Обучение чтению дошкольников

Обучение чтению детей 1, 2, 3 лет

Существует много различных авторских методик по обучению чтению. Но все они опираются на два принципа: запоминание целых слов и фонологическое чтение, то есть чтение по слогам. Большинство исследователей склоняются к мысли, что начинать обучение чтению желательно с понятия «буква» и «звук».

МЕТОДИКА ГЛЕНА ДОМАНА.

Американский врач-нейрофизиолог Глен Доман в конце сороковых годов XX века занимался лечением детей с травмами головного мозга. Он пришел к удивительному открытию: если воздействовать на органы чувств (или на один из них), можно стимулировать активную работу мозга в целом. Больных детей в клинике учили читать, показывая им карточки со словами, написанными красным цветом. Эти же слова громко произносили вслух. Чтение стимулировало детей к двигательной активности, к общему гармоничному физическому, интеллектуальному и психическому развитию. Отстающие дети быстро догоняли своих здоровых сверстников. Глен Доман называл их детьми Возрождения. Ученый поставил перед собой вопрос: «А как будут реагировать на эту методику здоровые дети?» Результаты были ошеломляющими: методика Домана открывала огромный творческий потенциал в каждом ребенке. Дети развивались не только интеллектуально, но и физически. В раннем возрасте они хорошо плавали, прыгали и бегали.

Итак, методика Домана заключается в том, что ребенка учат читать не по слогам. Он сразу запоминает целые слова, написанные на карточках. Ребенку достаточно увидеть слово несколько раз, чтобы навсегда его запомнить. Этой методике можно обучать малыша еще с грудничкового возраста. А когда ребенок видит новое слово, он интуитивно выводит для себя правила чтения. Вся семья может подключиться к составлению карточек. Пишите слова четко, крупными печатными буквами. Не показывайте ребенку сразу много слов. Те, которые он уже видел и запомнил, прячьте, на их место вешайте новые. Затем, через месяц, можно показать «старые» слова. Рекомендуется также подписывать все предметы, которые окружают малыша. Многие родители приветствуют эту систему и успешно по ней развиваются.

Главная цель Домана:

«...дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей».

ОДНАКО... Есть и другой опыт, совершенно противоположный. Бывает так, что ребенок не обращает внимания на слова. Родителям приходится применять различные средства, чтобы указать крохе на слово. Но это уже, согласитесь, другая методика. Смысл в том, чтобы малыш, как бы «между прочим», учился чтению. Нельзя ожидать каких-то результатов и тренировать его. Некоторые родители сталкиваются и с другими трудностями в этой системе. Малыш хорошо знает слово, написанное на карточке, но найти его в тексте не может. Он не узнает знакомое слово, даже если его написать в тетрадке крупными буквами.

КУБИКИ ЗАЙЦЕВА.

Многие поколения детей сначала учили буквы, потом усваивали звуки, затем соединяли буквы в слоги. (Это противоречит нашей природе, ведь младенец не произносит отдельные звуки, он «говорит» слогами.) Трудность этого метода заключалась в том, что многие дети не могли уловить разницу между тем, как буква называется и звучит.

Сегодня методика упростилась: дети сразу читают по слогам. В нашем языке не так уж много слогов, их, оказывается, тоже можно изучить и запомнить, как китайские иероглифы. Пожалуй, самой популярной «развивающей игрушкой» на сегодняшний день являются кубики Зайцева. Выдающийся педагог-новатор Николай Александрович Зайцев разработал так называемую систему «складового чтения». Кубики Зайцева интересны детям разных возрастов — от года до старшего дошкольного возраста. Ведь это еще один вид занимательной игры!

Подход Зайцева

По мнению Зайцева, единица строения языка заключается не в слоге, а в складе. Склад — это пара из согласной с гласной, из согласной с твердым или мягким знаком (или даже одна буква). Ребенок начинает составлять слова, пользуясь этими складами (каждый склад написан на отдельной грани кубика).

Похожие статьи:

Развивающие игры для детей 3, 4, 5 лет

Игры на развитие внимания ребёнка 5, 6, 7 лет

Развитие мелкой моторики у детей

Игры для детей 3, 4, 5 лет с мелками

Игры на развитие речи ребёнка 5, 6, 7 лет

Комментарии (1)
Татьяна Николаевна # 25 февраля 2014 в 11:17 +1
Статья полезная и заставляет поразмышлять.Хотя мое мнение -везде нужен индивидуальный подход в зависимости от особенностей характера, склада ума, а также наклонностей конкретного ребенка.