Конспект урока «Глагол», 2 класс. Школа России

Урок русского языка в начальной школе на тему «Глагол»

Цель: дать понятие, что глагол отличается от имени существительного и имени прилагательного.

Содержание занятия

1. Беседа.

Учитель. Вы помните, что называется глаголом?

Ученик. Да, слова, которые обозначают действие или состояние предмета, называются глаголами. Они отвечают на вопросы: что делает? что сделает предмет?

- А что называется именем существительным? (Дети отвечают, приводят примеры.)

Учитель. Прочитайте эти предложения и определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Мама стала печь пироги, а печь плохо грелась.

Ведро дало течь, и вода из него стала течь.

Кто без кисти и белил

Крыши города белил?

- К какой части речи относятся выделенные слова? (одной чертой подчеркнуты имена - существительные; двумя - глаголы.)

2. Игра «Кто что делает?».

Света и Нина учат уроки. Закончив учить их, решили поиграть.

Света. Давай поиграем. Я буду называть предмет, а ты - его действие.

Нина. Называй предмет, а я буду называть действие.

Света. Ребята.

Нина. Поют.

Света. Звонок.

Нина. Звенит.

Света. Урок.

Нина. Идет.

Света. Учитель.

Нина. Учит.

Так они долго играли. Одна называет предмет, а другая - его действие.

3. Хитрые вопросы.

• Какие значения может иметь глагол лечу?

И с буквой Г— лечу,

И с буквой В - лечу.

(Грач - «лечу», то есть - лететь,

Врач - «лечу», то есть - лечить.)

• Какие различные смысловые значения имеет каждый из глаголов:

бродить (ходить) отпираться (отказываться) зубрить (заучивать) палить (стрелять)

4. Практическая работа.

• Заменить глаголом.

Данные фразеологические сочетания заменить синонимами - глаголами в неопределенной форме:

клевать носом (спать);

зарубить на носу (запомнить);

пустить красного петуха (поджечь);

унести ноги (убежать);

натянуть нос (обмануть);

надуть губы (обидеться);

приказать долго жить (умереть);

задать стрекача (убежать).

В скобках даны ответы.

• Рассмотреть примеры и указать, в каких случаях глаголы употреблены в прямом значении и в каких в переносном.

Завязать узел и завязать переписку. Заострить кол и заострить внимание. Обронить кошелек и обронить слово. Порвать платье и порвать отношения. Расшатать столб и расшатать здоровье. Разбить вазу и разбить надежды.

• Умеете ли вы спрягать?

Если глагол имеет безударные личные окончания, спряжение его узнают по суффиксу инфинитива.

Для этого заучи правило в стихах, чтобы легче было запомнить:

Ко второму же спряженью

Отнесем мы, без сомненья,

Все глаголы, что на -ить,

Исключая только брить.

И еще: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

5. Слово пет и слово есть.

Какой частью речи оно является? Сравним с глаголами: не было и не будет. Поставим их рядом со словом нет. По смыслу слово нет является выражением «не имеется». Значит, слово нет - глагол.

Есть - это 3-е лицо единственного числа настоящего времени от глагола «быть». В древнерусском языке глагол «быть» спрягал- - ся так:

я есмь                мы есмы

ты еси                вы есте

он есть               они суть

6. Хитрые вопросы.

• С какой частью речи предлоги не употребляются? (С глаголами.)

• В каком глаголе нет слышится сто раз? (В глаголе стонет.)

• Что можно надевать и кого можно одевать? (Надевают что- то: одежду, обувь. Одевают кого-то или что-то: человека, куклу.)

Образуем 2-е лицо глагола.

Чтобы лучше подготовиться к уроку, Катя называла глаголы в 1-м лице, а Даша ставила их во 2-м лице.

- Я иду.

- Ты идешь.

- Я пою.

- Ты поешь.

7. Трудное задание.

Старший брат написал два предложения:

Он буд.. хорошо учиться.

Он буд..т меня каждое утро.

Долго думал Сережа, но нашел правильное решение. Какие буквы он вписал вместо точек? Почему?

Похожие статьи:

Конспект урока «Корень слова», 2 класс. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!