Сюжетно-ролевые игры в магазин в детском саду в средней группе
Игры в магазин для детей дошкольников 4-5 лет
На тему игр в магазин можно предложить блок игр-ситуаций «Делаем покупки», включающий различные виды предварительной и основной работы.
Блок 1. Игра-ситуация «Делаем покупки»
Предварительная работа. Воспитатель знакомит детей со специализированными магазинами: продовольственными (гастроном, хлеб, булочная, кондитерская и др.) и промтоварными (одежда, обувь, бытовая техника, спорттовары и др.). Педагог проводит дидактические игры «Определи, какой магазин?», «Кто что любит?», «Что надевать?» и др.
В дидактической игре «Кто на чем играет?» надо «купить» музыкальные инструменты и «сыграть» на них в оркестре; дети, покупая инструменты, находят карточки и накладывают их на большой карте в соответствии с купленным инструментом. Затем дети могут изобразить игру на том или ином музыкальном инструменте.
Вместе с воспитателем дети могут изготовить предметную среду для игры в магазин или киоск: муляжи продуктов (колбасу, баранки, фрукты, овощи и др.), прилавки, кассу, весы, компьютеры, товар, тележки, газеты и журналы.
Воспитатель может прочитать детям стихотворения и рассказы про магазин, торговлю товарами (Ю. Тувим «Овощи»).
Основная работа. Педагог вовлекает детей в сюжетно-ролевую игру.
Сюжетно-ролевая игра-ситуация «Магазин музыкальных инструментов»
Воспитатель приглашает всех желающих ребят в открывшийся после ремонта магазин музыкальных инструментов (инструменты заранее расставлены на полках).
1-й вариант
Воспитатель. В нашем магазине продаются только самые хорошие музыкальные инструменты. (Обращается к ребенку и показывает на витрину.) Что вы хотите купить? (Скрипку.) У нас есть разные скрипки, они красиво звучат. Вот послушайте. (Делает воображаемые движения и поет: «Ля-ля-ля...») А теперь посмотрите сюда, вот металлофон, он звучит, как колокольчик. Вам нравится? Попробуйте, поиграйте на нем. (Ребенок играет.)
(Воспитатель обращается к другому ребенку.) Скажите, какой инструмент вас сейчас интересует, и мы привезем то, что надо. (Показывает баян.) Вот это баян, он очень хороший, из Германии. Будете брать? Попробуйте сыграть, какой хороший звук! Ля-ля-ля... Я буду вам подпевать, и посетители нашего магазина сразу поймут, что вы хороший музыкант. Уважаемые покупатели, у нас в гостях известный исполнитель, баянист Игорь Иванов. Игорь, вы пришли со своими друзьями музыкантами? Тогда, может быть, вы сыграете нам хотя бы одну пьесу все вместе, с оркестром? (Воспитатель приглашает стоящих неподалеку детей сыграть на музыкальных инструментах. Дети-покупатели играют в шумовом оркестре, другие покупатели в качестве зрителей аплодируют.)
Кто хочет купить гитару? (Обращается к ребенку.) Скажите, какая гитара вам нужна, классическая или электрическая? Классическая. Сейчас придет настройщик, посмотрит, все ли в ней в порядке. Где же он? (Обращается к стоящему рядом ребенку.) Это вы настройщик? (Если ребенок не соглашается, то воспитатель находит другого, того, кто пожелает.) Ах, вы не настройщик, вы просто покупатель. А вот и настройщик. Будьте добры, посмотрите выбранную покупателем гитару. Как вы считаете, с ней все в порядке? Нет одной струны? Придется вам, покупатель, подождать. А вы, настройщик, позвоните на завод, где делают эти гитары, и спросите, когда они пришлют нам мастера для починки гитары. (Ребенок-настройщик выполняет поручение.)
(Педагог обращается к покупателю гитары.) Уважаемый покупатель, пока мы не можем продать вам инструмент, поэтому оставьте свой номер телефона. Как только мастер починит гитару, мы вам позвоним. Извините, до свидания. А сейчас, уважаемые покупатели, время работы нашего магазина заканчивается, завтра будем рады видеть вас снова!
2-й вариант
Воспитатель может использовать прием подключения к играющим детям, у которых «пробуксовывает» сюжет в семью или в магазин, взяв на себя дополнительную роль покупателя.
Воспитатель. Скажите, ребята, где тут открылся магазин музыкальных инструментов? (Дети показывают место. Воспитатель берет музыкальные инструменты и расставляет их на полках-столиках.) Тут хороший выбор музыкальных товаров. (Обращается к играющему в дочки-матери ребенку.) Вы, случайно, не продавец? Продавец! Тогда скажите, нет ли у вас хорошего барабана? Нет? А на складе? Не знаете? А можете туда позвонить? (Дает телефон (предмет-заместитель). Ребенок-продавец спрашивает по телефону, есть ли в наличии товар.) Когда привезут? Завтра? Тогда я приду. А еще я хотела спросить, есть ли у вас диски с музыкальными записями? Есть? А кто еще у вас продавец, который диски показывает? (Воспитатель обращается к другому ребенку, которого побуждает выступить в роли продавца.) Вы продавец? Покажите мне, пожалуйста, диски с записями музыки из мультфильмов. Моя дочка (показывает на куклу) очень любит их слушать. Какие песенки у вас есть? Про Чебурашку и крокодила Гену? Ой, как я люблю слушать эту песенку, и моя дочка тоже. (Можно включить настоящую музыку, слушать ее и подпевать.)
(Обращается к мальчику.) А вы тоже пришли в магазин за музыкой из мультфильмов? А какие вы собираете диски? С классической музыкой или эстрадной? С эстрадной? А какие песни вы любите больше всего? Быстрые? И я люблю быстрые мелодии. (Обращается к продавцу.) Скажите, если у вас есть быстрые эстрадные мелодии, пожалуйста, включите их, мы с покупателем их послушаем. (Продавец находит нужные диски, включает их, и все танцуют.) Вот спасибо. Приду в следующий раз, мне пора домой. До свидания.
Ситуации можно комбинировать, переводить одну в другую. Для упражнения во взаимодействии в ролевом диалоге можно разыграть обычную очередь в газетный киоск.
Сюжетно-ролевая игра-ситуация «Очередь в газетный киоск»
Воспитатель спрашивает у играющих в свои игры детей, нет ли у них свежей газеты. Если дети отвечают отрицательно, продолжает спрашивать, пока кто-нибудь не предложит ему предмет-заместитель вместо газеты. Воспитатель благодарит и показывает в «газете» то место, где пишется о путешествии знаменитого летчика, который летал в Арктику. Спрашивает у детей, не слышали ли они по телевизору, где находится Арктика. Предлагает внимательно посмотреть газету: там должно быть написано об изучении льдов. Педагог подзывает детей поближе к себе, наклоняется над газетой и «читает» вслух: «Вчера, находясь на ледокольном судне, научная экспедиция достигла Северного полюса. Ученые прибыли в Арктику, на Северный полюс для того, чтобы изучать природу этого края. В Арктике суровая погода: сильные морозы стоят очень долго, поэтому там трудно жить и работать. Целые полгода продолжается полярная ночь — солнце уходит и не светит долгое время. А потом приходит и наступает полярный день — солнце светит круглый день, и ночи не бывает».
Воспитатель говорит детям о том, что из газеты можно узнать обо всем, что произошло на земле за последнее время, поэтому люди и покупают газеты. Зовет детей в газетный киоск, в котором можно купить и новые журналы, где печатают рецепты приготовления пищи, так как многие мамы любят делиться рецептами новых блюд.
Воспитатель (обращается к девочке). Рита, ты не знаешь, как готовить овсяную кашу с земляникой? И я тоже не знаю. Но мне моя подруга сказала, что об этом можно прочитать в новом журнале «Лиза». Пойду покупать. Кто со мной?
Воспитатель договаривается с детьми, где будет газетный киоск, и они ставят там модуль. В роли киоскера может выступать кто-то из детей. Тут же выстраивается очередь. Воспитатель — первый покупатель и своим поведением дает образец роли. Педагог спрашивает у киоскера газеты, журналы. Киоскер учится отвечать, а затем ведет диалог с другими покупателями, стоящими в очереди. Воспитатель стоит неподалеку, занимает во второй раз очередь, объясняя это тем, что он забыл купить новую раскраску для дочки, и приглашает других мам приобрести эту недорогую и красивую книжечку. Воспитатель поддерживает диалог продавца с покупателями, вводя реплики и давая советы («Соседка, а вы не забыли, про программу телевидения? Она напечатана в сегодняшней газете»; «Уважаемый продавец, а мамам с маленькими детьми вы будете продавать газеты без очереди?»).
Так, используя косвенное руководство игрой, воспитатель может влиять на общение покупателей и продавца, и тогда ролевой диалог будет идти более активно.
Связь игр в магазин с играми на другие темы
Воспитатель наблюдает игру детей и подключается к ней в случае ее угасания. Ситуация игры на любую тему может включать в себя сюжет, связанный с покупкой газет. Это могут быть следующие примерные сюжетные линии в играх различной тематики:
— в играх в семью: папа внезапно вспоминает, что не купил газеты по дороге с работы домой, поэтому он выходит на улицу к газетному киоску или просит своего сына сходить за газетами;
— в играх в магазин: в продовольственном магазине есть лоток с газетами, в котором всегда можно по пути захватить свежую газету, модный журнал, детскую книжку-раскрашку;
— в играх в транспорт: водители-дальнобойщики, собираясь в дальний рейс, запасаются не только едой, но и прессой, чтобы было что почитать во время отдыха, поразгадывать кроссворды, узнать новости; это могут быть ситуации в поезде дальнего следования, когда пассажирам приносят утренний чай и свежие газеты, и тогда дорога не кажется утомительной;
— в играх в больницу: больные, долгое время проведшие свои дни в стационаре, не имеют сведений об окружающей жизни, хотят быть в курсе всех событий, и просят у родственников приносить им почаще газеты и журналы, которые продаются неподалеку от больницы; медицинские работники, которые, пользуясь тем, что газетный киоск находится близко, выбегают из больницы во время рабочего перерыва на улицу и просят у киоскера продать им газеты вне очереди, и очередь их пропускает;
— в играх в мастерскую или парикмахерскую: клиенты долго ждут своей очереди к мастеру, и это время ожидания тратят на чтение газет;
— в играх в почту: клиенты приходят покупать или выписывать газеты и журналы.
Похожие статьи:
Театрализованная игра «Детский сад» в средней группе. Конспект
Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет
Игра «Что такое хорошо и что такое плохо» для дошкольников 5-6 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!