Как научить ребёнка читать

Обучение чтению детей 5, 6, 7 лет

На сегодняшний день существует много методик обучения чтению. Наиболее известны среди них — методика Зайцева (складовое чтение) и методика Глена Домана (запоминание слов). Но главный принцип, которого необходимо придерживаться в любом способе обучения — это принцип игры. Принуждением мы никогда не добьемся успехов в чтении, и уж тем более не сможем привить ребенку любовь к книге.

Мнение детских психологов

По мнению знатоков ребячьих душ, ко всему ребенок должен прийти самостоятельно, без напряжения и форсирования навыков. Народная мудрость гласит: «Каждому овощу — свое время». Это касается физического и психического развития наших детей. Приходит момент, и ребенок вдруг без поддержки едет на велосипеде или самостоятельно плывет. Так же и в чтении: он вдруг легко понимает то, чего от него требовали на протяжении полугода или года. Он просто улавливает суть, он до нее дорос. А тревожность по поводу неумения читать всецело принадлежит родителям, а никак не детям.

НЕУДАЧНЫЙ ОПЫТ. Успех в чтении зависит не от частоты «тренировок», а от психологической зрелости ребенка. Нередко случается, что малыш с рвением садится за букварь, но понимает, что не такое уж простое это дело — чтение. Неудачи в этом опыте могут привести к тому, что он избегает этих «неприятностей», чтобы не чувствовать себя ущербным. Психологи рекомендуют отложить чтение, если ребенок получил такой опыт. Но, с другой стороны, нужно подготовить хорошую мотивационную базу: «Зачем людям книги? Почему все дети учатся читать? Что дает чтение?» Ни в коем случае нельзя ребенка упрекать и сравнивать с другими детьми. Нужно поощрять его и хвалить за каждый маленький успех в освоении навыка чтения.

Поддерживаем интерес к книге и процессу чтения. В этом, как всегда, помогут игры.

«ЖИВЫЕ БУКВЫ». Пофантазируйте вместе и представьте, что буквы — не просто знаки и закорючки, а живые существа: они ходят друг к другу в гости, пьют чай, играют в прятки, поют и танцуют. Для этой игры вам понадобятся буквы из плотного материала: картона или дерева. Пусть ребенок сначала взаимодействует с ними в игре: например, буква «м» спешит навстречу к букве «а», получается дружная компания «ма». Хорошо, если ребенок знакомится с буквами и слогами сразу тремя путями: зрительно, воспринимает на слух, трогает руками.

«ЗНАКОМЫЕ И ДРУЗЬЯ». Закрепляйте теоретические знания на практике. Если вы выучили какой-то слог (допустим, «ка» или «мо»), ищите его в текстах книг, газет, журналов, в вывесках, этикетках и т. д. Таким образом, ребенок учится визуально воспринимать и узнавать выученный слог.

«ИЛЛЮСТРАЦИИ К КНИГЕ». Если ваш ребенок еще не умеет читать, но с удовольствием рисует, предложите ему проиллюстрировать книгу. Выберите ваше любимое произведение, рассмотрите все иллюстрации в книге, ее обложку. Затем предложите малышу нарисовать свою обложку. Возможно, у него свое художественное видение, и он представляет себе совершенно другую картинку. Также вы можете выбрать любимый эпизод. Прочитайте его и предложите малышу проиллюстрировать кусочек текста. Что дает эта игра? У ребенка появляется интерес к взаимосвязи слова и образа. Это важный момент при освоении навыка чтения. В представлении ребенка чтение — это увлекательное путешествие с оживающими словами.

«СТАНЬТЕ ГЕРОЕМ КНИГИ». Наверняка у вас уже есть любимые книги, зачитанные до дыр. Предложите ребенку стать одним из книжных героев. Во-первых, нужно подобрать костюм. Во-вторых, выучить фразы героя, копировать его поведение и характер. Попробуйте инсценировать сказку или рассказ. А если что-то забудете, загляните в текст, и он вам подскажет: а что же дальше было? В этой игре ребенок неосознанно тянется к тексту, учится пересказывать и осознавать, что книга дарит множество приключений.

Родительский опыт

«Я лично не знаю ни одного взрослого, который не умел бы читать... У меня, научившейся читать к 3,5 годам и к 14 «проглотившей» всю родительскую библиотеку, нежелание сына в 3 года учить буквы, ив 4 читать, вызывало ужас. Но я сдерживала свои педагогические порывы, чтобы не отбить охоту к чтению навеки. И вот, мы во 2 классе, читает — отлично!»

Похожие статьи:

Воспитание ребёнка дошкольного возраста

Как привить любовь к чтению детям 5, 6, 7 лет

Обучение математике детей 5, 6, 7 лет

Роль игры в развитии ребёнка

Развитие ребёнка в игре

Комментарии (1)
Лев # 19 мая 2013 в 19:54 +1

Произнесите подряд три слова, а затем произнесите подряд только их начала.

Например, скажите громко и четко: "Маска-листик-наволочка". А потом скажите лишь начала этих слов: "МА-ЛИ-НА".

Теперь попробуйте самостоятельно: Маска-шишка-наволочка бусы-маска-галстук галстук-зебра-тапки заяц-ножницы-заяц тигр-шишка-наволочка... Оказывается, обучать чтению можно поначалу вовсе без букв.

Научившись таким образом читать слоговые пиктограммы, ребенок затем очень легко овладевает буквенным чтением.

Ведь ему уже стало понятно, как из слогов складываются слова. На этом принципе строится новая методика "Ребус-метод". Лично мне в Германии встречалось множество взрослых людей, которые к 30-40-50 годам так и не научились читать.

К моему удивлению, у этих людей ничуть нет ощущения дискомфорта или нехватки чего-то.

Они прекрасно умеют получать информацию из других источников, и память у этих людей, должен сказать, очень хорошая, натренированная. На слух запоминают наизусть большие рассказы, кем-то прочитанные.

Некоторые из них таким образом даже закончили школы, не умея читать. На Западе это явление настолько распространенное, что никого не удивляет.