Игры на развитие речи в старшей группе детского сада

Игры на развитие речи у детей дошкольников 4-6 лет

Игры можно использовать для проведения физминуток. Они должны быть подобраны по лексической теме и сюжету.

Игра «Мы волшебники»

Все, ребята, подбегайте,

Место в круге занимайте.

Есть волшебная игра,

Мы волшебники — друзья!

 

Мы на корточки присели

И согнувшись посидели.

Словно ёжики-комочки,

Все в иголочках клубочки.

 

Над головой мы ладошки смыкаем,

Вправо и влево наклон выполняем.

Это кораблик по морю плывет,

Ветра попутного к берегу ждёт.

 

Чтоб на цаплю быть похожей,

Ногу мы поднимем тоже.

Руки в стороны подняли

И, как цапля, постояли.

Раз — и ноги поменяли

И нисколько не устали.

 

А теперь мы чайкой стали,

Над волною полетали.

Руки, словно два крыла.

Катит к берегу волна.

 

Мы на берег прилетели

И на камушек присели.

Долго мы не усидим,

Друг за дружкой побежим.

 

Мы бежим, бежим по кругу,

Догоняем мы друг друга.

Ноги наши не устали,

Мы еще сильнее стали.

 

А теперь идём мы шагом

Под российским нашим флагом.

Наши бравые ребята

Маршируют, как солдаты.

Примерные вопросы: В кого мы превращались? (В ёжика, кораблик, цаплю, чайку, солдата.)

Игра «Пилоты»

Руки в стороны — в полёт (руки в стороны, ходьба)

Отправляется пилот.

Раз, два, три — летит вперёд

Наш спортивный самолёт.

 

Курс налево — раз, два, три (поворот на 90°).

Вверх на небо посмотри (влево, три шага влево):

Небо ясно-голубое (посмотреть вверх),

Где найдёшь ещё такое (руки в стороны)?

 

Выполняя поворот (поворот вправо на 90°),

Снова мы летим вперёд (ходьба),

И никто не отстает.

 

Осторожно поверни (поворот вправо на 90°)

Курс направо: раз, два, три (ходьба).

А теперь летим по кругу (лёгкий бег по кругу),

Смотрим в спину мы друг другу (руки в стороны).

Мы пилоты — высший класс (лёгкие наклоны вправо),

Не найдёте лучше нас (влево).

Посмотрите, дети, сами,

Мы летим над облаками.

 

Вот и наш аэродром,

Друга не задень крылом.

Стоп, и скорость мы снижаем (перейти на ходьбу)

И тихонько приседаем (остановиться, присесть),

 

Вот закончился полёт,

«отдыхает» самолёт (отдых на ковре).

Времена года

Раз, два, три, четыре, пять —

Время года надо знать.

 

У природы много власти,

Поделила год на части.

Чтоб понять, что и когда,

Мы запомним времена.

 

Снег идет, мороз и стужа

Заморозила все лужи.

И на санках детвора

С горки катится с утра —

Это зимушки пора.

 

За зимой она приходит,

Хоровод весенний водит.

Ручейки кругом журчат,

Птицы с юга прилетят.

Оживает вся природа,

Весной зовётся время года.

 

Травы на лугах цветут,

Птицы весело поют,

Много солнца, много света,

Ну, конечно, это лето.

Лето — лучшая пора.

Лето любит детвора.

 

Дождь за окнами стучит,

Ветер воет и шумит.

Все деревья пожелтели,

Птицы к югу полетели,

В школу ходит детвора —

Это осени пора.

Игра «Времена года»

Атрибуты: полумаски или эмблемы (зима — «снежинка», весна — «зелёный лист», лето — «цветок», осень —- «жёлтый лист»).

Ведущий выбирает из детей четырёх игроков, надевает полумаски.

Ведущий:

Лето, осень и зима

И зеленая весна,

По порядку все приходят,

Хоровод весёлый водят.

(Звучит ритмичная музыка.)

Ведущий:

Сильный ветер налетел,

Всех запутал, завертел.

(Дети разбегаются.)

Ведущий:

Только музыка затихнет —

Встаньте вместе в хоровод,

И получим круглый год,

Но смотри, не ошибись

И в соседях разберись.

Не сойдутся никогда —

Это лето и зима.

А весна не любит осень,

Даже если мы попросим.

Вместе их не увидать,

Это надо нам понять.

 

Раз, два, три — соседа отыщи.

Встаньте вместе в хоровод,

И получим круглый год!

(Ведущий задаёт ребятам из зала вопросы.)

Ведущий: Правильно расположились «времена года» в круге?

(Дети исправляют ошибки, если они допущены.)

Ведущий: Спасибо, ребята, мы продолжаем игру.

Кто ещё играть желает,

Тот быстрее выбегает.

(Игра повторяется до тех пор, пока все дети не примут участие, в конце игры ведущий задаёт ребятам вопросы.)

Ведущий:

Сколько всего времён года?

Назовите порядок времён года.

Какие времена года «соседствуют»?

Какие приметы характерны для осени, зимы, весны, лета?

Ведущий: Раз, два, три — мы поиграли,

Времена года мы узнали!

Игра «Времена суток»

Раз, два, три, четыре, пять —

Время суток надо знать (ходьба на месте).

 

Рано утром мы проснулись (руки вверх, потянуться),

Руки вверх и потянулись.

Утро есть начало дня (руки в стороны),

Солнце светит для меня.

 

Днем мы вышли погулять (ходьба в круге),

На площадке поиграть.

Солнце светит высоко,

Мяч кидаем далеко (руки вверх, «бросаем» мяч).

Со скакалкой прыг да скок,

Не жалеем своих ног (прыжки на месте).

 

Солнце опустилось низко (присесть),

Вот уже и вечер близко.

Мама нас зовёт домой (ходьба),

Скажет: «Руки чисто мой» (потереть ладони друг о дружку),

Вечер. Ужинать пора.

Снова дома детвора (развести руки в стороны).

 

Звёзды в небе засияли (руки вверх, сжимать и разжимать кулачки),

Мы давно уже устали.

Ночь настала, тишина (присесть, сложить ладони у щеки, закрыть глаза),

Всем ребятам спать пора.

Крепко глазки закрываем

И спокойно засыпаем.

 

Раз, два, три — мы поиграли (ходьба на месте),

Всё о сутках мы узнали.

Примерные вопросы: Назовите времена суток. Назовите порядок времени суток.

Что наступает после ночи, утра, дня, вечера?

Игра «На лесной опушке»

На лесной опушке (ходьба на месте)

Собрались зверюшки.

 

Зайки-попрыгайки у пенёчков скачут (прыжки),

Злые волки в чаще воют, словно плачут:

- У-у-у.

 

Белки-разлетайки на макушках сосен (поднять руки вверх, ладони чашечкой).

Мы у них орехов золотых попросим.

 

А лиса-лисичка, рыжая сестричка (повороты вправо, влево, пальцем дотронуться до носа)

Хвостиком метёт, носиком ведёт.

 

Только мишка спит в берлоге,

У него замерзли ноги (притопы на месте).

 

Мы снежочком заметём («подметаем»),

Мишке мы укроем дом.

Чтоб спалось ему так сладко (сложить ладони у щеки).

Вот и кончилась зарядка (развести руки в стороны).

Примерные вопросы: Какие зверюшки собрались на опушке? (Зайцы, волки, белки, лисичка, медведь спал в берлоге.)

Что названо ногами медведя? (Лапы.)

Как называется жилище медведя? (Берлога.)

Игра *На прогулке»

Иду я по дороге (ходьба),

Смотрю себе под ноги (-//-).

Вот и лужа впереди,

Нужно лужу обойти (остановиться).

 

Можно справа — там забор (правую руку вправо),

Можно слева — там газон (левую руку влево).

Я подумал и решил:

Разбежался и подпрыгнул (бег, прыжок вперед),

Так я лужу перепрыгнул.

 

У меня сухие ноги,

Вновь иду я по дороге (ходьба).

 

Вот собака на лужке

Тренируется в прыжке (прыжки на месте).

Все команды выполняет,

А хозяин поощряет (-//-) ...

Я попрыгать тоже рад,

Но не надо мне наград (ходьба).

 

Я услышал гул на небе (смотреть вверх, подняв руки)

Пролетает самолёт.

Это значит надо мною (-//-)

Курс воздушный взял пилот.

Вверх смотрю я высоко (ладонь у лба, смотрим вдаль),

Вдаль смотрю я далеко.

Лётчику машу рукой (машем рукой),

А потом иду домой (ходьба).

 

Долго шёл, маршировал (-//-)

И нисколько не устал.

Посчитал я: раз, два, три —

Мы уже домой пришли (остановиться).

Примерные вопросы: Что мы видели на прогулке? (Дорогу, лужу, забор, газон, лужок, собаку, хозяина собаки, самолёт.)

Что мы слышали на прогулке? (Гул самолёта.)

Что мы делали на прогулке? (Шли, перепрыгивали лужу, прыгали, смотрели в небо и вдаль, махали лётчику рукой, маршировали.)

Игра «Дом с предлогами»

Под крылечком кот сидит,

Мышку тихо сторожит.

 

Перед домом есть лужайка,

На лужайке скачет зайка.

 

Над трубою дым клубится,

В небе дымкой растворится.

 

В доме печка топится,

Все домой торопятся.

 

Дождь по крыше застучал,

Словно барабан звучал.

 

За забором пёс рычит.

Кот у дерева молчит.

 

Через лужи пёс промчался,

Кот на дерево забрался.

 

Ваня выглянул в окно —

Дождь идёт уже давно.

 

Без игрушек скучно Ване

И его сестрёнке Тане.

 

Таня к Ване подошла:

— Посмотри, что я нашла.

 

На ладошке у Танюшки

Очень странные игрушки:

Ёжик серенький из меха

И скорлупка от ореха.

 

— Это ёжик съел орех,

Не достался нам он, эх!

Примерные вопросы: Где кот сторожит мышей? Над чем вьётся дым? Где топится печь? и т. д. (Можно использовать макет домика, обыграть стихи имитацией действия сюжета игрушками, куклами.)

Похожие статьи:

Игры на развитие речи ребенка 2 лет в домашних условиях

Игры считалки для детей 4-6 лет

Скороговорки для детей 5-6 лет

Игры на развитие воображения и речи у дошкольников 4-6 лет

Музыкальная игра для детей 5-6 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!