Конспект урока «Определение падежей имен существительных», 3 класс
Урок русского языка в 3 классе. Тема: Определение падежей имён существительных. Правописание падежных окончаний существительных I склонения единственного числа
Цели: формировать умения различать падежи имён существительных по совокупности их признаков, правильно употреблять в речи и писать существительное в нужном падеже; развивать воображение; воспитывать эстетическое чувство, интерес к изучению русского языка, к миру слов, любовь к природе.
Оборудование: сигнальные карточки, веера с представленными названиями падежей, орфографические словари, картинки с изображением зимнего леса, звукозапись мелодичной музыки, схемы, цветные мелки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дети хором читают стихотворение и выполняют движения по тексту.
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою, ручку правильно возьму.
Сяду прямо, не согнувшись, за работу я возьмусь.
- Запишите число, предложение «Классная работа».
II. Сообщение темы, целей урока.
- Будем учиться определять падежи имён существительных I склонения единственного числа.
Цель урока - учиться правильно писать падежное окончание, определив склонение и падеж.
III. Повторение изученного материала.
1. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы:
о а б е и л к т
- Что вы можете сказать об этих буквах? (Это гласные и согласные буквы, звонкие и глухие согласные.)
- Почему они поделены на две группы? (1-я группа - в написании основной элемент овал, 2-я группа - наклонные линии, закруглённые внизу.)
- Запишите их в тетрадь.
- Составьте слова из этих букв. (Белка, балка, клетка, болото, билет, лето, тело, обитатели и т. д.)
- А что это за слова? (Это существительные.)
- Разве? Я сомневаюсь... Докажите. Убедите меня. (Они обозначают предмет, отвечают на вопросы «Кто?», «Что?».)
2. Словарная работа.
-К нам пришла бабушка Загадушка загадать загадку. Кто отгадает слово, состоящее из букв чистописания?
В этом доме много раз
Каждый был уже из вас,
Тот, кто книгу уважает,
Дом сокровищ посещает.
- Что это за слово? (Библиотека. Имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, женского рода, единственного числа, I склонения, в именительном падеже.)
- Запишите это слово, запомните орфограммы.
- Составьте предложение с этим существительным.
3. Работа в тетради.
На доске записаны задания.
- Выберите задание и выполните его.
Задание 1. Спишите предложение. Найдите имя существительное I склонения, определите падеж.
Для того чтобы сделать надувного человечка, нужно приготовить шарики, цветную бумагу (В.п.) и клей.
Задание 2. Спишите текст. Определите склонение и падеж имён существительных.
Жил был воробей (II скл., И.п.). Звали его Пудик. А жил он над окошком (II скл., Т.п.) в тёплом гнезде (II скл., П.п.)
Летать он ещё не пробовал. (По М. Горькому.)
Проверка «Прогнозирующий контроль».
На полях учащиеся пишут буквы Л - легко, Т - трудно.
• А знаете ли вы, что учёные насчитывают различные количества падежей в современных языках мира. В финском, например, их 15, в венгерском - 22, в китайском - 0. А в одном из языков Дагестана - до 52.
• А другие учёные полагают, что в языке может быть до 216 падежей.
• А знаете ли вы, что во вьетнамском языке существительное не применяется.
• В речи взрослого человека имена существительные занимают 3-ю часть по сравнению с другими частями речи.
Физкультминутка
Массаж пальцев
Упражнения:
1. Растереть ладонь о ладонь до ощущения приятного тепла.
2. «Надевание и снимание колечек». (Помассировать каждый палец по направлению к ногтю - отдельно и вместе.)
3. Положить левую руку на стол ладонью вниз, а правой рукой (ладонью, поставленной вертикально) произвести движение по поверхности положенной на стол руки, имитируя работу пилы. Затем сменить руки.
4. Письмо по памяти.
- Недавно мы учили стихотворение Сергея Есенина «Берёза». Кто хочет рассказать его выразительно?
- А теперь выберите сами любое четверостишие. Запишите его по памяти. Выполните грамматическое задание: найти имя существительное I склонения, определить падеж.
Проверка проводится фронтально.
- По каким признакам мы определяем падеж? (По вопросам, по окончаниям, по предлогам.)
5. Развитие речи. Творческая работа.
- А сейчас вы на минутку представьте себя поэтом или писателем и опишите берёзку зимой.
Учитель демонстрирует репродукцию картины. Звучит тихая музыка. Учащиеся выполняют задание.
- Творчество каких поэтов и писателей помогло вам увидеть чудо природы, прелесть и красоту берёзки и описать её самому? (С. Есенин, И. Никитин, М. Пришвин, А. Пушкин.)
Зачитываются несколько сочинений.
6. Тестирование.
На доске записан текст.
Пожарные послали Боба. Боб скрылся в дыме. Через пять минут он в зубах нёс девочку. Мать заплакала от радости.
1. Именительный падеж.
2. Родительный падеж.
3. Дательный падеж.
4. Винительный падеж.
5. Творительный падеж.
6. Предложный падеж.
Учащиеся определяют падеж имён существительных, ставят в тетради соответствующие номера падежей.
Самопроверка: 1, 4, 1, 6, 2, 6, 4, 1, 2.
IV. Итог урока.
- Молодцы. Хорошо и активно работали.
- Кого же мы назовём знатоками?
Похожие статьи:
Нет комментариев. Ваш будет первым!