Тематические игры для детей 4-5 лет в детском саду
Развивающие игры для детей средней группы ДОУ
Желательно, чтобы дети играли командами, а остальные наблюдали. Не следует часто вводить новые игры или варианты. Необходимо дать возможность освоить игру — «войти во вкус». Игру нужно закончить, как только воспитатель заметит, что интерес к ней падает.
Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности
Смотри и запоминай
Оборудование: игрушки.
На столе лежат игрушки. Ребенок запоминает, как и что лежит на столе, затем отворачивается. Воспитатель убирает некоторые из них, добавляет или переставляет игрушки, спрашивает детей, какие они видят изменения. Например: «Как игрушки раньше лежали?», «Чего не хватает?», «Что появилось?», «Стало больше или меньше игрушек?»
Начинать игру нужно с небольшого количества игрушек (4—5 шт.). Вариант. Дети играют по двое. Они по очереди говорят, какие видят изменения.
Узнаю цвета
Оборудование: цветные карандаши, разноцветные пластмассовые палочки, полоски из картона или плотной бумаги.
На столах лежат карандаши, палочки разных цветов или полоски из плотной цветной бумаги. На первом столе лежит образец. За вторым столом дети выполняют задание. С повторением игры увеличивать количество карандашей (палочек, полосок бумаги) и кучек.
Варианты
1. На первом столе около десяти карандашей трех цветов. Играющий смотрит на них 1—2 мин, затем воспитатель прикрывает их листом бумаги. На втором столе карандаши нескольких цветов. Ребенок берет по одному карандашу этих цветов.
2. На первом столе несколько (2—4) кучек карандашей одинакового цвета (2—5 шт.). Ребенок запоминает количество кучек и число карандашей в кучке. Воспитатель закрывает карандаши листом бумаги. На втором столе ребенок раскладывает карандаши так, как это было на первом столе.
3. Задание то же, что в варианте 2, только карандаши в каждой кучке определенного цвета.
4. На первом столе несколько (2—4) кучек карандашей. В каждой кучке два карандаша разного цвета. Цвета карандашей по кучкам повторять не нужно. Ребенок раскладывает карандаши на втором столе.
Примечание. Можно менять карандаши на пластмассовые палочки или полоски из цветного картона и плотной бумаги. Дети должны чувствовать материал, с которым они играют.
Запоминай: чем больше, тем лучше
Оборудование: цветные карандаши и бумажки, палочки, шарики, открытки, ленточки и игрушки.
Дети играют командами по 3—5 человек. На столе лежат карандаши, цветные бумажки, палочки, шарики, открытки, ленточки и игрушки.
Дети смотрят на предметы 1—2 мин, затем воспитатель прикрывает их листом бумаги. Один участник команды перечисляет, что запомнил, остальные раскладывают предметы на втором столе. Так играют все команды.
Для каждой команды дают новое задание, т.е. частично меняют предметы и их количество. Начинать игру нужно с 5—7 предметов. С повторением игры количество предметов следует увеличивать.
Побеждает команда, полностью вспомнившая все предметы.
Веселые изменения
Дети делятся на команды и строятся в две шеренги друг напротив друга.
Варианты
1. Дети первой команды внимательно смотрят 1—2 мин на детей второй команды, отворачиваются и говорят, кто с кем рядом стоит. Воспитатель может спросить каждого ребенка, с кем стоит тот или иной игрок.
2. Дети второй команды меняются местами. Участники первой команды поворачиваются и рассказывают, как те стояли раньше. Воспитатель расставляет детей так, как они стояли первоначально.
При повторе игры команды меняются местами.
Примечание. Перед игрой воспитатель помогает, подсказывает детям, на что нужно обратить внимание. Пример: «Как спокойно стоят рядом... (имена детей), особенно... (имя) в конце шеренги. ... (Имена) стоят рядом, они почти одинакового роста. Какое красивое платье сегодня у... (имя)». Воспитатель может задать вопрос одному из играющих: «Почему ты такой веселый?»
Зеркало
Дети строятся в шеренгу, воспитатель встает перед ними и показывает 5—7 фигур. Они внимательно смотрят и повторяют все движения. Разрешается делать четыре ошибки, после чего ребенок переходит в конец шеренги.
Светофор
Оборудование: 3 кружка из бумаги — зеленый, желтый и красный.
У воспитателя в руках 3 кружка из бумаги — зеленый, желтый и красный—«светофор». Дети встают в шеренгу, воспитатель перед ними. Он показывает зеленый кружок—дети топают («идут»); желтый—хлопают в ладоши (привлечение внимания); красный кружок — тишина.
Сначала нужно играть небольшими группами, а потом всей группой — будет очень весело.
Овощи с грядки
Оборудование: коробка, муляжи овощей.
В стороне от детей столик, на котором лежит коробка с муляжами овощей (по нескольку экземпляров).
Воспитатель загадывает загадки. Первый правильно ответивший подходит к коробке, вынимает названный овощ и возвращается на место.
Загадки
Шароватый, кудреватый,
На макушке плешь,
На здоровье съешь. (Капуста.)
Был ребенок —
Не знал пеленок,
Стал стариком —
Сто пеленок на нем. (Капуста.)
Лежит меж грядок
Зелен и гладок. (Кабачок.)
Сидит дед
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук.)
Кругла, а не луна,
Зелена, а не дубрава,
С хвостиком, а не мышь. (Редька.)
В землю крошкой,
Из земли лепешкой. (Репа.)
Красная девица
Сидит в темнице,
Зелена коса на улице. (Морковь.)
Что без боли и без печали доводит до слез? (Лук.)
Из меня один стреляет,
А другой меня съедает. (Лук)
Первое — нота, второе — тоже,
А целое на горох похоже. (Фасоль.)
Растет в земле тычина,
Богата витамином,
Кто ее съедает,
Тот здоровым бывает. (Чеснок.)
Хоть на вкус я горьковатый,
Любят грызть меня ребята. (Редис.)
Все загадки об одном и том же овоще можно прочесть сразу.
Дети должны понять, что об одном овоще можно сказать по- разному.
Примечание. Если ответ на загадку одновременно дали двое детей или больше, они вместе вынимают овощи из коробки.
Если загадка не отгадана, воспитатель объясняет ее суть, показывая муляж.
Игры-подражания и игры-распознавания
Ежик и лисица
Дети водят хоровод и поют песенку. В середине хоровода двое детей -— «еж» и «лисица». «Еж» встает на четвереньки и передвигается соответствующей походкой. Он старается коснуться «лисицы» — «уколоть иглами». Та говорит: «Дай переведу». «Еж» отвечает: «У меня две пары ножек. Сам я перейду».
Бежит ежик
Вдоль дорожек
Да скользит на льду.
Говорит ему лисица:
— Дай переведу.
Отвечает серый ежик:
— У меня две пары ножек.
Сам я перейду!
Чешская народная песня
При повторе игры «ежом» и «лисицей» становятся другие дети.
Птичка-синичка
Оборудование: веточки.
Воспитатель напевает песню или читает стишок. Дети поют только припев: «Чирик-чик-чик». Перед ними один играющий — «птичка- синичка», в одной руке («клювике») маленькая веточка. «Птичка-синичка» поднимает с пола и кладет на стульчик веточки. Чистит «перышки», машет «крылышками». В конце песенки «птичка-синичка» кладет последнюю веточку на стульчик.
Летит над полем птичка.
Чирик-чик-чик.
А что несет синичка?
Чирик-чик-чик.
Несет она травинку.
Чирик-чик-чик.
Зачем нужна травинка?
Чирик-чик-чик.
Несет травинку птичка.
Чирик-чик-чик.
Гнездо совьет синичка.
Чирик-чик-чик.
Осетинская народная песня
При повторе игры «птичкой-синичкой» становится другой играющий.
Сели звери под плетень
Дети сидят на скамейке, это ведущие. В стороне у «плетня» (перегородки) стоят «звери» («лиса», «зайка», 3—4 «ежа» и «медведь»), Дети показывают повадки животных. Ведущие хором декламируют потешку, а «звери» похваляются — произносят только свою строку.
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
— Поди догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
— У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь!
Русская народная потешка
При повторе игры «лисой», «зайкой», «ежами» и «медведем» становятся другие играющие.
Игры на развитие точности движений рук
Бери осторожно
Оборудование: круглые пластиковые палочки.
На столе несколько кучек из круглых палочек, один кончик которых цветной. Дети берут из кучки палочки и откладывают их в сторону, чтобы цветные кончики были обращены в одну сторону.
Варианты
1. В каждой кучке 10 палочек. Нужно переложить их по желанию детей.
2. Передвинуть палочки, сделать новую кучку.
3. Брать палочки названными воспитателем двумя пальцами и перекладывать.
4. В каждой кучке 10—15 палочек. Нужно положить их в ряд: цветной кончик одной палочки вверх, цветной кончик другой — вниз. Дальше в таком же порядке.
5. Нужно передвигать палочки по столу разными пальцами. Задание дает воспитатель.
Кубики в коробке
Оборудование: кубики, 2 коробки.
На столе 2 коробки, одна с кубиками, другая пустая. Первый играющий вынимает кубики из коробки и перекладывает их в другую коробку — ряд к ряду.
Так продолжается, пока не сыграют все дети. Не нужно спешить, важна аккуратность.
Воспитатель отмечает детей, которые сделали все хорошо.
Варианты
1. Перекладывать кубики одной или двумя руками.
2. Игра проводится в паре: первый играющий вынимает из коробки и перекладывает половину кубиков, второй возвращает кубики. Воспитатель отмечает лучшую пару.
Шарик — в обруч по дощечке
Оборудование: обруч, дощечка, шарики.
Дети делятся на команды по 7—10 человек.
У каждого играющего маленький шарик. Перед детьми лежит обруч.
Воспитатель кладет маленькую дощечку на обруч так, чтобы один ее конец касался пола с наружной стороны обруча. Получается маленькая горка.
Участники одной команды поочередно закатывают по горке шарики в обруч, подсчитывая количество попавших в него. Затем шарики закатывает следующая команда.
Так продолжается, пока не сыграют все команды.
Побеждает команда, закатившая в обруч больше шариков.
Игры на развитие координации
Повернись на месте
Дети строятся в шеренгу. Стоя на месте, они начинают топать (3—4 раза). Поворачиваются на 90° и шагают на пальцах. Снова поворачиваются на 90° и идут на пятках. Поворачиваются еще раз и шагают на наружной стороне стопы. Затем повторяют поворот и топают. Всё делается на одном месте с поворотами на 90°.
Ровно по кругу
Дети шагают друг за другом по кругу простым шагом, на пальцах, пятках, наружной стороне стопы, подняв руки вверх, заложив руки за голову, машут одной, двумя руками над головой (меняя руки по ходу движения).
Кружки и палка
Оборудование: палки.
На расстоянии шага ребенка воспитатель рисует несколько кругов, немного в стороне — маленькие кружки. Дети проходят по большим кругам, опираясь палкой на маленькие круги, не пропуская их. Можно нарисовать маленькие круги по разные стороны от больших. Можно вставать в круги двумя ногами — для отдыха. Каждый круг — это небольшие горы, которые покоряют, дети — альпинисты.
Варианты
1. Дети останавливаются в каждом круге двумя ногами. Перешагивают в следующие круги то правой, то левой ногой.
2. Дети перешагивают в каждый круг с правой (левой) ноги.
По туннелю
Оборудование: 3—4 стула, игрушки, кусок ткани или лист картона, коробка.
Воспитатель ставит в ряд 3—4 стула. Дети друг за другом проползают через получившийся «туннель». Желательно не задевать за ножки и сиденья стульев.
Стулья — «пещера», в которой можно найти «клад» (игрушку). С одной стороны «пещеру» закрывают картоном или тканью и кладут какую-нибудь игрушку. Дети «вползают в пещеру», забирают «клад», и спиной выбираются из нее. Играют поочередно. Желательно, чтобы игрушки были разные.
Вариант. Коробку («яму», «колодец»), в которой лежит «клад», ставят в конец «пещеры». Дети выползают из «пещеры», забирают «клад», разворачиваются и возвращаются по «туннелю»-«пещере» обратно.
Игры на развитие глазомера
Кольца — на ножки стула
Оборудование: 2—3 небольших кольца, стул.
У каждого участника 2—3 небольших кольца. На расстоянии нескольких шагов стоит перевернутый стул. Дети по очереди бросают кольца на ножки стула. Нужно накинуть их все на ножки, можно на одну.
Начинать игру следует с одного кольца и расстояния 1—1,5 м.
Распределите по возрастающей
Оборудование: 10—15 картонных полосок (палочек) разной длины.
У каждого играющего 10—15 картонных полосок (палочек) разной длины.
Варианты
1. Рассортировать полоски (палочки) по длине и собрать в кучки. Выигрывает тот, кто выполнит задание быстрее и без ошибок.
2. Разложить по порядку палочки: от маленькой до самой большой. И наоборот.
3. Провести соревнования с 2—3 детьми. Разложить палочки по длине по кучкам, но только с завязанными глазами.
Подвижные игры
Матрешка и кукла
Оборудование: 2 столика, 2 матрешки, 4 куклы.
Участники делятся на две команды. На столиках стоят матрешки. По сигналу первые дети от команд бегут к матрешкам, разбирают их и возвращаются. Вторые собирают матрешку и тоже возвращаются. Так продолжается, пока не сыграют обе команды.
Побеждает команда, закончившая сборку матрешки первой.
У команд по две куклы. Дети внимательно изучают одежду кукол.
По сигналу первые дети от команд бегут к куклам, раздевают их, аккуратно складывают одежду, укладывают в постель и возвращаются в команды. Вторые одевают куклу и тоже возвращаются. Так продолжается, пока не сыграют все участники.
Побеждает команда, первой отдавшая одетую куклу воспитателю. Расстояние от старта до стола — 3—5 м.
По грибы
Оборудование: городки, цветные диски.
Дети делятся на две команды. На расстоянии 4—5 м от игроков расположены городки, накрытые цветными дисками, — «грибы». У первых участников по одному диску другого цвета. По сигналу они подбегают к деревянным «грибам» и меняют «шляпки»-диски. Снятые «шляпки грибов» играющие передают участникам, которые подбегают и снова меняют местами с имеющимися. Так продолжается, пока не сыграют все участники.
Побеждает команда, первой закончившая игру.
Булава в круге
Оборудование: булавы или мячи.
Дети встают в колонну. В 3—5 м от детей воспитатель чертит небольшой круг, в который ставит булаву (мяч). Первый играющий получает другую булаву (мяч). Он бежит к кругу, меняет булаву на свою, возвращается и передает взятую булаву следующему игроку, а сам становится в конец колонны. Второй участник делает то же самое. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети. Ставить булаву нужно аккуратно, она не должна падать. Если ребенок уронил булаву, он должен ее поднять и продолжить бег.
Над головой
Оборудование: булавы, мячи или небольшие обручи.
Дети делятся на две команды и строятся в колонны. У первых участников по булаве (мячу, небольшому обручу). По сигналу они передают ее над головой назад второму игроку и далее по цепочке. Последний участник, получив булаву, бежит, встает в начале колонны и говорит: «Я здесь». Если ребенок уронил булаву, он должен ее поднять и передать дальше.
Побеждает команда, первой закончившая игру.
Вариант. Булаву передают обратно до первого игрока. Игра заканчивается.
Одна шляпа на команду
Оборудование: 2 шляпы, стул.
Дети делятся на две команды и строятся в колонны. Между ними стул. У первых участников на голове яркие шляпы. По сигналу вторые игроки снимают их, надевают на себя, и далее по цепочке. Последний участник, надев шляпу, бежит к стулу и садится на него.
Побеждает команда, первой выполнившая задание.
Попрыгаем в длину
Дети делятся на две команды и строятся в колонны. Воспитатель чертит на полу линию. Первая пара участников подходит к ней и одновременно прыгает в длину. Воспитатель отмечает длину прыжков. Выходит вторая пара, дети прыгают с того места, до которого допрыгнули предыдущие участники. Так все игроки пара за парой прыгают вперед. Побеждает команда, общая длина прыжков у которой больше.
Вариант. Первые участники команд делают с места двойной (тройной) прыжок, отталкиваясь обеими ногами. Выходит вторая пара, дети прыгают с того места, до которого допрыгнули предыдущие участники. Так прыгают пара за парой.
Побеждает команда, общая длина прыжков у которой больше.
Автор: Разумовская Ольга Константиновна
Похожие статьи:
Математические игры для детей 4-5 лет в детском саду
Сюжетно-ролевые игры в магазин в детском саду в средней группе
Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет
Театрализованная игра «Детский сад» в средней группе. Конспект
Нет комментариев. Ваш будет первым!