Как обучать ребенка чтению и математике

Как обучать ребенка чтению и математике

Когда необходимо начинать ребенка учить читать? Когда необходимо начинать с ребенком заниматься математикой? Как заниматься с малышом? На эти и другие вопросы мы найдём в методике известного педагога Глена Домана.

Обучение чтению Доман считал одной из важнейших задач. Научившись читать, малыш становится свободным, он уже не ограничен тем, что знают и дают ему родители.

Обучение чтению, математике и другим общеобразовательным дисциплинам строится в системе Глена Домана по единому принципу. В течение дня ребенку быстро показывают карточки определенного размера с целыми словами и предложениями, точками от одной до бесконечности, изображениями животных, планет, исторических деятелей и т. п. При этом четко произносятся названия того, что изображено. Чем раньше начать такое обучение, тем лучше. Ведь, как утверждает Доман, «годовалого ребенка учить легче, чем семилетнего».

На вопрос «С какого возраста начинать?» педагог отвечает просто: с самого рождения. К примеру, мы постоянно разговариваем с новорожденным малышом, чтобы развить его слуховой аппарат. Но ведь можно сообщать ему ту же информацию в визуальной форме, пользуясь соответствующими карточками.

Давно замечено, что дети с восторгом рассматривают изображения фруктов, животных, цветов, слов, точек, картин природы, воспринимая это как увлекательную игру. Такое обучение (даже по 5 минут в день) стимулирует развитие различных отделов головного мозга, благодаря чему у ребенка формируется «фотографическая память», он развивается быстрее сверстников, открывая для себя мир новых знаний.

Не буквы, а слова. В принципе, маленькие дети могут и должны учиться читать слова и предложения точно так же, как они учатся понимать устную речь. И объяснение этому лежит в области как физиологии, так и психологии. Установлено, что глаз видит, но не понимает того, что он видит; ухо слышит, но не понимает того, что оно слышит. Процесс понимания происходит только в мозгу.

Когда ухо улавливает произнесенное слово или предложение, звуки раскладываются им на целый ряд импульсов, посылаемых в мозг, который воссоединяет их и воспринимает в терминах «смысл» или «значение». То же самое происходит и тогда, когда глаз видит написанное слово. Глаз видит, но не понимает, мозг не видит, но понимает. Навык чтения лежит в основе и других видов формального, стандартного обучения и большей части неформального. Такой вывод — основа методики Глена Домана.

Для обучения чтению педагог использует старинную англо-германскую систему: предъявление и озвучивание целого слова. Он рекомендует показывать карточки с написанными на белом фоне красными словами. Доман советует начать обучение как можно раньше, лучше — до года. В таком возрасте ребенок знает еще мало названий предметов, и в этом случае он узнает их из карточек, причем узнает только название — без образа предмета. Даже если у него уже сформировалась взаимосвязь между образом и предметом, он, скорее всего, не представит себе предмет, увидев слово (т. к. слишком быстро показывают и часто меняют слова, он не успевает к ним привыкнуть). Получается, что с самого раннего возраста ребенка учат мыслить абстрактно, или образно.

Доман начинает обучение детей не с букв, а с целых слов. «Читать буквы очень сложно, поскольку «никто и никогда не ел, не ловил, не носил и не открывал букву А. Зато каждый ел банан, ловил мяч, носил шапку и открывал книгу. Буквы, составляющие слово "мяч", являются абстракциями, зато сам мяч вполне конкретен, поэтому легче выучить слово "мяч", чем букву М».

Разумеется, это противоречит традиционному подходу, когда детей сначала знакомят с буквами, звуками, слогами и складами, а только затем — со словами и предложениями. Доман утверждает, что мозгу, словно компьютеру, необходимо дать набор сведений и фактов, а законы, которым они подчиняются, он откроет сам.

Методика, по которой Доман предлагает учить читать, основывается на механическом запоминании слов, которые по многу раз в день показывают малышу. Доман считает, что со временем ребенок на основании собственного опыта поймет законы, по которым письмо передает устную речь.

Между прочим, для обучения маленьких детей идеально подходит методика Зайцева. А параллельно с изучением кубиков со складами можно вводить и слова, но только те, которые ребенку уже хорошо известны и которые он умеет говорить сам. Каждое новое слово, освоенное малышом, желательно записывать на карточку и вставлять в отдельный альбом, который можно регулярно просматривать вместе с ребенком. Когда он начнет проговаривать словосочетания и предложения — записывать и их. Со временем можно будет писать крупными четкими буквами (не менее 2 см высотой) небольшие сказки или рассказики, читать их вместе с малышом. Все это поможет ему освоить письменную речь так же легко и естественно, как устную.

Материалы. Из обычного белого картона нужно нарезать полоски размером 10 х 50 см для написания слов. Писать лучше большим красным фломастером с толстым стержнем. Высота букв — 7,5 см. Использовать прописные буквы можно только при написании имен собственных. Толщина шрифта — примерно 1,5 см. Использовать можно только печатные буквы. Размещать слово на полоске картона нужно так, чтобы оно было окаймлено полями в 1,5 см. При написании слов необходимо использовать один и тот же шрифт. Как и во всем остальном, единообразие и определенная система значительно облегчат задачу ребенка.

Первые слова нужно писать большими красными буквами, в дальнейшем можно уменьшать их до нормальных размеров, заменив красный цвет черным. Зрительные рецепторы ребенка будут постепенно развиваться.

Обучение счету. Множество точек. Согласно выводам Домана, математику ребенок должен познавать с количества предметов, а не со знаков (цифр), как это принято в традиционной педагогике. В самом деле, естественнее и проще сначала познакомить малыша с понятием количества, и только когда он будет иметь четкое представление, что такое пять машин или десять гусей, ему стоит предлагать цифровой счет.

Таким образом, если учить ребенка фактическому материалу в математике (а факты, на которых основывается математика, — это числа 1, 2, 3, 4, 5, 6...), то он откроет такие математические действия, как сложение, вычитание, умножение, деление и т. д. Из этого делается вывод, что математические способности — также неотъемлемая функция человеческого мозга.

Обучение математике состоит в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Доман показывает количество точками, а не цифрой, для того чтобы ребенок мог «почувствовать» реальное количество, а не абстрактный значок цифры.

Когда ребенок освоит первые двадцать цифр, ему кроме цифр начинают показывать примеры. Большинство детей, которые внимательно просматривают то, что им показывают, примерно через два-три месяца могут визуально отличить 56 точек от 57 и решить несложный пример.

Доман полагает, что, если регулярно и с достаточной частотой показывать детям карточки, на которых нарисованы точки от одной до бесконечности, они научатся с ходу определять на глаз количество предметов, что поможет им выполнять в уме арифметические действия с большими числами.

Правда, такая методика весьма трудоемка. Но Доман прав: малыш должен сначала очень хорошо понять, что такое количество, и лишь когда он реально будет представлять себе, что такое девять яблок или шесть собак, его можно знакомить с цифрами. Хорошим подспорьем при обучении счету может стать и пособие Зайцева «Тысяча+», основанное примерно на том же принципе.

Как заниматься с ребёнком?

Выберите время, когда ребенок сыт, бодр и в хорошем настроении. Радостно сообщите ему: «Сейчас я покажу тебе красивые фрукты!» — и начинайте показывать карточки, перекладывая задние вперед. Не заглядывайте сами на изображение, это отвлекает внимание ребенка. Демонстрируйте карточки быстро, проговаривая написанное на обороте слово отчетливо и весело. Отводите всего секунду на одну карточку. Обязательно перемешивайте карточки после каждого показа.

В первые дни вы должны говорить: «Этот фрукт называется киви», а потом можете произносить только название — «киви». Обучение должно занимать очень короткое время. Начните с показа карточек 1—2 раза в день буквально по нескольку секунд. Заканчивать занятие необходимо до того, как малышу оно наскучит. Если вы всегда будете останавливаться раньше, чем этого захочет ребенок, то он сам будет требовать от вас начать занятия, что только укрепит его врожденную тягу к знаниям.

Занимайтесь с ребенком столько раз в день, сколько получится; важно, чтобы и вы, и кроха получали удовольствие от совместной игры со словами и картинками. Добавляйте новые наборы и также показывайте их по нескольку раз в день. Изученные карточки постепенно удаляйте из наборов, заменяя их новыми.

Проводить занятия можно как на русском, так и на английском или любом другом языке, меняйте только подписи к карточкам и правильно произносите написанное слово. Ваш малыш уже в три года может иметь неплохой словарный запас на нескольких языках и без перевода смотреть простой мультик, скажем, на английском языке.

Улыбайтесь в процессе обучения, показывайте малышу, как вы его любите, радуйтесь его успехам! Не стоит просить малыша повторять за вами, демонстрировать результат обучения. Верьте в него — и это произойдет в самый неожиданный для вас момент.

На показ ребенку каждой карточки должна уходить одна секунда. Задерживаться дольше нельзя. Доман считает, что медленный показ ослабляет интерес ребенка. Ребенок должен смотреть серию из десяти карточек три раза каждый день, и таких серий должно быть несколько (до двенадцати в день).

Кроме этого, по Доману полагается еще три раза в день смотреть карточки, обучающие ребенка чтению, со словами, написанными большими красными буквами, и столько же раз — карточки с красными точками, дающие ребенку начальное знание математики.

Каждую серию карточек следует показывать пять дней, затем одна из карточек откладывается и вместо нее добавляется новая.

Начинать занятия Доман рекомендует в 3—6 месяцев, но и в год, по его мнению, еще не поздно.

После того как ребенок увидел примерно тысячу карточек, начинают их повторный показ. Затем серия откладывается, чтобы снова вернуться после очередного просмотра имеющейся тысячи карточек.

❧ Надо дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что ему понравится из длинного списка возможностей. (Г. Доман)

Похожие статьи:

Как научить ребёнка читать

Методика воспитания детей Глена Домана

Обучающие занятия с ребенком от рождения до 6 лет

Обучение чтению дошкольников

Обучение счёту дошкольников

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!