Аукцион знаний. Интеллектуальная игра для начальной школы

Игра «Аукцион знаний» для младших школьников

Аукцион знаний - это познавательная игра, требующая от детей знаний, которые они могут получить в период подготовки к игре. Каждому участнику игры известны отдельные факты, черты какого-либо явления, а в целом рождается новое, полное представление о том или ином предмете. Игровая задача заставляет целенаправленно отбирать материал из различных источников: научно-популярной литературы, справочников, энциклопедий, а также использовать знания, полученные в школе. С младшими школьниками мы проводим игры по смешанной тематике, то есть используем разные отрасли знаний.

Задачи игры: найти познавательный материал о каком-либо предмете, явлении; учить целенаправленно работать с различными источниками знания; показать необъятность человеческих знаний даже о простых, известных всем предметах и явлениях.

Для игры класс делится на 2 команды, каждая готовит на аукцион 2—3 вещи из области техники, природы, искусства, спорта, быта и т. д. Вещь имеет право «купить» та команда, которая наберет большую сумму баллов. Купить вещь можно в обмен на знания, касающиеся непосредственно данной вещи.

Играющим предлагается предмет, например резинка (ластик), и ставятся наиболее общие вопросы: «Что вы можете сказать по поводу данного предмета?» Ответы оцениваются по нарастающей: чем больше знаний уже выявлено, тем труднее сделать какие-либо дополнения, поэтому последующие серьезные оригинальные ответы оцениваются выше.

Особую роль играет возникающий в игре дух соревнования, который стимулирует коллективное мышление. Вещь может купить и та команда, которая выставила ее на продажу. Это дает возможность даже слабому коллективу, хорошо подготовившись заранее, достичь успеха.

И еще одно условие игры — набрав самое большое количество баллов, команда должна «уплатить» творческий комиссионный сбор: показать сценку, спеть песню, создать «живую картину» или пантомиму на тему приобретаемой вещи.

Вот как проходил, к примеру, аукцион знаний в III классе. Ребята решили найти для продажи самые простые вещи, которые все знают, и попробовать узнать о них как можно больше. И такие предметы были найдены: ластик, тетрадь, географическая карта и отметка.

Началась подготовка. Выяснилось, что дети почти ничего не знают об этих вещах, особенно об истории их возникновения. Начались поиски, в ход пошли книги из домашних библиотек.

В начале игры учитель, ведущий аукцион, рассказывает, что первые школы появились более тысячи лет назад.

В Древней Греции так называли беседы мыслителей с их учениками. Со временем это слово стало употребляться для обозначения учебного заведения. Конечно, учили в них тогда совсем другим предметам. Не было ни физики, ни химии, ни географии, да и наук таких не существовало. Думаете, что ребятам тогда было легко учиться? Ничего подобного! Были у них свои трудности. Недаром много лет тому назад вместо слов «учиться в школе» говорили просто: «ходить под розгами», а учебник в средневековой школе назывался «Spara dorsum!» — «Береги спину!». Доставалось ученикам больше колотушек, чем знаний. Но школа изменялась, менялись предметы, методы преподавания и т. д.

Но есть в школе вещи, которые появились в ней очень давно и без которых школьная жизнь немыслима. О них и пойдет сегодня разговор. Итак, первая команда начинает.

Представитель команды выносит и прикрепляет к доске географическую карту и объявляет начальную цену — 10 баллов.

— Ребята, что вы можете сказать об этом предмете? (Произнести можно только одно предложение от команды по очереди.)

— Карта — это макет Земли.

— На карте изображаются реки, моря, материки.

— Карты объединяются в географические атласы.

— Глобус — тоже карта, но круглая.

— Сначала карты изображались в виде четырехугольника.

— Потом — в виде плоского блина.

— Атласы названы в честь сказочного великана Атланта, его рисовали с небесным сводом в руках.

— У нас в стране карты появились в XVI в.

— Старинное название карты — картина Земли.

— Первый сборник карт в России назывался «Большой чертеж*. На нем была изображена поверхность Земли от Днепра на западе до Сибири на востоке.

— Есть разные карты.

— На физических картах нарисованы горы, низменности, моря, реки.

— На политических — государства и их границы.

— Есть исторические карты, на них — схемы разных сражений, стрелки.

— Существуют морские карты, карты растительного и животного мира.

— И небесные карты — карты звездного неба.

— Есть карты планет.

Сказано последнее предложение. Вторая команда заработала 35 баллов. Счет 35:31. Карта достается выигравшей команде. Она платит комиссионный сбор — танец, который исполняют девочки.

Теперь вторая команда выносит свой предмет для продажи — ластик, крупно изображенный на плакате. Аналогично описанному проходит продажа этой вещи. Ребята узнают, что ластик служит нам уже около 280 лет. У него два имени — ластик и резинка, так как он резиновый. Резину делают из каучука, а каучук по-латыни называется гумми эластикум. Отсюда — ластик, что значит упругий, эластичный, хорошо растягивающийся. Самое интересное, что ластик был первой вещью из каучука, которой все стали пользоваться. Первым человеком, который рассказал миру о том, что каучук — мастер стирать написанное, был знаменитый мореплаватель Магеллан. Он называл каучук индейской стиралкой. А получают его из тягучего сока тропического дерева гевеи, который потом варят. Сейчас ластик делают из искусственного каучука, который добывают из картофеля и опилок. Чтобы он лучше стирал буквы, к каучуку примешивают мел.

Много интересного узнали ребята о тетради. Сначала тетрадями были восковые дощечки, которые прожили на свете до прошлого века. Писали на них стальными палочками. Один конец был у нее острый, чтобы буквы на воске выцарапывать, другой тупой, в виде лопаточки. Тупым концом стирали с восковой странички написанное. Словом, палочка была одновременно и карандашом, и ластиком.

У школьников нашей страны в старину вместо тетрадок были маленькие аспидные доски. Назывались они так потому, что были покрыты слоем серовато-черного сланца — аспида. Буквы на них выводили грифелем (отсюда их второе название — грифельные), стирали написанное тряпочкой. Сейчас пользуются бумажной тетрадкой. Ее имя произошло от греческого тетро, что значит сложенный вчетверо — ведь бумажный лист для изготовления тетрадей складывается в несколько раз.

Об отметках ребята тоже услышали много интересного и нового. Узнали они, что в разных странах за одни и те же знания ставят разные отметки. Если наши ребята больше всего радуются пятерке и четверке, то в Германии они ведут к слезам и огорчению, а единица и двойка, наоборот, считаются самыми хорошими. А в некоторых странах самая хорошая отметка — 12, что значит «отлично», 11 и 10 — «хорошо», а ниже б — «плохо».

Отметки-цифры используют не только учителя. Люди других профессий тоже ставят цифровые отметки. Метеорологи — облакам и ветру, чем сильнее дует ветер, тем выше ему отметка: слабенькому — 1 балл, урагану — 12. Облачность оценивается от 0 до 10. 0 — небо чистое, безоблачное, 10 — сплошные облака. Баллами оценивается и сила подземных толчков при землетрясении. Цифры-отметки нужны и студентам, и футболистам, и гимнастам, и многим другим.

Проведенный аукцион заставил по-новому взглянуть на давно известные детям предметы, обнаружить в них много нового, неожиданного.

Как аукцион знаний, можно построить и урок. Очень интересно был организован общественный смотр знаний по русскому языку в двух четвертых классах.

Ребята выбрали для продажи 6 предметов: имя существительное, корень и родственные слова, безударные гласные, запятые, однородные члены, знаки препинания. В каждом классе образовали по команде, и началась активная подготовка. Ребята рисовали красочные плакаты с изображением грамматических категорий, повторяли учебный материал, репетировали номера художественной самодеятельности, писали ребусы.

И вот обе команды на сцене, а зрители-болельщики в зале. Ведущий — Магистр грамматических наук — представляет команды «Знаек» и «Грамотеев». Раздается удар гонга, вносят первую «вещь» на продажу. Начальная цена — 20 баллов. За каждый правильный ответ добавляется по 2 балла. Рядом с участниками аукциона — ассистенты, быстро показывающие на табло счет своих команд. Игра проходит азартно, динамично, команды буквально наступают друг другу на пятки. Не успеет ответить одна, как тут же в бой рвется другая. Пока звучит ответ, дети быстренько готовят новое дополнение. Вот наглядный диалог команд об имени существительном:

— Это часть речи.

— Отвечает на вопросы кто? и что?

— Обозначает предмет.

— Изменяется по числам и падежам.

— Имеет род.

— В предложении может быть главным или второстепенным членом.

— Может быть одушевленным и неодушевленным.

— Имеет 3 склонения.

— «Командует» прилагательным и глаголом...

Болельщики бурно реагируют на каждый ответ своей команды. Ассистенты едва успевают менять цифры на табло, так быстро изменяется счет. Но вот последнее высказывание, и вещь продана одной из команд. В качестве комиссионного сбора она разыгрывает сценку. Если счет равный, командам дается дополнительное задание по этой же теме (разгадать ребус, выполнить грамматическое задание, ответить на вопросы и др.), а с болельщиками организуется игра. Например, после «продажи» имени существительного провели игру с мячом: ведущий бросает ребятам в руки мяч и называет имена существительные, а дети должны назвать род, число или склонение. А потом наоборот: называется род, число или склонение, а дети называют имена существительные.

После этого вносится новый предмет. И так до тех пор, пока они все не будут проданы. Побеждает команда, выкупившая больше вещей.

Учителя, и проводившие аукцион знаний и присутствовавшие на нем, высоко оценили его как эффективное средство активизации учебной деятельности на уроке и во внеучебной работе. Многие учителя сказали, что проводят мини-аукционы во время повторения, чтобы, во-первых, сделать его не совсем обычным, активизировать мысль детей, а во-вторых, быстро и динамично провести урок, затратив минимум времени. Аукцион знаний, таким образом, помогает скучный подчас процесс повторения учебного материала превратить в занимательный, полный азарта, интереса, коллективных переживаний. Знания становятся личностно значимыми.

Похожие статьи:

Конкурс для девочек в начальной школе

Конкурс для младших школьников «Русские традиции»

Кроссворды о природе с ответами, 2-4 класс

Игры со зрителями в зале смешные для детей

Интеллектуальная игра «Счастливый случай», 4 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!