Конспект урока «Глагол», 2 класс. Школа России
Урок русского языка в начальной школе на тему «Глагол»
Цель: дать понятие, что глагол отличается от имени существительного и имени прилагательного.
Содержание занятия
1. Беседа.
Учитель. Вы помните, что называется глаголом?
Ученик. Да, слова, которые обозначают действие или состояние предмета, называются глаголами. Они отвечают на вопросы: что делает? что сделает предмет?
- А что называется именем существительным? (Дети отвечают, приводят примеры.)
Учитель. Прочитайте эти предложения и определите, к какой части речи относятся выделенные слова.
Мама стала печь пироги, а печь плохо грелась.
Ведро дало течь, и вода из него стала течь.
Кто без кисти и белил
Крыши города белил?
- К какой части речи относятся выделенные слова? (одной чертой подчеркнуты имена - существительные; двумя - глаголы.)
2. Игра «Кто что делает?».
Света и Нина учат уроки. Закончив учить их, решили поиграть.
Света. Давай поиграем. Я буду называть предмет, а ты - его действие.
Нина. Называй предмет, а я буду называть действие.
Света. Ребята.
Нина. Поют.
Света. Звонок.
Нина. Звенит.
Света. Урок.
Нина. Идет.
Света. Учитель.
Нина. Учит.
Так они долго играли. Одна называет предмет, а другая - его действие.
3. Хитрые вопросы.
• Какие значения может иметь глагол лечу?
И с буквой Г— лечу,
И с буквой В - лечу.
(Грач - «лечу», то есть - лететь,
Врач - «лечу», то есть - лечить.)
• Какие различные смысловые значения имеет каждый из глаголов:
бродить (ходить) отпираться (отказываться) зубрить (заучивать) палить (стрелять)
4. Практическая работа.
• Заменить глаголом.
Данные фразеологические сочетания заменить синонимами - глаголами в неопределенной форме:
клевать носом (спать);
зарубить на носу (запомнить);
пустить красного петуха (поджечь);
унести ноги (убежать);
натянуть нос (обмануть);
надуть губы (обидеться);
приказать долго жить (умереть);
задать стрекача (убежать).
В скобках даны ответы.
• Рассмотреть примеры и указать, в каких случаях глаголы употреблены в прямом значении и в каких в переносном.
Завязать узел и завязать переписку. Заострить кол и заострить внимание. Обронить кошелек и обронить слово. Порвать платье и порвать отношения. Расшатать столб и расшатать здоровье. Разбить вазу и разбить надежды.
• Умеете ли вы спрягать?
Если глагол имеет безударные личные окончания, спряжение его узнают по суффиксу инфинитива.
Для этого заучи правило в стихах, чтобы легче было запомнить:
Ко второму же спряженью
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая только брить.
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
5. Слово пет и слово есть.
Какой частью речи оно является? Сравним с глаголами: не было и не будет. Поставим их рядом со словом нет. По смыслу слово нет является выражением «не имеется». Значит, слово нет - глагол.
Есть - это 3-е лицо единственного числа настоящего времени от глагола «быть». В древнерусском языке глагол «быть» спрягал- - ся так:
я есмь мы есмы
ты еси вы есте
он есть они суть
6. Хитрые вопросы.
• С какой частью речи предлоги не употребляются? (С глаголами.)
• В каком глаголе нет слышится сто раз? (В глаголе стонет.)
• Что можно надевать и кого можно одевать? (Надевают что- то: одежду, обувь. Одевают кого-то или что-то: человека, куклу.)
Образуем 2-е лицо глагола.
Чтобы лучше подготовиться к уроку, Катя называла глаголы в 1-м лице, а Даша ставила их во 2-м лице.
- Я иду.
- Ты идешь.
- Я пою.
- Ты поешь.
7. Трудное задание.
Старший брат написал два предложения:
Он буд.. хорошо учиться.
Он буд..т меня каждое утро.
Долго думал Сережа, но нашел правильное решение. Какие буквы он вписал вместо точек? Почему?
Похожие статьи:
Нет комментариев. Ваш будет первым!