Конспект урока «Корень слова», 2 класс. Школа России
Урок русского языка во 2 классе. Тема: Корень слова
Цели: учить определять корень слова и находить однокоренные слова; развивать творческие способности; воспитывать любовь к природе и музыке.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Передайте с помощью улыбок хорошее настроение друг другу.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, я намеренно не буду сообщать вам тему урока. Вы её определите сами, если назовёте подземную часть растений. (Корень.)
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну Орфографию. В тетрадях вы будете вести летопись путешествия.
На доске размещена карта (в виде вопросительного знака).
III. Актуализация опорных знаний.
1. Словарная работа.
- Мы попали в непроходимую словарную чащу. А выйдем из неё, если правильно запишем словарные слова. По пути нам встретятся мудрецы, которые объяснят значения слов.
Для «мудрецов»-консультантов:
Корова - от латинского слова «кор» - рог.
Лисица - от древнерусского слова «лисый» - желтоватый.
Медведь - он ведает, где мёд.
Собака - от древнерусского «соб» - существо, имеющее хозяина.
Лопата - от древнерусского «лоп» - лист.
- Какое слово «лишнее»? Каким словом можно объединить остальные слова?
2. Работа над предложением.
- Продолжаем путешествовать. В этих высотных домах живут подлежащее и сказуемое.
Учитель ведёт показ домов подлежащего и сказуемого на карте.
- Запишем предложения, составленные о нашем путешествии.
Ребята пошли в поход. Ярко светило солнце. В небе пели птицы. В полях цвели цветы.
- Подчеркните главные члены предложения. (Учащиеся выполняют.)
Задание.
- А вот один из жителей страны живёт на отдельном острове. Кто это? Почему он живёт отдельно? (Предлог.)
IV. Повторение изученного материала.
1. Работа с однокоренными словами.
- Мы попали в целый микрорайон «Корешки». Здесь живут общие части всех родственных слов. Как они называются? (Корни слов.)
- Давайте пригласим на чай их родственников. (Соль - солить, корм - кормить, бег — бегать, свет - светить, город - городской.)
Физкультминутка
- Мы попали на стадион страны Орфографии. Сделаем под музыку зарядку.
Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту.
1, 2 — выше голова.
(Поднять голову вверх, выпрямиться.)
3, 4 - руки шире.
(Развести руки в стороны.)
5, 6 - тихо сесть.
(Сесть тихо за парты.)
7, 8 - лень отбросим.
2. Работа по учебнику.
- А теперь подышим свежим воздухом в парке. Здесь много солнечного света, нас манит аромат душистых трав и цветов, звонкие голоса птиц. Откройте наши мудрые учебники и прочитайте, что сказал о берёзе писатель Соколов-Микитов. Выпишите родственные слова.
Учащиеся выполняют задания.
3. Творческая работа.
- В этом парке есть сад. Напишем о нём. Вместо точек вставьте подходящие слова. Прочитайте их хором: посадил, посадка, садовая, рассадка, сад, садовник, посадить.
Жил-был ... (садовник). В его дивном ... (саду) росли прекрасные цветы. Он решил ... (посадить) деревья. ... (посадка) заняла много времени.
V. Итог урока.
- Какие слова вы вставили в текст? Докажите. (Однокоренные. В словах корень -сад-. Слова имеют схожее смысловое значение.)
- Что понравилось на уроке, о чём расскажете дома?
Домашнее задание (по выбору учащихся): придумать 2 предложения с любой парой слов, составить связный текст, используя родственные слова.
Похожие статьи:
Нет комментариев. Ваш будет первым!