай, Азбука, 1 класс. Сценарий

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!