Игры на кухне. Консультация для родителей

Игры на кухне с детьми. Советы для родителей дошкольников

Когда мы — родители — на кухне гремим тарелками, режем разноцветные овощи, помешивая что-то на шипящих сковородках и в пыхтящих кастрюлях, а к нам приходит или приползает любимое чадо, что мы чаще всего стараемся сделать? Правильно, отправить его в комнату — играть, смотреть мультики или заниматься чем-то другим, по нашему мнению, более полезным и интересным. Нас можно понять — без ребенка мы справимся быстрее, да и порядка на кухне будет, несомненно, больше. Но экономя несколько минут, не лишаем ли мы себя и своих детей чего-то более важного?!

Посмотрите на себя глазами малыша: любимая мама занимается на кухне чем-то очень-очень интересным, а ему не позволяет присоединиться к этому священнодействию. Разве он жадничает и не дает нам свои игрушки? Когда мама позволяет ребенку помочь, почувствовать себя полноценным членом семьи, а не маленьким неумехой, он просто счастлив. Кроме того, будем честны сами с собой. Если наши дети не будут уметь делать что-то в 12-14 лет, то это произойдет не от их нежелания, а, скорее, оттого, что мы «благодаря» своей вечной спешке стараемся все сделать побыстрей и поаккуратней — сами. Очень часто мы лишаем маленького человечка шанса сделать свои первые полезные дела тогда, когда он сам этого очень-очень хочет.

Так давайте допустим маленьких экспериментаторов на кухню и посмотрим, чем же мы можем заняться вместе! Но сначала все-гаки усвоим несколько правил.

Правило первое и главное — все, что мы делаем вместе, должно приносить удовольствие и маме, и ребенку. Мы не нервничаем по поводу заляпанного пола и разбитых тарелок, спокойно относимся к тому, что ребенок может делать все медленно, принимаем с благодарностью результаты его труда и радуемся минутам, проведенным вместе. Возможно, человечек в разгаре процесса сорвется смотреть мультики, угощать кукол или строить дом, оставив после себя испорченные продукты и груду мусора. Для малышей это совершенно нормально. Они пока только учатся. И если мы готовы относиться к этому с пониманием, маленькие дети очень скоро превратятся в настоящих помощников и будут радовать нас своими успехами.

Для того чтобы помощь на кухне не осталась явлением эпизодическим, включаем в занятие, для нас будничное, игровые элементы.

1. Маленькому помощнику можно завести собственный фартук — как у мамы, но поменьше. Конечно, можно добавить еще косыночку для девочки и колпачок для мальчика. Но, вспомнив, что мы люди очень занятые, покупаем в магазине симпатичный небольшой по размеру фартук. Тесемку, которую одевают на шею, разрезаем пополам, те, что завязываются сзади, укорачиваем. Экипировка готова.

2. Ребенок — это ребенок. Поэтому на кухне неплохо найти место для кукольной посуды. Устав помогать маме, ребенок может с увлечением заняться приготовлением такого же обеда для своих игрушек. Или, если «порезанная» малышом картошка с маминой точки зрения не смотрится в салате, можно договориться, чтобы ребенок этой пищей «покормил» свои игрушки: «Они маленькие, пусть кушают в первую очередь. Положи им на тарелочки картошку! Можешь взять еще немного капусты — и получится настоящий салат! А мы с тобой покушаем чуть позднее».

3. Маленькому повару надо кого-то угощать. Значит, на кухне могут появляться игрушки. Мы договаривались так: «На кухне могут кушать резиновые игрушки — они любят купаться. Еще маленькие куклы. И небольшие машинки, которые никогда не ходят гулять. Твои пушистые зайчики не хотят кушать на кухне — они очень боятся испачкать свою красивую шубку. Им придется купаться, а потом долго лежать на горячей батарее и сохнуть. Лучше мы с тобой потом сделаем им морковки из бумаги. Хорошо?».

Посуда - это здорово!

Кто живет на кухне? Кастрюли и сковородки, крышки и банки, ложки и поварешки и еще много-много интересных мелочей. Если малыш спокойный, можно приготовить для него заранее несколько кастрюлек разного размера и крышки от них. Найти для каждой свою крышку, вложить одну кастрюльку в другую — чем такие задания хуже покупных головоломок? Главное, чтобы кастрюльки были достаточно легкими для малыша. Для этой цели также хорош набор разных по величине контейнеров с крышками. Если набора нет, малыш с увлечением может заниматься стаканчиками от йогурта и творожка, формочками для выпечки, пластиковыми банками из-под соли, меда и других продуктов. К этому комплекту неплохо добавить ложки и вилки — ложки можно металлические, вилки для спокойствия родителей лучше взять кукольные, одноразовые или специальные детские, с закругленными кончиками. Очень интересно барабанить ложками по закрытому контейнеру: сначала — по пластмассовой крышке. Переворачиваем — слушаем, как звучит барабан металлический.

И пока малыш на своем коврике под нашим присмотром разбирается со всем этим богатством, мы можем более-менее спокойно приготовить обед. Чтобы использовать этот нехитрый прием как можно дольше, посуду выдавайте группами — сегодня кастрюли, послезавтра — стаканчики. А потом эти группы перемешивайте, добавляйте новые элементы.

Если ребенок активный, ему доставит огромное удовольствие самостоятельно разобрать шкаф с посудой. В этом случае он сам решит, что ему интересно сегодня. Только стоит позаботиться о малыше и заранее убрать посуду стеклянную и тяжелую, острые и режущие предметы.

Прорезав раскаленным ножом отверстия в пластмассовой крышке банки, вы за 3 минуты сделаете неплохую развивающую игрушку. В такие отверстия можно опускать монетки. В этом варианте игрушка полюбилась нашим малышам позже. А сначала отверстия пришлось увеличить так, чтобы в них проходили крышки от небольших баночек — с детским питанием, майонезом и пр. Еще мы пробовали сделать отверстия для разноцветных геометрических фигур — деталей фабричных головоломок. Но, к нашему удивлению, крышки оказались намного интереснее.

Кстати, сейчас мальчишки с удовольствием складывают монетки и пуговки в симпатичные копилочки.

А зерна такие разные!

Немало сказано о пользе круп для развития мелкой моторики. Для таких игр у нас хранится большое плотное покрывало — чтобы было удобнее сидеть и легче собрать в конце игры рассыпанные зернышки, а также небольшие отдельные баночки с крупами — тогда крупу можно использовать несколько раз. Наши дети очень радовались при виде этих банок.

Крупы обычно перемешиваются в процессе игры, поэтому каждый раз мы насыпали их понемногу в пластмассовые контейнеры из-под творожка.

Чаще всего дети сами прекрасно занимаются с этим материалом: перебирают зернышки пальчиками, пересыпают их в кастрюльки, тарелки и бутылочки, смешивают. И, безусловно, иногда пробуют на вкус. Присматривать за дочкой почти не приходилось. Попробовав сначала на вкус зернышко гречи, она согласилась со мной, что лучше их варить — каша вкуснее. А вот младшим — мальчишкам- двойняшкам — первый опыт показался неубедительным. И время от времени они пытались «перекусить» зернышками. Однако заметив, что запрет скорее поддерживает их интерес, мы просто постарались переключить их внимание: показали, как зернышки шумят в закрытом контейнере, как по-разному стучат, падая в кастрюльку и на пластмассовый поднос.

Еще можно принести игрушки и кукольную посуду:

— Посмотри, к тебе в гости пришли игрушки! Накормишь их обедом? Ты, зайка, что больше любишь? Зайка просит фасоль (кладем на тарелочку одну фасолинку). Положи ему полную тарелочку! ...А куколке — рис. Ну-ка, где у нас рис? Правильно, положи зернышко сюда. ...Куколка съела зернышко, просит добавки. ...А Мишка любит гречу. Ему надо много гречи, он большой!

— А теперь игрушки покушали, пора кушать нам. Помоги мне, пожалуйста, убрать!

И убираем — крупу отсортированную — в баночки, рассыпанную на коврике — подняв коврик за края — в отдельную банку. Эта смесь нам еще пригодится — для творчества.

Oвощи и фрукты: лучше один раз попробовать, чем сто раз увидеть!

— Кстати, привезли хорошие наборы: овощи, фрукты, — доброжелательный продавец в любимом игрушечном магазине всегда помогает нам выбрать игрушки по вкусу и по средствам.

— Просто овощи? Пластмассовые?

— Да. С ними можно в магазин играть. И обед готовить.

— А зачем? — искренне удивляемся мы. — Есть же настоящие!

В этом же игрушечном магазине мы взяли другой набор в дорогу: разделочная доска, пластмассовый нож и овощи — две половинки, скрепленные липучкой. И полтора часа в поезде наши мальчики увлеченно их пилили и снова скрепляли. Но это в дороге. Дома двухлетние братишки с удовольствием помогут маме порезать овощи для супа и салата. На настоящей разделочной доске. Настоящим ножом.

Вы вспомните о безопасности и, безусловно, окажетесь правы. Дочь, когда была маленькой, на кухне вполне довольствовалась своим игрушечным набором с двумя ножами — деревянным и пластмассовым. Ими вполне можно было покрошить яичко или порезать вареную картошку. Мальчишки очень быстро поняли, что их ножи — не чета маминому, и очень настойчиво предлагали поменяться. Здраво рассудив, что рано или поздно наши исследователи все равно достанут желанные инструменты, мы завели специально для них два тупых ножа. Ими можно распилить огурец или яблоко, но очень трудно порезаться.

Вместо ножа малышам можно дать винегретницу (другое ее название — яйцерезка) — металлическую окружность с проволочной сеточкой, она встречается в магазинах. Резать вареные яйца и овощи с ее помощью и быстро, и безопасно.

На кухне очень много предметов для обсуждения. Мы не просто готовим, — мы беседуем. Называем каждый овощ- фрукт, рассматриваем его цвет, форму и строение, считаем и придумываем истории (подробнее см. игру «Раз — картошка, два — картошка...» ниже). А когда дети становятся постарше, играем в словесные игры.

Сейчас все, что режут маленькие помощники, обязательно с благодарностью идет в дело. И пусть в нашем фруктовом салате встречаются крупные куски банана, а мальчишки, бывало, плакали от лука, который им очень-очень хотелось порезать. Зато они, познав фрукты и овощи на зубок и наощупь, легко узнают их на картинках, а кроме того, чувствуют себя полноценными членами семьи, которые наравне со взрослыми участвуют в семейных делах — важных и интересных.

Ур-ра! Склад нашли!

Дети очень любят разбирать наполненные самыми разными предметами коробки или сумочки. И для того, чтобы дети были под присмотром и в то же время чем-то заняты, мы освободили несколько ящиков кухонной тумбочки. Освободили — но тут же заполнили предметами безопасными и, с точки зрения ребенка, интересными.

В нижнем ящике «поселились» крышки от баночек и контейнеров, две-три не тяжелых консервных банки. Небольшим контейнерам нашлось место тут же. Во второй положили новые наборы губок для мытья посуды, пакеты для завтраков в рулонах и прочие кухонные мелочи. В третьем ящике расположились пластмассовые детали кухонного комбайна, формочки для печенья и подобные им вещи.

Содержимое ящиков, конечно же, перемешивалось, к ним «приходили в гости» игрушки. Иногда мы сами убирали некоторые предметы и добавляли новые. Время от времени интерес к этим сокровищам остывал, потом разгорался вновь. И, когда детишки вырастали настолько, чтобы заглянуть сверху в очередной ящик, мы с улыбкой наблюдали их бурную реакцию: «Ур-ра! Склад нашли!».

Гаражи и домики

Для этой игры нам понадобятся любимые игрушки малыша — машинки, небольшие куколки или маленькие зверюшки.

Выдаем ребенку пластиковые контейнеры, пластиковые и жестяные банки, кастрюльки и объясняем, что все это — гаражи и домики. И игрушки никак не могут решить, кому где поселиться. Задача ребенка — расставить домишки на коврике — «построить город» — и помочь новоселам с выбором подходящего жилища.

Салфетки - источник творчества

Что может еще делать малыш на кухне? Положите перед ним несколько бумажных салфеток. Чем займется ребенок? Конечно, исследованием! Сначала развернет их, потом помнет, будет рвать на части... Беспорядок, скажете вы? Творчество, — ответим мы.

Полоски из салфеток можно завязать или накрутить кукле на волосы, — получается супермодная прическа.

Поставьте перед юным волшебником чашечку с разведенной красной или оранжевой краской, несколько кукольных блюдечек и пару резиновых игрушек — теперь можно готовить угощение. Мокрые салфетки легко принимают любую форму. Вспомним, какие фрукты и овощи оранжевого цвета, и сделаем для зайки конусы-морковки. Оранжевый апельсин получит обезьянка. А недозрелому помидору наверняка будет рад поросенок.

Можно поставить несколько чашечек с разными красками, а перед маленьким мастером положить лист бумаги. Мокрые разноцветные кусочки салфетки, прилипая к листу, составят объемный коллаж.

Дети постарше могут сложить салфетки особым образом.

1. Самое простое — попросить ребенка красиво и аккуратно сложить салфетки в салфетницу. Если та сделана в форме какой-то фигурки, можно разыграть небольшое представление. Например, салфетница-грибок кряхтит: «Ох-хо-хо, стар я стал, самому даже салфетки не положить красиво себе на спинку... Катринушка, ты поможешь?». Конечно, ребенок с удовольствием придет на помощь симпатичному старичку, тем более что тот не забудет поблагодарить девочку.

2. Если вы доверяете ребенку ножницы, попросите его разрезать каждую салфетку пополам, а уже потом все сложить. Занятие небесполезное и не быстрое — вы многое успеете, пока человечек учится управляться с ножницами. Кроме того, салфетки можно порезать не только на две, но и на четыре части, и даже на треугольники.

Раз картошка, два - картошка, или веселый счёт

Мы считаем все подряд: ложки и тарелки, когда накрываем на стол, вымытые кружки, картошку, которую чистим. Например:

— Сколько картошек нам надо для пюре? Десять. Давай вместе посчитаем: раз — картошка, два — картошка, три — картошка... А сейчас я буду чистить, а ты складывай картошки в кастрюлю. Заодно и пересчитаем: раз — картошка, два — картошка...

Складывать просто так не всегда интересно. Можно дать каждой картошке имя или считать ее каким-либо зверем, придумать историю:

— Раз — картошка. Эта картошка у нас будет зайчиком. Да? Ну-ка, прыг в кастрюлю!

Картошка возражает густым басом:

— Какой же я зайчик! Вы только посмотрите на меня! Я большая, толстая! Настоящий медведь! Я пошел в кастрюлю: топ-топ-топ...

Тут же учимся отнимать и складывать:

— Две картошки. Добавим еще одну картошку. Смотрим, сколько получилось?

Считаем между делом, ненавязчиво, словно это еще одна игра. Нам сейчас не нужны школьные оценки. Благодаря количеству повторений мы добиваемся понимания принципов счета и запоминания его результатов.

Чай с лимоном

Достаем лимон для чая:

— Смотри, лимон! Какой он? Ки-и-ислый! (Мимика усиливает сказанное.) А какого он цвета?

— Желтый!

— Правильно! Давай посмотрим, что еще на кухне желтого цвета?

Находим желтые цветы на кастрюле, желтого цыпленка на картинке, желтое полотенце. Смотрим в окно. Замечаем, что солнышко тоже желтое и листья на березке пожелтели.

Тем временем лимон порезан на дольки. Смотрим на них:

— Посмотри, какие получились дольки! На что же они похожи?

Здесь начинаем фантазировать. Первая реакция — дольки лимона похожи на солнышко: такие же желтые, круглые, и из центра словно лучики во все стороны расходятся. Можно еще подумать, на что они похожи. Можно «зацепиться» за форму:

— Круглые, как солнышко. А что еще у нас круглое? Правильно, тарелочка. И крышка от кастрюли. И циферблат на маминых часиках... Давай еще поищем, что есть круглого на кухне...

С ребенком постарше разберем разницу между кругом и шаром. Или поищем простые формы в сложных предметах.

А еще можно рассмотреть «капельки», из которых состоит долька лимона, и рассказать упрощенно и доступно о строении вещества. Вытаскивая семечко, вместе поудивляться тому, как из такого крохотного зернышка вырастает большое лимонное дерево, начинает цвести и само приносить такие же плоды. Однажды после такого разговора дочь воткнула зернышко в землю — подсадила к цветку. Маленький росток пересадили в отдельный горшок. Теперь она заботится о полуметровом растении, которое с гордостью именует «мой мандарин».

Долго ли мы пили чай с лимоном? Минут пятнадцать. А за это время успели побеседовать о вещах очень интересных. Не страшно, что не все запомнится с первого раза. Во- первых, вы вместе с пользой и удовольствием провели время — дети очень любят и ценят такие минуты. Во-вторых, ваш рассказ все равно повлияет на мировоззрение маленького человека, научит удивляться простым вещам, видеть в простом сложное, а сложное раскладывать на простые составляющие.

На кухне много интересного: электрические приборы, продукты — каждый со своей историей. Можно вспомнить, как попала к нам картошка, рассказать, что арбуз — это ягода, что в розетке «живет» электрический ток и отчего свистит кипящий чайник на плите.

Можно выглянуть в окно, побеседовать о временах года, вспомнить, отчего зимой так холодно (мы для наглядности брали апельсин и крутили его вокруг настольной лампы). А можно сказать, что мы и наше большое Солнце состоим из одних и тех же крошечных-прекрошечных частичек (их даже нельзя увидеть глазами). И, по одной из версий наших уважаемых ученых, все эти маленькие частички были когда-то одной большой-большой звездой, которая однажды взорвалась. И через много-много лет из этих частичек появились Солнце, и Земля, и другие планеты. И мы — люди. Так что можно считать, что наш человечек — это маленькая звездочка, которая дарит нам, его родителям и друзьям, свет и радость тем, что он есть, — и своими добрыми делами.

На подхвате

Какое удовольствие — готовить вместе с мамой! Чем может нам помочь ребенок на кухне?

Если готовим суп или салат — мыть овощи или резать их на кухонном комбайне (нажимать кнопочку, опускать морковку в комбайн — с одной стороны — просто, с другой — вызывает столько восторга у помощника!). Если режем вручную, можно взять две разделочные доски. Если доверяем ребенку, он может покрошить яичко, вареную картошку или попробовать порезать дольку сырой картошки под нашим присмотром. (Перед тем, как взять в руки нож, ребенок для безопасности должен хорошо сесть на стул (не на коленки!) или встать рядом с ним — в последнем случае разделочную доску положим на сиденье.) Если дать нож в руки страшно, шинкуем овощи сами, затем просим переложить все это в тарелку. Так как перекладывать можно долго, сами в это время режем на второй доске.

На завтрак каша? Чудесно! Ребенок будет есть ее с большим аппетитом, если ему позволят засыпать в кастрюлю крупу и помешать кашу ложкой (ребенок хорошо стоит на устойчивом стуле, кастрюлю поддерживает мама, огонь в это время убавлен до минимума, а ручка малыша, которая держит ложку, достаточно далеко от кипящей каши).

Человечку вполне по силам класть на каждый новый блин маленький кусочек масла. Или положить начинку в пирожок.

А еще мы очень любим готовить вместе сырники и котлеты. Вместе смешиваем ингредиенты, проговаривая вслух рецепт. Детям нравится лепить котлеты и обваливать их в панировке. Иногда малыши довольствуются тем, что просто подают фарш маме и сестре.

Обязательно сообщите всем, кто обедает с вами, что обед вы готовили вместе. И не забудьте — «спасибо» после еды должно быть адресовано не только вам, но и вашему помощнику.

Салат на завтрак своими руками

Ребенок постарше, которому доверяют нож, может сам приготовить салат,

Приятно, когда на десерт есть салат фруктовый. Режем кусочками любые фрукты: бананы, яблоки, сливы, груши. Заправить салат можно йогуртом, или смесью сметаны и варенья, или взбитыми сливками. Вкусно, полезно, и ребенок способен приготовить это блюдо самостоятельно.

Дети любят импровизировать. Дочь, взявшись сделать салат к обеду, добавила к традиционным огурцам- помидорам яблоко, морковь и немного сливы. Салат нам понравился. Но, главное, ребенок, который обычно салаты не жалует, съел с аппетитом большую порцию этого блюда.

Вкусно и красиво оформляем ужин

Приятно, когда ужин не только вкусный, но и выглядит привлекательно. Ребенку по силам украсить блюдо таким образом:

♦ Положить на край тарелки листья салата, на них выложить кружки огурцов и дольки помидоров.

♦ Отщипнуть маленькие веточки укропа и петрушки и красиво положить на блюдо.

♦ Сделать овощные пирамидки: на кружок помидора положить кружок огурца, сверху — кружок редиски.

♦ На кружке помидора каплями сметаны нарисовать «глазки», «носик» и «ротик».

♦ Разрезать небольшой огурец вдоль на 6-8 «лодочек» (это может сделать взрослый) и разложить их на большой тарелке в виде половинки цветка: лучики - «лодочки» выкладываются от общего центра в разные стороны. Если тарелка маленькая, «лодочки» можно порезать пополам и просто разложить по краешку.

♦ Порезать на «лодочки» редиску, разложить эти кусочки в виде цветов, между ними — веточки петрушки и укропа или порезанные на несколько частей «лодочки» огурцов.

♦ Сделать канапе из овощей.

Вариантов — множество! Творите, придумывайте, экспериментируйте! Ребенку будет очень приятно, что он и помог взрослым, и создал такую красоту!

Накрываем праздничный стол

Сделать праздничный обед или ужин приятным не так сложно. Такие нехитрые приемы иногда используем мы:

♦ Накрываем стол, как положено: под каждой тарелочкой — салфетка, слева — вилка, справа — нож. Маленьким детям, конечно, нож не нужен. Но салфеточке под тарелкой они необыкновенно радуются.

♦ Рядом с каждой тарелкой — салфетка, сложенная необычным образом.

♦ Раскладываем на тарелке овощи необычным образом.

♦ Если это вечер, зажигаем свечи. Обычно такой «романтический ужин» устраиваем после того, как вместе что-то испекли, а затем вместе убрали на кухне.

Автор: Иринa Aceeвa

Похожие статьи:

Организация игр детей в семье

Подвижные игры в домашних условиях для детей 5-8 лет

Развивающие игры в домашних условиях для детей 1-3 года

Игра на тему «Толерантность» для детского сада

Игры на улице для ребенка от 3 до 5 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!