Воспитание ребёнка дошкольного возраста
Как заниматься развитием, воспитанием и обучением ребёнка от рождения до 6 лет. Автор всех этих советов по воспитанию и развитию детей дошкольников – педагог-новатор Павел Тюленев.
Для создания максимально благоприятных условий развития ребенка организовать путешествия младенца глазами по правильным маршрутам путем показа простых изображений, диаграмм и пр.
С первых дней в течение двух месяцев надо максимально упростить окружающую обстановку и дать возможность ребенку в то время, когда он не спит, рассматривать основные геометрические фигуры: линии, треугольники, четырехугольники, окружности, а также простые орнаменты, буквы. Эти простейшие фигуры относятся к «опорным образам».
Опорных образов насчитывается несколько типов (графические, звуковые, тактильные и т. д.) Далее они подразделяются на фундаментальные, которые должен освоить ребенок до того, как ему исполнится год, и специальные, которые он освоит позднее.
Изображения можно нарисовать на обычном листе бумаги, распечатать на компьютере, пользуясь схемами.
Надо прикреплять их в поле зрения малыша, чтобы перед ним были четкие простые изображения, а не замысловатые узоры ковров или обоев. Карточки следует показывать, как демонстрируют моду
Количество образов должно быть достаточно большим, а состав определяется планами родителей относительно ребенка, рекомендуемыми программами и заменяется родителями в довольно энергичном темпе, который зависит от реакции ребенка.
Малышу необходимы простые и оптимальные «маршруты» для движений глаз, чтобы приобрести опыт, научиться как можно быстрее распознавать образы. Не нужно задерживаться надолго.
Ожидаемый результат: ребенку впоследствии будет легче овладеть математическими понятиями.
Для дальнейшего развития логических и математических способностей начиная со второго, третьего месяца младенцу надо дать возможность привыкать к более сложным изображениям животных, цветов, растений.
Необходимо прикрепить к стенкам кроватки открытки.
Так же надо поступить и с изображениями букв различных алфавитов, иероглифов, математических символов и т. п.
Не нужно мешать ребенку разглядывать изображения. Каждый образ должен быть «озвучен», иметь свое название. Карточки будут использоваться многократно и должны быть приспособлены для «манипулирования» в старшем возрасте.
Ожидаемый результат: не будет проблем с успеваемостью в школе. Малыш запомнит эти символы навсегда и встретит их в будущем в книгах и в школе как старых любимых знакомых.
С целью заложить основу для деятельного характера постараться с 4—5 месяцев организовать любимую развивающую игру малыша «Игрушкобол» — сбрасывание и наблюдение малышом падения различных предметов — кубиков, мячиков и других игрушек из разных материалов — с края, а в дальнейшем с перил кроватки.
Желательно, чтобы самостоятельно переворачиваться на животик ребенок стал из любопытства: что это там гремит, после того как кубик куда-то делся от прикосновения?
Ожидаемый результат: избавление от будущих проблем инфантильности ребенка в школе, от отсутствия интереса к учебе и т. д. Малыш станет неутомимым исследователем, деятельным и любознательным.
С целью оптимального развития слуха и музыкальных способностей с 4—5 месяцев рекомендуется создать малышу условия для самостоятельного извлечения звуков.
Слева от ребенка за стенкой кроватки надо установить рекомендуемый музыкальный инструмент или синтезатор, дотрагиваясь до которого ребенок сможет извлекать мелодичные звуки. Однажды обнаружив такую возможность, он будет делать это систематически.
Нужно показать, как извлекать звуки, и называть их: это медведь, это волк, это заяц... Постепенно ребенок запомнит эти опорные звуковые образы. Можно создать домашний язык звуковых образов. Или нарисовать изображения этих образов двумя-тремя нотами на нотном стане в виде карточек и подписать крупными буквами, показать малышу одну карточку с нотами-образом, попросить сыграть «медведя» и т. д.
Зайдя к малышу и услышав, что он играет «медведя», можно изобразить его своими движениями.
Ожидаемый результат: через год-полтора малыш уже сумеет многим удивить и, возможно, будет к 3—4 годам обладать задатками композитора.
Если создавать малышу постоянную активную аудиторию и устраивать домашние концерты за ужином, ребенок вырастет музыкантом, и это значительно расширит его возможности в выборе профессии или бизнеса.
Ребенок будет отлично учиться в школе, если с возраста 5—7 месяцев организовать ежедневное рассматривание, перебирание большого числа рекомендуемых открыток, которые надо давать ребенку в кроватку после пробуждения или после еды. К тому времени как малышу исполнится год, открыток должно быть не менее ста, к двум годам — не менее пятисот.
Ожидаемый результат: избавление от всех проблем, связанных с работоспособностью детей, например в начальных классах школы и при выполнении домашних заданий.
Малыш сам сможет научиться читать к 2—2,5 годам, если с 6—7 месяцев дать ему возможность ежедневно самостоятельно играть со специальными комплектами карточной и магнитной азбуки с описанием развивающих игр, подробными рекомендациями.
Азбуку надо ежедневно ставить ребенку в кроватку во время его пробуждения, убирая из нее все остальные игрушки на два-три часа. Кубики не подходят — их лучше давать во второй половине дня для других целей: «Игрушкобола» и т. д. Через неделю после знакомства с азбукой можно вручить ребенку одну букву, несколько раз громко произнеся звук, который она обозначает. Это относится и к латинским, и арабским буквам, и к китайским иероглифам.
Словарный запас ребенка будет пополняться в несколько раз быстрее, если с 6 месяцев начинать ежедневно во время докармливания называть картинки, карточки и книги — своеобразное «чтение» во время еды. Рекомендуется показывать словари с картинками с надписями и карточки с буквами, цифрами или рисунками. Темп показа индивидуальный, по 5—10 слов на одно кормление. Кроме этого нужно использовать аудиокассеты, где записаны слова, демонстрируемые изображениями.
Ожидаемый результат: без каких-либо дополнительных затрат времени словарный запас вашего малыша составит много больше тысячи слов еще до того, как ему исполнится год, что во много раз превысит обычный запас слов ребенка. Можно одновременно осваивать несколько языков.
Дело в том, что зрительная, слуховая и тактильная память у младенца феноменальная, если его не отвлекают посторонние звуки и прочие впечатления. На время кормления нужно выключить телевизор, радио и попросить удалиться слишком шумных членов семьи. Очень важно, чтобы после кормления просмотренная книжка или карточки оказались у малыша «под рукой», на месте его игр. Он сам будет их просматривать как старых знакомых.
С целью подготовить ребенка к чтению в возрасте около 8—9 месяцев можно ежедневно играть с ребенком в игру «Принеси букву». Малыш приносит из соседней комнаты сначала одну, затем две буквы, составляющие слоги, и т. д. Эта игра кроме закрепления знания букв развивает физически: такая нагрузка ребенку просто необходима!
Наилучшие условия развития творческих способностей ребенка будут созданы при наличии электрической пишущей машинки или компьютера. Малыш должен иметь к ним доступ по 15— 20 минут в день с 1,5—2 лет. В этот период ребенок вполне способен начать перепечатывать и печатать отдельные буквы, слова, к изображению которых он привык. Опыт родителей показал, что дети с удовольствием с 1,5—2 лет ведут дневники на компьютере и пишущей машинке, а к 9 годам могут стать экспертами по компьютерным системам.
Все это, разумеется, возможно, если исключить компьютерные игры, кроме тех, которые рекомендуются с 5 лет.
Талантливого шахматиста легче всего начинать обучать с 1,5 лет. С ребенком можно играть в шахматы, поначалу ставя на доску по одной фигуре с целью «догнать» или поймать одной фигурой другую. Игра в такие шахматы осваивается очень быстро, и к трем годам малыш сможет неплохо разбираться в игре.
Воспитание качеств будущего руководителя можно начинать еще до 2 лет. Можно «руководить», например, пальчиком, указывая, куда идти во время закупок продуктов, какие предметы используются во время приготовления блюд, от заваривания чая или кофе до борща, запоминая эти процедуры. Сначала это комментируется и объясняется, а затем малыш молча показывает, что делать, а мама спрашивает и выполняет.
В 2 года малыш может складывать не только слова, но и предложения под диктовку из букв азбуки или печатать их на пишущей машинке или компьютере, начиная с самых простых: «мама», «папа», «дом», «каша» и т. д.
Одну из касс для картонных букв рекомендуется разместить на кухне — тогда малыш будет ежедневно радовать новыми сложенными из букв словами и предложениями. Можно научить своего ребенка делать «заказы» на лакомства и новые игрушки путем складывания их из букв.
Для того чтобы в будущем облегчить овладение естественными дисциплинами, в 2,5 года рекомендуются игры с пособием на основе периодической системы Д. И. Менделеева. Дети очень любят рисовать кружочки, но ведь в химии так изображают модели атомов. Их рисование позволит ребенку задолго до школы привыкнуть к химической и физической символике, позволит освоить многие новые слова и понятия. Применение им найдется сразу: в доме всегда есть предметы и вещи из различных химических элементов, и малышу будет что сортировать.
К примеру, можно разрешить ребенку ежедневно стелить периодическую таблицу на кухне — пусть малыш ползает по ней и задает вопросы, сортирует мелкие вещи, используя магнит для поиска железа.
Если в семье всего три человека, можно рекомендовать веселую игру: «На прогулке кислород встретил атом водород. В результате, как всегда, получается...» Малыш любит играть роль «кислорода» и ловит папу и маму, исполняющих движение атомов водорода, держа в руке по яблоку — «электрону». Когда он поймает яблоко, все весело кричат: «Вода!»
Таким образом обычная игра в догонялки превращается в новую современную игру, способствующую развитию интеллекта уже с 2,5 лет. Кстати, химия — самая развивающая наука, неисчерпаемый источник детских игр. Она поможет закрепить счет, грамоту и навыки рисования.
Научившиеся рано читать малыши с 2—3 лет могут вести дневник. На это у них уходит около 10 минут в день, поэтому лучше всего для этих целей подходит какой-нибудь простенький компьютер.
Чтобы поддерживать интерес ребенка к такому занятию, родителям стоит использовать определенные приемы, в том числе предлагать писать письма — например, родственникам или героям сказок, которые прочел малыш. Все его желания могут быть выражены в письменной форме — например, в виде «заказов волшебнику» на лакомства, новые игрушки.
В этом возрасте малыши с удовольствием начинают осваивать профессии звуко- и видеооператоров, любят снимать себя на пленку не меньше, чем популярные артисты эстрады. Если начинать рано, они прекрасно осваивают эти профессии уже к поступлению в школу.
В 4 года ребенок обнаружит потребность что-то сочинять, придумывать сказки, а родители могут стать их заказчиками и даже организовать в игровой форме домашнее «издание» произведений малыша. Примерно каждые два-три дня будет появляться новая история, которую все заслушают на домашнем литературном вечере.
К 5 — 6 годам дети могут самостоятельно осваивать программу начальной школы по имеющимся учебникам. Любопытно, что почти всех малышей увлекает математика: они к 7 годам самостоятельно проходят ее в объеме примерно до 5—7 класса.
В школе такие дети становятся незаменимыми помощниками учителей: они помогают более слабым ученикам, организуют конкурсы, олимпиады, редактируют школьные газеты, создают детские научные общества, словом, превращают школу в своеобразный детский научно-исследовательский институт по получению и применению новых знаний. Но что еще более важно, они прекрасно владеют основами предпринимательства, вопросами форм и методов управления обществом. Развитые дети легко осваивают различные системы самоуправления в классе и школах.
Павел Тюленев советует поощрять и всячески поддерживать такие устремления детей. Сегодня каждый из них имеет право сдать экзамены экстерном и освободить время для получения дополнительного образования: музыкального, художественного и др.
Если бы в системе образования, считает Тюленев, платили не за количество часов, затраченных на обучение, а за качество и уровень развития ребенка, за количество дополнительных навыков и умений, полученных им с целью повышения способности к адаптации в обществе, то ситуация мгновенно изменилась бы: педагоги превратились бы в специалистов, помогающих развитию интеллекта, заинтересованных в развитии одаренных детей.
Похожие статьи:
Как привить любовь к чтению детям 5, 6, 7 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!