Сюжетно – дидактические игры по экологии в детском саду в подготовительной группе

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Лес — единый природный комплекс»

С кем дружит ель в лесу

Цели:

— обобщить знания детей о дереве ели;

— объяснить детям, какую роль играет это дерево в жизни лесных зверей и птиц, как их питание и безопасность связаны с сохранением живой ели;

— воспитывать у детей бережное отношение к лесу, елям.

Оборудование: изображение ели и животных, которые с ней дружат (клест, синица, белка, заяц, лесная мышь, дятел), шишки ели, искусственная елка.

* * *

Воспитатель. Ребята, какой праздник скоро к нам придет?

Дети. Новый год.

Воспитатель. К Новому году украшают елку, а потом играют и веселятся возле нее, кладут под нее подарки.

Входит задумчивый, невеселый Старичок-Лесовичок, здоровается с детьми.

Старичок-Лесовичок. У меня в лесу очень красиво, елочки все в снегу, точно в серебре.., но мне грустно. Дело в том, что скоро праздник, и люди могут прийти в лес и срубить самые пышные елочки, чтобы нарядить их на Новый год. А без елочек очень плохо лесным зверям и птицам...

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, расскажи ребятам, какие лесные звери и птицы дружат с елью. Чтобы ребята хорошо их запомнили, я нарисовала ель и приготовила картинки лесных животных. Ты будешь рассказывать, а ребята — находить зверей и птиц и помещать их на ель или возле нее.

Старичок-Лесовичок. Согласен. Какая красивая ель, как живая! Послушайте загадку о лесном зверьке, который дружит с елью:

С ветки на ветку, быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал.   (Белка.)

Кто это?

Дети отвечают. Найдите белочку и поместите ее на елку.

Дети находят изображение белки и помещают на ель.

Почему она дружит с елью? Ель, как и все растения, цветет, потом у нее появляются семена. Вот здесь, в шишках. (Показывает шишку.) Семена маленькие, вкусные, маслянистые. Белочка берет шишку в лапки и грызет ее, потом бросает на землю. Под елками всегда можно увидеть шишки. Кто же будет их доедать, кто прибежит? Их доедают лесные мыши. Где у нас картинка с лесной мышкой?

Дети находят изображение лесной мыши и помещают под елью.

Они просыпаются, выходят из своих норок, бегают по снегу, ищут шишки. Еще семена елей любят птицы. И летом и зимой в лесу раздается «стук-стук». Кто это стучит по дереву?

Дети. Дятел.

Старичок-Лесовичок. Найдите картинку с дятлом.

Дети находят изображение дятла и помещают на ель. Дятел срывает шишку и несет в развилку между веточками. Долбит клювом по шишке и семечки достает. Синички тоже любят еловые семечки, подбирают те, которые уронил дятел. Синица может даже на лету поймать семечко. Посадите синичку на ель.

Дети находят изображение синицы и помещают на ель.

Есть в лесу необыкновенная птица, которая тоже дружит с елью, — это клест. (Показывает на картинке.) У него необычный перекрещенный, клюв, им очень удобно расклевывать шишки. У клестов зимой появляются птенцы. Гнездо птицы строят из веточек, а внутри выстилают пухом. Мама сидит на яйцах, чтобы они не замерзли, а папа-клест приносит для нее еду. Поместите клеста на елочку.

Дети помещают изображение клеста на ель.

А если люди придут и срубят елки, чем тогда будут питаться дятлы, клесты, мыши, белки, зайцы? Они ведь могут погибнуть! Весело нам будет без них? Что же делать? Новый год — такой чудесный праздник, ведь так славно веселиться у живой елки, она такая ароматная, красивая. Как поступить, чтобы и елку не губить, и праздник весело провести?

Воспитатель вносит искусственную елку. Старичок-Лесовичок восхищается ею.

Какая красавица! Пушистая! Совсем как живая! У меня таких елочек много в лесу.

Воспитатель. Ребята, может, эта елочка из леса?

Дети. Елку купили в магазине.

Воспитатель. Верно, а откуда она появилась в магазине?

Дети. Ее сделали на фабрике игрушек.

Воспитатель. Чем же она отличается от живой елочки? Чего нет у нее? А у живых елочек в лесу это обязательно есть?

Дети отвечают.

У настоящего дерева обязательно должны быть корни. Елочка корнями держится за землю, пьет воду, берет из земли питательные вещества, растет.

Старичок-Лесовичок. Чем вы украшаете елку? А сами сможете сделать игрушки?

Дети отвечают.

Значит, можно встретить Новый год с искусственной елкой. У кого дома уже есть такая елочка? А кто знает стихотворение про искусственную елочку?

Ребенок читает стихотворение «Живи, елочка!»:

Мне елку купили!

Мне елку купили!

В лесу на опушке ее не рубили.

А сделали елку на добром заводе

Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите,

Скорей поглядите

На елку из тонких серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой,

Блестящей и пышной,

Задень —

И она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,

Стоит на опушке,

Макушкой кивая.

Кому?

Никому!

Просто — ветру, метели,

Такой же красивой

Неспиленной ели!

И. Токмакова

Воспитатель. Ребята, если у вас дома нет искусственной елки, что вы можете сказать родителям? Можно попросить так: давайте вместо живой елки купим и украсим искусственную. Она тоже красивая, может стоять сколько угодно, с нее не будут осыпаться иголки, а живые елочки пусть растут в лесу и дружат со зверями и птицами.

Старичок-Лесовичок. Мне очень понравилось, как вы сегодня внимательно слушали и отвечали на мои вопросы. Вы еще маленькие дети, но можете сделать доброе дело — помочь сохранить живые елочки в лесу.

Старичок-Лесовичок благодарит детей, прощается и уходит.

Лес — многоэтажный дом

Цели:

— уточнить и расширить представление детей о лесе как многоярусном, многоэтажном «доме» — сообществе, где все растения и животные занимают определенную экологическую нишу и тесно связаны друг с другом;

— подвести детей к пониманию того, что животные обитают на разных ярусах («этажах») леса в зависимости от способов питания и защиты от врагов;

— воспитывать чувство единства человека и природы.

Оборудование: кукла Старичок-Лесовичок, модель «Лес — многоэтажный дом», картинки, вырезанные по контуру: животные леса, домашние животные, деревья, кусты, травянистые растения, грибы, овощи, комнатные растения, фланелеграф для составления модели леса, картинки с изображением правил поведения в лесу, засушенные осенние листочки, фонограмма: мелодии разного характера.

Предварительная работа:

— повторить с детьми названия знакомых лесных животных и растений и правила поведения в лесу;

— оформить выставку работ из природного материала, сделанных детьми под руководством воспитателей и родителей;

— выучить стихотворение Н. Красильниковой «Гость в лесу».

* * *

В группу входит Старичок-Лесовичок.

Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, ребята! Вы меня ждали? Ох! (Потирает шею.)

Воспитатель. Что с тобой, Старичок-Лесовичок, не простудился ли ты?

Старичок-Лесовичок. Смотрел на многоэтажные дома, вот шея и заболела. Объясните мне, ребята, как же в них люди попадают, ведь дома высокие, а у людей нет когтей, чтобы забраться, нет крыльев, чтобы взлететь?

Дети. По лестнице, на лифте.

Старичок-Лесовичок. Да, как интересно! Это у лифта есть когти или крылья?

Воспитатель. Нет, Старичок-Лесовичок. Лифт — кабина, внутри которой есть панель с кнопками. Человек входит в лифт, нажимает кнопку и тот поднимает его на нужный этаж.

Старичок-Лесовичок. Спасибо, что рассказали мне о многоэтажных домах. А у меня есть загадка про необычный дом. Сможете ее отгадать?

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом —

Чудеса увидишь в нем!  (Лес.)

Правильно! Это лес. Интересно, а сколько этажей в моем «зеленом доме»?

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, ау нас есть картинки. Давай с их помощью вместе с ребятами попробуем создать лес и посмотрим, какой «зеленый дом» у нас получится. Что же растет в лесу?

Дети выбирают деревья, кусты и закрепляют на фланелеграфе.

Старичок-Лесовичок. Ребята, мне кажется, что между деревьями и людьми есть что-то общее, но никак не пойму, чем же они похожи?

Дети предполагают: руки похожи на веточки, туловище на ствол, ноги на корень, большие деревья похожи на высоких людей и т.п.

У меня есть волшебные листочки, которые вас превратят в деревья.

Дети берут у него из мешочка засушенные осенние листочки.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, а мы знаем игру «Волшебное превращение».

Дети повторяют за воспитателем движения, следуя его указаниям.

Стоят деревья, тянут свои веточки к небу и тихо покачиваются.

Под спокойную мелодию дети не спеша покачиваются из стороны в сторону с поднятыми вверх руками.

Подул слабый ветерок, листочки зашевелились.

Темп мелодии убыстряется, дети покачивают только кистями рук.

Прилетела тучка и принесла с собой дождик. Застучали капельки по листочкам.

Под ритмичную мелодию, имитирующую стук капель дождя, дети быстро и резко поднимают, а затем опускают кисти рук.

Но вот дождик закончился, налетел ветер. Деревья качаются все сильнее и сильнее.

Под тревожную мелодию дети делают наклоны влево и вправо.

Вот ветер успокоился, выглянуло солнышко. Листочки улыбнулись солнышку.

Под спокойную мелодию воспитатель собирает у детей листочки.

Старичок-Лесовичок. Вот вы снова стали детьми. Воспитатель. Ну что, продолжим строить «зеленый дом»? Вот у нас есть деревья. И кусты вы правильно поместили под ними. А что еще растет в лесу?

Дети выбирают травянистые растения и грибы.

Куда же мы их поместим? А почему вы не берете овощи? Они такие яркие, украсят любой лес. А эти растения (показывает на комнатные растения) почему не берете?

Дети отвечают.

Воспитатель. Вот какой у нас получился высокий дом! Разные растения в нем как разные этажи. Где у нас самый высокий этаж? А самый низкий?

Дети отвечают.

В нашем «зеленом доме», как и в любом другом, есть «подвал». Кто догадается, где он может быть? Дети. Под землей.

Старичок-Лесовичок. Что-то скучно в доме, который вы построили. Кого-то в нем не хватает...

Воспитатель. В доме обязательно должны быть жильцы. А жильцами будут...

Дети. Животные и птицы.

Воспитатель. Интересно, а вы знаете, кто живет в «подвале», в земле?

Дети. Крот, лесная мышь, дождевой червь.

Воспитатель. Правильно! Мыши и кроты в земле делают норы, но мыши не постоянно живут в земле. Там у них кладовые с запасами. А еще в «подвале» живут черви, потому что им нужна влажная земля.

Старичок-Лесовичок. Ребята, а кто знает, в какую погоду черви выползают на поверхность и почему?

Дети. В дождливую погоду, потому что дождь заливает их норки.

Воспитатель. А сейчас мы с вами узнаем, кто живет на первом этаже. Для этого мы перенесемся в лес. Идем тихо-тихо, чтобы не вспугнуть лесных обитателей.

Звучит фонограмма голосов птиц. Дети двигаются тихой поступью и выполняют движения, о которых говорится в тексте:

Только в лес мы войдем —

Перед нами водоем.

Прыгать мы умеем,

Будем прыгать веселее.

Раз-два, раз-два:

Позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем...

Впереди из-за куста

Смотрит рыжая лиса.

Мы лисичку обхитрим —

На носочках пробежим.

Серый зайчик проскакал

И от волка убежал.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседе, шалунишке.

Раз-два, раз-два —

Вот и кончилась игра!

Кто живет на первом этаже нашего лесного дома?

Дети отбирают и выставляют картинки. (Волк, лиса, медведь, лось, заяц, лягушка, ящерица, еж, муравей.)

Старичок-Лесовичок. А знаете, почему больше всего животных обитает на первом этаже?

Дети. На первом этаже обитают животные, которые передвигаются по земле и на ней находят корм и жилье.

Воспитатель. Кто живет на втором и третьем этажах?

Дети. На втором этаже живут белка, куница. На третьем — сова, филин, дятел, сорока, ворона, клест, бабочка, комар, жук.

Воспитатель. Как они туда забираются, ведь в лесу нет ни лестниц, ни лифтов? Почему эти животные обитают так высоко?

Дети. Эти животные умеют лазать по деревьям или летать. Старичок-Лесовичок. Да, у белки острые когти, и она легко поднимается и спускается по стволам деревьев. А чем питается белка?

Дети отвечают.

Ну, молодцы! В дуплах старых толстых деревьев живут совы, дятлы, а маленькие птички делают гнезда на ветвях. Как вы думаете, почему птицы живут на верхних этажах?

Дети. Птицы умеют летать, питаются насекомыми, семенами шишек.

Старичок-Лесовичок. Вы правильно заметили, что на верхних этажах живут насекомые. Их в лесу очень много. Лучи солнца с трудом пробиваются через густые ветви, слабо освещают землю, поэтому травы под деревьями мало, земля покрыта опавшими листьями, хвоей. Насекомые и выбирают себе место для жилья там, где есть для них пища: свежие листья деревьев.

Где в лесу живут муравьи?

Дети. На первом этаже.

Старичок-Лесовичок. Правильно. Не все насекомые живут на верхних этажах. Вот мы и расселили лесных жителей в их многоэтажном «зеленом доме». Одним словом этот дом называется...

Дети. Лес.

Старичок-Лесовичок. Как видите, каждое животное занимает свой этаж. Там оно находит корм, жилище, спасается от врагов, выводит детенышей. В лесу всем хватает места. Все животные нужны друг другу.

А сейчас я превращаю вас в животных и объявляю игру «Забавные танцы».

Старичок-Лесовичок дотрагивается до каждого засушенным листочком. Звучит подвижная музыка, дети двигаются под нее, имитируя движения изображаемого ими животного. По окончании музыкального отрывка Старичок-Лесовичок снова «превращает» всех в детей, дотрагиваясь до каждого листочком. Молодцы, ребята! Знания у вас есть, и ловкость есть! Все вы умеете делать. А сможете ли вы дать ответ на мой сложный вопрос? Слушайте внимательно. Если вы ко мне придете в гости в лес, будете себя вести как хозяева или как гости?

Дети. Будем вести себя как гости.

Старичок-Лесовичок. Вот сейчас я и проверю.

Все подходят к столу, где лежат иллюстрации к правилам поведения в лесу.

Расскажите, что на этих картинках нарисовано?

Дети берут картинки и рассказывают, как надо и как не надо вести себя в лесу.

Воспитатель. Справились мы с твоим заданием, Старичок- Лесовичок? Наши ребята не только хорошо знают, как надо вести себя в лесу, но и могут прочитать поучительное стихотворение «Гость в лесу».

Ребенок читает стихотворение:

Я на кусте у родника

Не тронул сети паука.

Я поглазел на муравьев:

У них домище —

Будь здоров!

Я долго по лесу шагал

И никого не напугал,

Нигде воды не замутил...

В лесу я просто погостил!

Н. Красильникова

Старичок-Лесовичок. Очень хорошее стихотворение! Я вижу, что вы ребята умные, добрые и знаете, как вести себя в лесу. Мне кажется, что все лесные жители будут рады видеть вас у себя в гостях.

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, а у нас для тебя сюрприз! Подойди, пожалуйста, к этой выставке и посмотри, что ребята своими руками сделали из материала, который собрали с родителями в лесу, и из того, что ты нам приносил.

Все подходят к выставке. Каждый ребенок рассказывает, какую поделку он сделал, Старичок-Лесовичок всех хвалит.

Старичок-Лесовичок. Молодцы, ребята! Но нора мне возвращаться домой. Расскажу своим друзьям о том, как мы с вами интересно провели время, и какие замечательные поделки вы сделали своими руками. До свидания!

Дети прощаются с гостем и провожают его.

В гости к Старичку-Лесовичку

Цели:

— уточнить представление детей о жизненно важных потребностях человека и их удовлетворении: попросить выбрать только семь самых необходимых предметов для долгого похода в лес;

— научить детей аргументировать свой выбор, используя речь-объяснение;

— расширить представление детей о лесных растениях, которые можно использовать в походе для выживания.

Оборудование: хлеб, вода в бутылке, простыня, подушка, кружка, чайник, кошелек, ложки, мяч, какая-либо игрушка, настольная лампа, нож, топорик, пленка полиэтиленовая, мясные консервы, конфеты, аптечка, большая сумка или рюкзак, фонограмма звуков леса.

Предварительная работа: рассказать детям о туристах, о том, какое снаряжение и продукты они берут с собой в поход.

* * *

Воспитатель сообщает детям, что получила письмо от Старичка-Лесовичка.

«Здравствуйте, мои друзья. Я очень хочу с вами повидаться, но прийти не могу. У меня сейчас в лесу много дел. Приходите вы, я буду очень рад. Идти вам придется долго, я живу в самом дальнем лесу. Возьмите с собой семь самых нужных предметов. Когда будете выбирать их, думайте, как они помогут вам в лесу. Жду в гости.

Ваш знакомый Старичок-Лесовичок».

Воспитатель. Ребята, пойдем в гости к Старичку-Лесович- ку? Я приготовила много разных предметов, давайте выберем семь самых нужных.

Дети подходят к столам, где разложены предметы, и начинают выбирать. О каждом отобранном предмете дети рассказывают: зачем он нужен в походе, можно ли без него обойтись, каким другим предметом можно его заменить. Например:

• Можно ли в лесу обойтись без хлеба? (Можно.)

• Можно ли обойтись без воды? (Можно. Найти в лесу родник, ручей.)

- Что лучше взять: мясные консервы или конфеты? (Консервы. Вместо конфет можно поесть ягоды, рябину.)

• Нужен ли нож? (Да, срезать ветки, обстругать палочки, чтобы есть консервы.)

Воспитатель может задавать провоцирующие вопросы: «Может быть, взять мяч? Игрушку?»

Дети могут набрать более семи предметов. Тогда снова необходимо обсудить, что взять, от чего отказаться.

Предметы складывают в сумку (рюкзак), и дети отправляются в поход.

Под звуки музыки леса проводится игра-имитация похода по воображаемому лесу.

Неожиданно навстречу выходит Старичок-Лесовичок.

Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, ребята! Я вышел вас встречать. Вы, наверное, устали, дорога была дальняя. По узким тропкам шли? По бревну ручей переходили? По кочкам прыгали, чтобы через болото перейти? Садитесь, отдохните. Мне очень хочется узнать, какие предметы вы взяли с собой.

Дети достают предметы и рассказывают, почему взяли именно их. Старичок-Лесовичок хвалит детей. Молодцы, самые нужные предметы взяли. С ними можно в лесу несколько дней прожить. У меня для вас трудные вопросы приготовлены:

• Что можно найти в лесу съедобное?

• Какие лесные ягоды вы знаете?

• Какие грибы знаете? Какие грибы едят сырыми?

Вот и закончился ваш поход. Вы много узнали и можете рассказать своим родителям, друзьям, что надо человеку брать с собой в лес, чтобы не погибнуть и здоровым вернуться домой.

Воспитатель. Вам понравился наш поход в гости к Старичку-Лесовичку? Куда бы вы еще хотели отправиться в поход?

Дети отвечают.

Затем прощаются со Старичком-Лесовичком и отправляются в обратный путь.

Поход в зимний лес с ночевкой

Цели:

— уточнить представление детей о жизненно важных потребностях человека и их удовлетворении: попросить выбрать только семь самых необходимых предметов для длительного похода в зимний лес с ночевкой;

— научить детей аргументировать свой выбор, используя речь-доказательство;

— дополнить знания детей о рябине, клюкве, шиповнике — их люди могут найти в зимнем лесу;

— помочь детям осознанно применить новые знания в различных жизненных ситуациях.

Оборудование: хлеб, вода в бутылке, спички, простыня, подушка, чайник, котелок, ложки, вилки, топорик, мясные консервы, конфеты, печенье, аптечка, молоток, мобильный телефон, большая сумка или рюкзак.

Предварительная работа: рассказать детям об охотниках, туристах, путешественниках, о заблудившихся людях, которым приходится ночевать в лесу в разное время года, описать их действия.

* * *

Воспитатель говорит детям, что Старичок-Лесовичок давно не приходил к ним, и предлагает самим отправиться к нему в гости.

Воспитатель. Ребята, пойдем в гости к Старичку-Лесович- ку? Но сначала поговорим о том, кому приходится ночевать в лесу.

Дети. Охотникам, туристам, путешественникам.

Воспитатель. Собираясь в лес, в поход или на охоту, они думают, что нужно взять с собой, чтобы выжить в лесу. Как вы думаете, когда в лесу легче выжить — летом или зимой?

Дети высказывают предположения и аргументируют их.

Конечно, зимой труднее: холодно, кругом снег, нет ни ягод, ни съедобных растений. Я приготовила много разных предметов, вам нужно выбрать из них семь самых нужных. Назовите предметы и начинайте выбирать.

Выбранные предметы кладутся на стол. Дети могут советоваться друг с другом, доказывать, почему считают нужным выбрать именно эту вещь. Когда отбор закончится, воспитатель организует обсуждение.

• Можно ли в лесу ночевать без костра? Что нужно взять, чтобы развести костер? (Топорик, чтобы нарубить веток, спички, чтобы разжечь костер.)

• Мы будем идти долго, захотим пить и есть. Что лучше взять: мясные консервы или конфеты? (Туристы всегда берут консервы, это сытно, и их можно быстро разогреть на костре.)

• Надо ли брать с собой воду? (Можно растопить снег.)

• Что лучше взять: чайник или котелок? (Котелок, в нем можно разогреть тушенку, а потом вскипятить чай.)

• Чем будем есть консервы: руками или возьмем вилки, ложки? (Можно использовать обструганные палочки.)

• Мы отказались от конфет. Можно ли найти в зимнем лесу что-нибудь съедобное, вкусное? (Можно найти в лесу ягоды рябины. Они созревают осенью, их едят птицы, соболь, куница. Зимой ягоды рябины сладкие. С ними можно попить чай. Еще на опушке леса можно встретить кусты шиповника. Ягоды поспевают осенью и держатся всю зиму.)

• Чем полезны ягоды шиповника? (В них много витаминов. Если положить ягоды в горячую воду, получится вкусный, полезный чай.)

• Возьмем подушку и простыню? На чем будем спать? (На еловых ветках.)

• Будем ли раздеваться на ночь? (Нет, мы будем спать в одежде.)

• У нас нет палатки. Что будем делать, если пойдет снег, начнется метель? (Сделаем шалаш.) Кто знает, как сделать шалаш? (Срубить тонкие деревья, очистить от веток, поставить стволы вершинками вверх, сверху покрыть ветками пихты и ели.)

• Что еще обязательно возьмем с собой? Аптечку? Зачем? (В лесу можно пораниться о ветки.) Мобильный телефон? Зачем? (Если случится что-то опасное, позвоним и сообщим, чтобы нас спасли.)

• Мы выбрали топор, котелок, тушенку, аптечку, мобильный телефон, спички. Какой предмет возьмем седьмым? Одноразовые стаканчики, чтобы попить чай, хлеб или конфеты?

Дети выбирают. Складывают все в рюкзак или большую сумку.

• Мы пойдем пешком или на лыжах? (На лыжах: снег в лесу глубокий, без них будем проваливаться.)

• Мы можем встретить в лесу каких-нибудь птиц? (Клеста, снегирей, дятлов.) А сову? (Нет, она днем спит в укрытии.)

• Каких зверей и маленьких зверюшек мы можем встретить? (Лису, зайца, волка, белку, куницу, лося, лесных мышей.)

• Можем ли мы увидеть ежа, медведя, барсука? (Нет, они зимой спят.)

• Какие правила надо соблюдать в лесу? (Громко не разговаривать, чтобы не пугать животных, костер за собой потушить — забросать снегом, друг от друга не отставать, помогать товарищам.)

Надеваем спортивные костюмы, лыжи и отправляемся в путь.

Проводится игра-имитация: дети идут по узкой дорожке (лыжне), перелезают через поваленное дерево, скатываются с бугра (горки), видят чьи-то следы, узнают.

Неожиданно навстречу выходит Старичок-Лесовичок.

Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, ребята. Я вышел вас встречать. Вы, наверное, устали, дорога была дальняя. По узкой лыжне шли? Через поваленное дерево перелезали? С горки скатились? Никого не потеряли? Садитесь отдохните. Мне очень хочется узнать, какие предметы вы взяли с собой.

Дети достают разные вещи и рассказывают, почему выбрали именно их. Старичок-Лесовичок одобряет их выбор.

Молодцы, самые нужные предметы взяли. Без них зимой в лесу не выжить. Я хочу вас угостить клюквой. В своем лесу я знаю место, где много клюквы растет. Она поспевает осенью, люди ее собирают и осенью и весной, когда растает снег. Клюква очень вкусная и полезная ягода. Кто знает, что из нее готовят?

Дети отвечают. Затем пробуют клюкву. Старичок-Лесовичок прощается и уходит.

Воспитатель. Вам понравилась игра? Вы теперь знаете: чтобы зимой пойти в лес — надо хорошо подготовиться. Где вы можете применить эти знания?

Дети отвечают.

Надо помнить, что брать с собой, если по-настоящему придется идти в лес. Можно рассказать об этом своим друзьям, братьям и сестрам, кто не знает. Куда бы вы еще хотели отправиться в поход и почему?

Дети отвечают.

Как вести себя в лесу

Цели:

— закрепить правила поведения в лесу;

— уточнить и расшить представление о съедобных лесных ягодах и грибах;

— воспитывать уважительное отношение к лесу.

Оборудование: картинки с изображением лесных съедобных и несъедобных ягод: земляники, малины, черники, брусники, шиповника, волчьего лыка, вороньего глаза; грибов: боровиков, подосиновиков, подберезовиков, опят, лисичек, рыжиков, сыроежек, мухоморов; овощей, поспевающих в середине лета: гороха, бобов, моркови, репы, огурцов; садовых ягод: смородины, крыжовника, вишни, ирги и др.

* * *

Воспитатель. Ребята, вы много знаете о лесе, о том, что растет и кто живет в нем. О лесе люди говорят так: «Рощи да леса — всему краю краса», «По лесу ходи — под ноги гляди», «Лес не школа, а всех учит». Люди в лесу — гости. Они приходят за лесными дарами — грибами, ягодами, хотят подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой деревьев, полян. Но лес — это не город, не село. В нем можно заблудиться и даже погибнуть. Я хочу рассказать вам об одном случае, который произошел с двумя мальчиками, им было, как и вам, по семь лет.

Друзья, Саша и Паша, приехали в деревню к бабушке. Деревня им очень понравилась. В огороде поспело много разных овощей. (Найдите на картинках овощи, которые поспевают в середине лета. Кто из вас любит горох, морковку, репку, огурчики прямо с грядки?)

Дети находят нужные картинки.

В саду в это время созрело много разных ягод. (Найдите на картинках ваши любимые садовые ягоды.)

Дети находят нужные картинки.

Но в огороде и в саду не растут грибы.

Недалеко от бабушкиного дома был лес. Саша и Паша взяли корзинку, ничего не сказали бабушке и отправились за грибами. Они хотели бабушку удивить: принести полную корзину грибов.

Пришли в лес. Какая красота! Стали искать грибы. Дерево за деревом, кустик за кустиком. Друзья даже не заметили, как ушли далеко от тропинки. Кругом деревья, густые кусты, на земле — засохшие ветки. Стали искать дорогу, а ее нигде нет. Ходили, ходили, ноги исцарапали до крови, сели под дерево и заплакали. В лесу потемнело, скоро ночь наступит.

В это время бабушка приготовила ужин и позвала Сашу и Пашу, а они не отвечают. Посмотрела в огороде, в саду, на улице — нет мальчиков и корзины нет. Бабушка поняла, что они, не спросив разрешения, ушли в лес. Пошла она звать соседей на помощь — искать ребят.

В деревне жил дед Архип, у него была старая охотничья собака Шарик. Дед сказал: «Без собаки нам не найти ребят». Он надел на Шарика поводок, дал понюхать курточки Саши и Паши, и все пошли в лес. Долго пришлось им идти. Шарик нюхал, нюхал землю, искал следы. Вдруг бросился вперед. Дед Архип отпустил поводок, и вскоре все услышали радостный лай. Это Шарик нашел мальчиков. Они сидели под деревом. Одежда на них порвана, ноги исцарапаны, глаза опухли от слез. Ребята были голодные и измученные, не могли идти. Пришлось нести их в деревню на руках. Вот какой печальный случай произошел с Сашей и Пашей.

Ребята, вы знаете, что ходить в лес детям без взрослых нельзя. Взрослые, когда идут в лес на целый день собирать грибы и ягоды, берут с собой самое необходимое. Вспомните, что нужно взять с собой в лес?

Дети называют различные вещи и объясняют их назначение. Например: еда, фляжки с водой, спички или зажигалка, нож и т.д.

Что можно найти в лесу съедобное? Я приготовила много картинок, на них нарисованы лесные растения. Найдите ягоды, которые Саша и Паша могли отыскать и съесть.

Дети называют ягоды.

Если бы ребята встретили вот это растение с черной ягодкой (показывает вороний глаз) или вот такое с красными ягодами (показывает волчье лыко), могли бы они съесть их? Нет, это ядовитые ягоды, ими можно отравиться.

В лесу много грибов. Найдите картинки со знакомыми грибами.

Дети находят и называют грибы.

Можно ли их есть сырыми? Конечно, нельзя, но есть грибы сыроежки, найдите их. Они растут в любом лесу: и хвойном, и березовом, и осиновом, и даже на окраинах болот. Мы знаем, что в лесу много съедобных растений, и поэтому летом умереть от голода невозможно. Можно прожить в лесу несколько дней.

Заблудившийся человек погибает не от голода, а от страха, растерянности. Он начинает бездумно кружить по лесу. Не может вспомнить, где потерял тропинку. Поэтому есть важное правило: надо запоминать места, по которым шел, примечать какие-то необычные деревья, кусты, пни. Например, у дороги стоят две березы, близко прижавшиеся друг к другу. Дальше — муравейник, его тоже надо запомнить, еще огромный пень, мухомор с яркой шапочкой на самом виду. Так по приметам можно найти дорогу из леса домой.

А еще люди находят дорогу по солнцу. Они запоминают, где находится солнце, когда входят в лес. Например, солнце светит нам в затылок, значит, когда мы пойдем домой, оно будет светить нам в лицо. Вы знаете, что солнце не стоит на месте, «ходит» по небу. Если мы проведем много времени в лесу, солнце передвинется и на обратном пути будет светить нам не в оба глаза а только в правый. Понятно? В ясную погоду солнышко вас никогда не подведет!

Что же мы сегодня узнали нового? Правильно, мы узнали о том, как летом заблудившийся человек может выжить в лесу. Для этого надо знать съедобные ягоды и грибы. Еще вы узнали главное правило поведения в лесу: чтобы не заблудиться, смотри внимательно по сторонам — запоминай, по каким приметам можно найти дорогу домой.

Автор: Фeдoтoва Александра Михайловна

Похожие статьи:

Игры на развитие координации движений и мелкой моторики рук для детей 5-7 лет

Игры весной для детей подготовительной группы (6-7 лет) в детском саду

Экологическая игра в подготовительной группе

Развивающие игры в картинках для детей 6-7 лет

Игры на развитие речи для детей 6-7 лет в детском саду

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!