Логические игры с детьми 5-8 лет
Играем в кляксы
Эта игра способствует развитию фантазии, творческого мышления ребенка, ассоциаций. Сделайте несколько чернильных пятен произвольной формы на разных листах бумаги. Покажите ребенку кляксу и попросите его придумать, на что она похожа. Рисунок можно переворачивать, но дорисовывать нельзя. Чем больше вариантов придумает ваш малыш, тем лучше.
Лишнее слово
Эта игра ориентирована на детей в возрасте 7 — 8 лет. Объясните ребенку, что он должен определить лишнее слово в приведенных ниже строчках.
Дуб, ель, малина, ясень.
Весна, минута, секунда, час.
Кошелек, тарелка, вилка, кастрюля.
Маленький, старый, дряхлый, ветхий.
Помидор, вишня, слива, груша.
Радио, книга, телевизор, магнитофон.
Рубашка, куртка, шапка, платье.
Смелый, отважный, храбрый, честный.
Хлеб, молоко, сметана, йогурт.
Шампунь, мочалка, зубная паста, мыло.
Играем в небылицы
Эта игра на развитие у ребенка внимания и фантазии. Вы рассказываете малышу о чем-либо, но в вашем рассказе должно присутствовать несколько небылиц. Например: «Иду я вечером по улице, дождик крапает, листочки розовые на деревьях поют. Вдруг с дерева спрыгнул крокодил и как закричит: «Чик-чирик, чирик!» И крыльями на меня машет. Я испугался и побежал домой». Пусть малыш объяснит, чего быть не может и почему он так думает. Потом можете предложить ребенку придумать подобный рассказ самостоятельно.
Делится или не делится
Эта игра ориентирована на детей 7 — 8 лет, уже начавших изучать математику. Она способствует развитию логического мышления и математических навыков. Скажите ребенку, что он должен хлопать в ладоши (поднимать руку, подпрыгивать на месте), если названное вами число делится на 2 (на 3, на 5, на 9) без остатка. После этого называйте разные числа, внимательно следя за реакцией вашего малыша.
Воздушные слова
Эта игра подходит для детей 7 — 8 лет, уже научившихся писать. Вы пишете простейшие слова в воздухе указательным пальцем. Пусть ребенок попробует записать получившееся у вас слово на бумаге. Такая игра способствует развитию навыков письма, внимательности.
Играем в сказку
Игра способствует развитию образного мышления и творческих способностей ребенка.
Предложите ему изобразить разные сказочные сюжеты. Объясните, что вы будете зачитывать (рассказывать) эпизод из сказки, а ваш малыш должен показать вам маленькую сценку. Например:
«Было у мельника три сына, и оставил он им, умирая, всего только мельницу, осла и кота. Братья поделили между собой отцовское добро без нотариуса и судьи, которые бы живо проглотили все их небогатое наследство. Старшему досталась мельница. Среднему — осел. Ну, а уж младшему пришлось взять себе кота». («Кот в сапогах».)
«Волшебница взмахнула своей палочкой и Золушкины лохмотья превратились в роскошный, затканный золотом и серебром наряд. Ее стоптанные башмаки превратились в хрустальные туфельки, словно предназначенные именно для бальных танцев. Золушка была ослепительно красива в своем наряде». («Золушка».)
Также можете предложить малышу изобразить сценку из его любимых сказок. Попробуйте догадаться, что вам показывает ребенок.
Пословицы
Эта игра рассчитана на детей в возрасте 6 — 8 лет. Предложите своему ребенку объяснить пословицы, как он их понимает. Среди пословиц можем предложить следующие:
Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь.
Что написано пером, того не вырубишь топором.
Скажешь — не воротишь; напишешь — не сотрешь; отрубишь — не приставишь.
От доброго слова язык не усохнет.
После дождика в четверг.
Новых друзей наживай, а старых не теряй!
Это еще вилами на воде писано.
Что посеешь, то и пожнешь. Что пожнешь, то и смолотишь.
Рассказываем сказки наоборот
Такая игра не только позабавит вашего ребенка, но и разовьет его фантазию. Вы переиначиваете название сказки наоборот, а ребенок должен дать правильное ее название. Переворачивать можно и имена главных героев. Например: «Квадратик» — «Колобок», «Соломенная птичка» — «Золотая рыбка», «Небоскреб» — «Теремок», «Больной Эхздоров» — «Доктор Айболит», «Собачка без шапки» — «Кот в сапогах» и т. д. Можете также предложить малышу придумать целую сказку «наоборот».
Найди слово
Предложите малышу поиграть в такую игру: вы называете начало слова, а он должен быстро его продолжить. Например, вы говорите: «Мя», малыш должен сказать: «чик». И так далее. Эта игра помогает развитию реакции, памяти и слухового восприятия. Можете усложнить игру, сказав, что называть можно только города, растения, животных.
Лабиринт
Игра рассчитана на ребенка 7 — 8 лет. Нарисуйте для ребенка лабиринт, который представляет собой непрерывную линию из 10 отрезков равной длины. Вертикальные и горизонтальные игры должны быть одинаковыми по длине. Затем опишите свой лабиринт, используя такие слова, как «вход», «вправо» и «влево». Ваш ребенок должен нарисовать такой же лабиринт.
Внимание, буква!
Эта игра подходит для детей 7 — 8 лет. Она ориентирована на развитие внимания, умения концентрироваться на поставленной задаче. Выберите любую букву алфавита и объясните ребенку, что будете задавать ему вопросы, а он должен отвечать только словами, которые начинаются на эту букву. Детей обычно увлекает такая игра. Можете меняться ролями с ребенком.
Сочинитель
Игра ориентирована на развитие творческих способностей и фантазии ребенка. Для этой игры возьмите книжку с картинками. Предложите ребенку изменить рассказанную в книжке историю, придумать новые события к картинкам. Пусть ребенок фантазирует! Вы можете попросить его подумать над заданием самостоятельно, а когда придумает, пусть расскажет историю вам. Можно ее записать.
Овечки — варежки
Игра ориентирована на детей в возрасте 7 — 8 лет. Предложите ребенку первое и последнее слово смысловой цепочки. Ребенок должен добавить слова, с помощью которых первое и последнее будут связаны по смыслу. Например, море — попугай. Вариант ответа: море — остров — пальма — попугай. Можете предложить малышу следующие пары слов: девочка — приключения; Африка — звери; овечки — варежки; семечко — яблоко.
Ерунда
В эту игру вам придется поиграть вместе с ребенком. Она ориентирована на развитие фантазии и творческого мышления. Предложите своему ребенку придумать события, которых на самом деле не существует. При этом каждое новое событие должно быть связано с предыдущим логически. Например, если вы, начав игру, скажете: «Утром я ходила гулять в лыжах и с зонтиком», ваш ребенок может продолжить: «А сейчас я поеду на речку на облаке».
Придумай сам
Игра рассчитана на ребят в возрасте 7 — 8 лет. Назовите три слова, совершенно между собой не связанные. Вашему ребенку необходимо составить как можно больше разных предложений, в которых будут использованы все три слова. Предложения могут быть простыми и сложными.
Цепочка слов
Эта игра ориентирована на развитие памяти и внимания. Поиграйте в нее с ребенком. Назовите любое слово. Ваш малыш должен повторить слово, названное вами, и добавить свое слово, которое начинается с последней буквы предыдущего. Таким же образом игра продолжается. Повторяйте слова в том же порядке. Проигрывает тот, кто ошибся. Победителем становится тот, кто верно запомнил все слова и назвал их по порядку.
Придумай сказку
Игра рассчитана на ребят в возрасте 6 — 8 лет. Она способствует формированию логического мышления и интеллекта ребенка. Предложите ребенку детский журнал или книгу и расскажите, как он может играть самостоятельно. Предложите его случайным образом открыть книжку и указать на любое слово. После чего ребенок должен придумать предложение, в которое включено найденное слово. Таким же образом придумывается и следующее предложение. В итоге у ребенка должен получиться связный рассказ. История может выйти очень интересной. Предложите малышу записать ее, украсить картинками и подарить другу или подруге, бабушке или папе на какой-нибудь ближайший праздник. Такое задание может надолго увлечь вашего ребенка.
Игра на внимание
Такая игра способствует развитию зрительной памяти, внимательности. Покажите малышу несколько мелких предметов: ручку, колечко, конфету, значок, наперсток. Попросите ребенка выйти из помещения и расставьте предметы на видных местах, но так, чтобы ребенок их заметил не сразу. Потом попросите малыша вернуться и как можно быстрее найти спрятанные предметы, сделав по помещению всего один круг. Такая игра способствует развитию внимательности и хорошей памяти. Играть в нее ребенок может и с друзьями.
Шалашик
Игра рассчитана на развитие мелкой моторики рук ребенка, а также задействует внимание, сообразительность и ловкость. Для игры вам потребуется 40 палочек длиной 25 см, красная, синяя, зеленая и желтая краски, кисточка и карандаш. Попросите ребенка раскрасить палочки таким образом, чтобы у него получилось 20 желтых, 12 красных, 5 зеленых, 5 синих палочек и 2 палочки в разноцветную полоску. Соорудите кучку-шалашик из разноцветных палочек. После чего предложите ребенку разбирать шалашик. Он должен вытягивать по одной палочке, стараясь при этом, чтобы шалашик не рухнул. Если шалаш рухнет, можно подсчитывать очки. Очки подсчитываются следующим образом:
— желтая палочка — 3 очка;
— красная палочка — 5 очков;
— синяя палочка — 10 очков;
— зеленая палочка — 15 очков;
— полосатая палочка — 20 очков.
У ребенка появится цель: набрать как можно больше очков.
В эту игру интереснее играть большой компанией. И если к вашему ребенку пришли гости, можете развлечь детей такой игрой.
«Да» и «нет» не говори
Эта старинная игра позволяет развивать внимательность. Объясните ребенку правила игры:
«Да» и «нет» не говори,
Черное и белое не бери.
После этого задавайте малышу вопросы. Например: «Вы поедете на бал?» Ребенок не должен отвечать словами «да» или «нет». Он может выбрать другой вариант ответа, например: «Может быть», «Наверное». После этого задавайте ребенку самые разные вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет», а также «белое» или «черное». Усложнить эту игру можно, если запретить произносить какую-нибудь букву. Если ребенок собьется, он меняется местами с водящим.
Буквы, буквы
Игра рассчитана на детей 7 — 8 лет, уже хорошо знающих буквы. Закрепите на стене большой лист бумаги с различными буквами. Поставьте перед ребенком задачу: за 10 — 20 с сосчитать, сколько раз на листе повторяется та или иная буква. Это задание развивает зрительное внимание и способствует закреплению знаний алфавита.
Забавное выступление
Игра рассчитана на детей 7—8 лет и более старших школьников. Предложите ребенку составить доклад по одной из приведенных ниже тем. В докладе должны присутствовать доказательства. Темы могут быть следующими:
Маленький таракан лучше большой мухи.
Каша — хорошо, а мороженое — лучше.
Если очень хочется, то можно.
Ребенок может и самостоятельно придумать темы для своих выступлений. Основная его задача — сделать доклад как можно более интересным и убедительным.
Составь слова
Предложите ребенку составить слова, в которых встречается несколько заранее определенных согласных букв. Согласные буквы можно переставлять в любом порядке. Например, выбраны буквы «н», «т», «к». Из этих букв получатся такие слова: танк, кант, кнут, ткань, нытик, нитка и пр. Пусть ребенок составит как можно большее количество слов, а вы проверите, насколько правильно была проведена работа.
Смешались буквы
Игра рассчитана на детей 7 — 8 лет. Напишите на листке бумаги разные слова, переставив в них буквы в произвольном порядке. Попросите ребенка восстановить написанные слова. Чем больше в слове букв, тем сложнее его восстановить.
Такая игра способствует развитию мышления и речи.
Изобретатель
Предложите ребенку карточки с изображением различных предметов. Дайте две карточки и попросите ребенка придумать, как использовать вместе нарисованные на карточках предметы. Например, из карточек, на которых нарисованы велосипед и лейка, можно придумать конструкцию, с помощью которой легко поливать грядки. Пусть ваш ребенок зарисует свое изобретение и как можно более убедительно расскажет о его использовании.
История наоборот
Предложите ребенку придумать какую-нибудь историю. Но не просто придумать, а начать с конца. Начните сами: «И жили они долго и счастливо», а ваш малыш пусть придумает, что быль раньше.
Преврати слова
Эта игра была придумана Льюисом Кэрролом. Она рассчитана на детей в возрасте 7—8 лет. Такая игра способствует развитию логического мышления. В начале игры на листке бумаги пишется любое слово. Оставьте место для нескольких других слов и под первым словом напишите второе, состоящее из такого же количества букв. Например, луна... поэт.
Предложите ребенку превратить одно слово в другое. Для этого следует сначала придумать новое слово, которое пишется таким же образом, как и первое, но за исключением одной буквы. Например: «слон» — «стон». Это слово пишется под первым. Оно затем «превращается» в следующее, и так — до достижения результата. Использовать в этой игре можно только существительные в именительном падеже. За один раз можно изменять в слове только одну букву. Например, превращаем луну в поэта.
ЛУНА
ЛУЗА
ЛОЗА
ПОЗА
ПОРА
ПОРТ
ПОЭТ
Игра в ситуации
Эта игра способствует развитию логического мышления и творческих способностей. Предложите ребенку рассмотреть различные ситуации, примеры которых приведены ниже. Задача вашего малыша — придумать, что могло привести к появлению подобной ситуации и чем она может завершиться.
Примерные ситуации:
Вернувшись из школы, ты увидел, что в коридоре стоит огромная коробка.
Когда Маша шла по темному лесу, она внезапно увидела яркий свет вдали.
Игорь позвонил однокласснику, но по телефону ему ответил незнакомый грубый голос.
Лена открыла тетрадь и увидела, что страница с домашним заданием исчезла.
Найди слова
Эта игра ориентирована на детей 7 — 8 лет. Предложите ребенку таблицу с записанными в ней наборами букв (анаграммами). Ребенок должен составить из набора букв слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы.
Старая сказка на новый лад
Предложите ребенку сочинить новый конец ко всем известным сказкам, таким как «Красная шапочка», «Курочка-ряба», «Колобок». Эта игра способствует развитию творческих способностей и мышления ребенка.
Играем с числами
Эта игра рассчитана на детей 7 — 8 лет. Предложите ребенку дописать числа в пустых клетках квадрата таким образом, чтобы суммы чисел по горизонтали и вертикали оказались равными. На первоначальном этапе занятий не выходите за первый десяток. Постепенно задачу можно усложнять. Вот пример простейшего квадрата-загадки.
Ответ:
Вписать числа нужно таким образом, чтобы сумма их в каждой колонке была равна 15.
Забавная математика
Игра рассчитана на детей 7 — 8 лет. Можете озвучить задания или предложить их ребенку в письменной форме, пусть размышляет. Задайте такие задачки:
Три лошади пробежали 20 километров. Сколько километров пробежала каждая из лошадей? (20 километров.)
Одно яйцо вкрутую варится 10 минут. Сколько минут необходимо варить 5 яиц? (10 минут.)
Сколько концов у двух фломастеров? (Четыре.)
Спички детям... игрушки
С помощью самых обыкновенных спичек можно надолго увлечь ребенка. Сложите из спичек 6 квадратов в два ряда таким образом, чтобы нижний ряд квадратов начинался под средним квадратом верхнего ряда. Предложите ребенку убрать две палочки таким образом, чтобы осталось четыре квадрата. Ответ: убирается верхняя палочка из верхнего среднего квадрата и нижняя — из нижнего среднего.
Загадки на сообразительность
Загадайте ребенку загадки, приведенные ниже. Вашему малышу придется подумать над ответами, ведь в этих загадках необходимо задействовать логическое мышление.
Как разделить 3 груши между тремя людьми так, чтобы одна груша осталась в корзине? (Необходимо одному отдать грушу вместе с корзиной.)
На какой вопрос невозможно дать утвердительный правдивый ответ? (Ты спишь?)
Под каким деревом спит заяц в лесу во время дождя? (Под мокрым.)
С какой птицы необходимо ощипать перья, чтобы получить сразу утро, день, вечер и ночь? (Сутки.)
У кого усы длиннее ног? (У таракана.)
Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон.)
Что сделается с белым шерстяным плащом, если его опустить на пять минут на дно моря? (Будет мокрым.)
Шесть ног, две головы, а хвост один. Что это такое? (Всадник.)
По чему утка плавает? (По воде.)
Автор: Лaринa О. В.
Похожие статьи:
Игры на логику для детей 8-9-10 лет
Развивающие игры для младших школьников 1-2 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!