Игра по русскому языку, 9 класс
Игра «Умницы и умники» для учащихся 9 классов «Нормы современного русского литературного языка»
Цели: привлечь внимание учащихся к нормам, существующим в современном русском языке; формировать стремление соблюдать их в своей речевой практике.
Оборудование: карточки с заданиями; плакаты с высказываниями о русском языке.
Берегите чистоту русского языка, как святыню!
И. С. Тургенев
Ход игры
I. Организационный момент.
Сообщение темы игры. Представление участников.
Ведущий.
Великий, могучий, правдивый, свободный.
Народной живительной силы родник!
Тебе посвящаем игру мы сегодня,
Наш гордый, наш русский, родной наш язык!
- Представление судейской коллегии (по-латински - «ареопаг»),
- Приглашение на сцену агонистов (участников игры), учащихся 9-х классов.
- Объявление условий игры.
Игра состоит из пролога, двух этапов (агонов) и эпилога. Игра командная. На сцене-три стола: зелёный, жёлтый, голубой. За зелёным столом ни разу нельзя ошибаться, за жёлтым - можно ошибиться один раз, за голубым - два раза. Та команда, которая сегодня выиграет, будет защищать честь школы на районной олимпиаде по русскому языку.
Желаем удачи!
- Жеребьёвка команд.
II. Основная часть. Игра «Умники и умницы».
Пролог.
1. Конкурс «Говорите правильно».
Задание: исправить ошибки в стихотворении:
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«КрасивЕе», «Мы так хОчем»,
«ДОсуг, шОфер, прОцент, зАем,
КвАртал, пОртфель, бнлютень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звОнит цельный день».
В. Масс, М. Червинский
Время - 1 минута
Жюри проверяет выполнение задания.
Ведущий озвучивает правильный ответ.
2. Конкурс красноречия.
За 10 минут до начала игры агонистам предложили подготовить речь-поздравление: поздравить присутствующих в зале с окончанием первой четверти.
Критерии: оригинальность, краткость, лаконичность, выразительность, эмоциональность.
3. Подведение итогов прологи.
Первый агон.
Используются мультимедийные средства.
На экране - категории языка, в которых зашифрованы грамматико-стилистические эподы (см. Приложение). Команда выбирает вопрос.
Учащиеся 8-го класса разыгрывают этюды.
Команде на обсуждение даётся 20 секунд. После ответа команды ведущий озвучивает правильный ответ, который демонстрируется и на экране.
1. Род имён существительных (этюд «Распространённая ошибка»);
2. Имя числительное (этюд «“Строптивые” пальто и “неподатливые” шубы»);
3. Лексика (этюд «Обида по недоразумению»);
4. Однокоренные слова (этюд «Сойти или выйти на остановке?»);
5. Предлог (этюд «Благодарность»);
6. Омографы (этюд «Больной»);
7. Тавтология (этюд «Песенка про тавтологию»);
8. Последний вопрос.
Музыкальная пауза.
Вокальная группа исполняет «Песенку про лишние слова» (Муз. Е. Савельева, сл. А. Хайта).
Второй агон.
Агонисты продолжают выбирать вопросы.
Жюри подводит итоги.
Эпилог (игра со зрителями).
Кто из зрителей правильно ответит, тот получает орден и становится «теоретиком».
1. К какому роду относятся имена существительные кофе, Мюль, шампунь?
2. Могут ли трое девушек стать участницами конкурса красоты?
3. Как правильно сказать: одеть куртку или надеть куртку?
4. Правильно ли написана фамилия ученика: «Тетрадь Соловейчика Андрея»?
Объявление итогов игры.
Ведущий. Интервью с командой-победительницей. Интервью с председателем судейской коллегии.
Приложение к уроку
Пролог.
Конкурс «Говорите правильно».
Правильный вариант:
Между прочим,
Говорил он,
«КрасИвее», «Мы так хотИм»,
«ДосУг, шофёр, процЕнт, заём»,
«КвартАл, портфЕль, бюллетень».
«Сверх плана выполняем»,
«АгЕнт звонИт целый день».
До сих пор не понял он,
Как стыдно быть невеждой.
Грамматико-стилистические эподы
Род имен существительных
Распространенная ошибка
Ведущий. Пионерский лагерь. Вожатый воспитывает Толю. Вожатый. Толя, почему ты не моешь руки, уши, не стрижёшь ногти? Ты такая большая неряха!
Толя. Нет, я не большая неряха. Я мальчик!
Вожатый. Ну и что, что ты мальчик. Посмотри на свой костюм, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.
Толя. Нет, я не большая неряха, это неверно! Я мальчик!
Вожатый. Да ты же, к тому же, и большая плакса!
Толя. Я не могу быть большая и даже маленькая плакса. Зачем ты такое говоришь?
Ведущий. Почему обижается Толя на вожатого?
Вопрос. Правильно ли сказать: «Толя, ты настоящая неряха и большая плакса?»
(В русском языке имеются существительные общего рода: неряха, такса, невежа и т. д. Если это существительное относится к женскому роду, то надо говорить «большая такса», если к мужскому, то «большой плакса».)
Имя числительное
«Строптивые» пальто и «неподатливые» шубы
1-й ученик. У тебя есть дед?
2-й ученик. Есть.
1-й ученик. А бабушка?
2-й ученик. И бабушка есть.
1-й ученик. А в чем они ходят зимой?
2-й ученик. В пальто и в шубах.
1-й ученик. Это хорошо. Тогда скажи: «Три бабушкиные пальто и две дедовые шубы висели в шкафу».
2-й ученик. Так я сказать не могу.
1-й ученик. Почему?
2-й ученик. Потому что это неправильно. Надо говорить: «Три бабушкины пальто и две дедушкины шубы висели в шкафу».
1-й ученик. Ну, нет, так тоже сказать нельзя.
Ученики спорят. Входят еще два ученика.
3-й ученик. Что вы не поделили?
1-й ученик. Подскажите, как правильно сказать: «Три бабушкиные пальто и две дедовые шубы висели в шкафу».
4-й ученик. Чудаки, нашли, о чем спорить, скажите просто: «Три бабины пальто и две дедовы шубы висели в шкафу».
Ученики смеются.
2-й ученик. Так пусть нас рассудят умники и умницы, как правильно сказать.
Вопрос. Правильно ли сказать: Три бабушкиные пальто и две дедовые шубы висели в шкафу»?
(Если определение относится к существительному, зависящему от числительного два, три, четыре, то оно при словах мужского и среднего рода ставится в родительном падеже множественного числа: три бабушкиных пальто и две дедовых шубы.)
Лексика
Обида по недоразумению
Очередь у прилавка с книгами.
Входит студентка со словарем в руках и обращается к солидному мужчине.
Студентка. Вы последний?
Мужчина. В нашей стране нет последних. Вы хотели сказать: «Кто крайний?»
Студентка. Нет, я спрашиваю: «Кто последний?».
Мужчина. В таком случае, последняя Вы.
Студентка. Нет, Вы неправы. Знаете ли Вы, что в русском литературном языке слово крайний имеет три значения:
1) расположение по краю (крайний дом);
2) конечный, предельный (крайний срок);
3) чрезмерный в проявлении тех или иных свойств (крайний эгоист).
Мужчина. Нет, не верю. Впрочем, пусть объяснят умники и умницы, как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?».
Вопрос. Как правильно спросить у людей, стоящих в очереди: «Кто крайний?» или «Кто последний?»?
(Обращение с вопросом «Кто крайний?» к человеку, занимающему конечное положение в ряду, в очереди неправильно, так как начинающего ряд или очередь называют первым. А понятию первый противопоставляют понятие последний (последующий, следующий один за другим). Правильно сказать: «Кто последний?».)
Однокоренные слова
Сойти или выйти на остановке?
Ведущий. В поездах, трамваях, автобусах, когда они приближаются к станции или остановке, часто приходится слышать такой диалог.
1-й ученик. Вы сходите?
2-й ученик. Нет, не схожу.
1-й ученик. Тогда позвольте мне пройти вперед, я схожу на этой остановке.
2-й ученик. Пожалуйста, сходите!
Ведущий. Несмотря на вежливое обращение, оба пассажира говорят неправильно. Попросим умников и умниц рассудить, как правильно спросить: «Вы сходите (или выходите) на этой остановке?».
Вопрос. Как правильно спросить: «Вы сходите или выходите на этой остановке?»?
(Нельзя употребить глагол «сойти» в значении «выйти». Нельзя говорить: «Схожу в Москве, в Ахтубинске, схожу на следующей остановке». Надо говорить: «выхожу в Москве, в Ахтубинске, выхожу на станции, из трамвая, из автобуса, выхожу на следующей остановке».)
Предлог
Благодарность
Длинный и тощий, похожий на Дон Кихота, предлог Благодаря выскочил из-за кулис, сделав несколько кругов по сцене, помчался в зрительный зал, схватил за руку одного из зрителя и вывел на сцену. Направив остриё копья в грудь одного из зрителей, он стал вопрошать странным голосом.
Предлог Благодаря.
Зачем благодаришь болезни!?
За что благодаришь засуху!?
Почему благодаришь наводнение?
Зритель (лепеча). Я не благодарю.
Предлог Благодаря. Нет, благодаришь. Кто сказал: «Благодаря болезни я не выучил урока», «Благодаря засухе хлеба не уродились», «Благодаря наводнению погибло много людей»?
Зритель. А как же надо было спросить?
Предлог Благодаря. Уважаемые умники и умницы, помогите этому невежде исправить ошибки.
Вопрос. Правильно ли говорить: «Благодаря болезни я не выучил урока», «Благодаря засухе хлеба не уродилось», «Благодаря наводнению погибло много людей»? Как правильно?
(Производный предлог «благодаря» употребляется преимущественно в тех случаях, когда речь идет о причинах, вызывающих положительный (желаемый) результат, например: благодаря успеху, благодаря вниманию товарищей. Правильно сказать:
«Из-за болезни я не выучил урока»;
«Вследствие засухи хлеба не уродились»;
«Во время наводнения погибло много людей».)
Тавтология
Песенка про тавтологию
Мы вам песенку споём,
Песенку с ошибками,
И хотим, чтоб вы её
Встретили с улыбками.
Пусть смеются каждый раз
Даже люди строгие,
Если в песенке у нас
Встретят тавтологию.
Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
Ещё люблю, когда холодные морозы
Покроют льдом, заледенят карниз,
Снежинки с неба падают, как слёзы,
На землю приземляясь сверху вниз.
Но более всего предпочитаю осень,
Когда плодами всё запподоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит.
Спели песенку для вас,
Песню с тавтологией.
И, наверное, не раз
Улыбнулись многие.
Ну, а если у ребят
Знания улучшатся, -
Значит, верно говорят:
«На ошибках учатся!»
(Муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта.)
Вопрос. Какое явление называется тавтологией? Исправьте текст песни.
Омографы
Больной
На арене цирка - клоун. Он только что вернулся из аптеки, уселся на стул, выпил из огромной бутылки малюсенькую ложку лекарства и принялся, расхаживая вокруг бутылки, пищать:
- Пи-пи-пи...
- Что случилось, дружище? - спросил клоун-помощник.
- Как что?! Лекарство принял!
- Хорошо! Но пищать-то зачем?
- Как зачем? Здесь же написано: «По одной после приёма пищи». Понял? Пищи... Пи-пи-пи...
- Эх ты, грамотей! Ну-ка, дай-ка я прочту (читает)... После приёма пищи. Пищи, а не пищи, понятно?
Удивлённый клоун взял рецепт, прочитал:
- После приёма пищи?.. Пищи... (почесал левой рукой правое ухо). Не понимаю, пищи или пищи?.. Пойду-ка я доктора спрошу. Здесь что-то всё по-латыни написано.
Взял огромную бутылку на плечо и пошёл попискивая.
Вопрос. Почему клоун пищал? Какое лексическое явление не знал клоун?
(Клоун не знал, что в русском языке есть омографы - слова, совпадающие по написанию, но имеющие различное лексическое значение и ударение: замок - замок.
Глагол «пищать» и существительное «пища» совпали по написанию в грамматических формах: пищи - глагол в повелительном наклонении, пищи - имя существительное в родительном падеже (нет (чего?) пищи).
Надо было прочитать: «После приема пищи».)
Эпилог
Ответы.
1. Имена существительные кофе, тюль, шампунь относятся к мужскому роду:
• чёрный кофе,
• красивый тюль,
• приятный шампунь.
2. Не могут, так как не знают русский язык. Правильнее спросить так: «Могут ли три девушки стать участницами конкурса красоты?».
Собирательное числительное трое не сочетается с существительными, обозначающими лиц женского пола.
3. Правильно сказать: надеть (что?) куртку, а одеть (кого?) малыша.
4. Фамилия написана правильно.
Фамилии, оканчивающиеся на согласный, при обозначении лиц мужского пола, склоняются:
• Тетрадь Соловейчика Андрея,
• Железняка Евгения,
• Богушевича Дмитрия.
Похожие статьи:
Игры со словами для школьников 5-9 классов
Игра «Эрудит» для школьников 9-11 класса с ответами
Викторины по русскому языку для школьников с ответами, 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!