Урок русского языка, 3 класс. Понятие местоимение

Конспект урока по русскому языка в 3 классе. Тема: Понятие о местоимении

Цели: познакомить с новой частью речи - местоимением, значением местоимений; развивать умение заменять существительные местоимением; развивать речь учащихся.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Сегодня урок я начну со сказки «Злая колдунья».

В далёкие времена в одном царстве-государстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком.

А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила старая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие, жизнерадостность людей. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена, пусть дети забудут имена своих родителей, а родители имена детей, пусть они забудут названия всего, что их окружает.

Злая колдунья отбросила посох и со злорадством, потирая руки, сказала:

- Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придёт конец их счастью и радости.

- Давайте теперь и мы перенесёмся в сказочное царство.

В нём, к сожалению, уже царил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Ещё ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей и близких, названия всего того, что их окружает.

Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.

Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удручённые бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своём горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.

- Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец. А пока я даю вам слова вместо названий и имён, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить я, если будет много, скажете -мы. Обращаясь к кому-либо, говорите - ты, а к нескольким людям - вы. Рассказывая о ком-то или о чём-то, говорите - он, она, оно, если их много - они.

- А пока прощайте. Я иду к злой колдунье за вашими именами.

Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался до её жилища. Он попросил ведьму вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он отгадает её хитрые загадки. Она, конечно же, была уверена, что никто никогда не сможет разгадать их.

- Но давайте и мы, ребята, попробуем отгадать их вместе с мудрецом.

Хоть он на миг не покидал

Тебя со дня рожденья,

Его лица ты не видал,

А только отраженье.    (Ты сам.)

 

Не найдёшь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом.         (Муравьи.)

 

Ты давно к нему привык,

Он старинный твой двойник.

Ты причёсан - он причёсан,

Ты лохмат, и он лохмат.

Поразмысли над вопросом:

Кто он, это странный брат?        (Отражение в зеркале.)

- Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Всё стало на свои места, но людям так понравились слова, которые им подарил мудрец, что с ними было жалко расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже употреблять их в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, те их так и назвали «вместоимения», то есть вместо имени, но затем буква «в» затерялась и слова стали называться «местоимения».

На доске написано слово «Местоимение».

Подготовленный ученик рассказывает стихотворение.

ОН, ОНА, ОНО

Моё стихотворение –

Про местоимения

Утром –

Так заведено –

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт Оно

Розовой жар-птицей

 

А стемнеет - Он придёт:

Тоненький, смущённый, -

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

 

Срок прошёл - плывёт Она

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто несмеяна ...

 

Кто же Он, Оно, Она?

Месяц, Солнце и Луна!

Е. Кай

II. Изучение нового материала.

1.Беседа о местоимении.

- Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет «языков». Чаще других мы употребляем личные местоимения (я, ты, он, она, оно, они, мы, вы).

- Для чего существуют местоимения в речи?

- Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Они, как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

2. Упражнения в нахождении местоимений.

- Выпишите из текста стихотворения местоимения.

ЗАРЯДКА

Я утром встаю

И приёмник включаю.

- Доброе утро! –

Меня он встречает.

- Доброе утро! –

Я отвечаю

И у приёмника

Звук выключаю.

После в кровати

Зеваю я сладко,

Пока про себя

Он проводит зарядку.

С. Кочан

Физкультминутка

- Мы сделаем настоящую зарядку, а в тексте стихотворения найдём местоимения и хлопнем в ладоши.

Мы шагаем в зоосад,

Побывать там каждый рад!

Там медведи и пингвины,

Попугаи и павлины,

Там жирафы и слоны,

Обезьяны, тигры, львы.

 

Все мы весело шагаем

И движенья выполняем.

Это лев. Он царь зверей,

В мире нет его сильней.

 

Он шагает очень важно,

Он красивый и отважный.

 

А смешные обезьяны

Раскачали так лианы,

Что пружинят вниз и вверх –

Они взлетают выше всех.

 

А вот добрый, умный слон

Посылает всем поклон,

Он кивает головой

И знакомится с тобой.

 

Вот змея, она пугает

И к себе не подпускает.

По земле ползёт она,

Извивается слегка.

 

Вот и вечер наступает,

Зоосад наш засыпает,

Засыпает до утра.

Нам уже домой пора.

3. Наблюдения над местоимениями.

1) Сценка «Разговор по телефону».

-Алло! Это я. Ты хорошо меня слышишь?

- Да, хорошо.

- Мне нужна Маша. Скажи, она дома?

- Нет, её нет.

- А Саша? Где он?

2) Беседа.

- Кто может о себе сказать «я»?

- А кого можно назвать словом «ты»?

- Кто был «первым» лицом в диалоге?

- Как он себя называл?

- Кто «второе» лицо - участник диалога? Какое местоимение указывает на него?

- О каких «третьих» лицах разговаривают участники? Какие слова на них указывают?

Вывод: местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они - это личные местоимения.

Запись на доске.

 

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е лицо

я

мы

2-е лицо

ты

вы

3-е лицо

он, она, оно

они

3) Найдите лишнее слово.

Запишите слова без лишних, укажите лицо, число.

а) Я, он, она, оба, ты.

б) Мы, он, вы, но.

в) Оно, нос, она, они.

г) Ока, окно, оно, око.

4) Вставьте местоимения.

...рисую ёлочку, а ... что будешь рисовать?

Завтра ... пойдём на речку.

Кого ... ждёте?

Почему ... улетают?

III. Итог.

- С какой частью речи познакомились?

- Почему эта часть речи получила такое название?

- Что нового для себя узнали?

- О себе местоимение говорит так:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я заменяю имена.

- Вы согласны?

Похожие статьи:

Конспект урока «Определение падежей имен существительных», 3 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!