Родительское собрание в 5 классе. Адаптация пятиклассников в школе. Конспект

Собрание для родителей учащихся 5 класса. Трудности адаптации пятиклассников к школе

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом... как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

Л. Кьюби

Задачи: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе; предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения: физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе; психологические трудности адаптации пятиклассников к школе; система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению; родительский практикум по проблеме.

Подготовительная работа: диагностика учителей (см. приложение); анкетирование родителей (см. приложение); оформление классного кабинета; полезная информация (см. приложение); рекомендации для родителей (см. приложение).

Оформление класса: на школьной доске — тема собрания; к собранию готовится выставка рисунков детей-пятиклассников на тему «Мои первые дни в пятом классе»; родительский комитет готовит фотовыставку «Ура! Мы — пятиклассники»; если родители класса снимали первый школьный день пятиклассников, то можно показать видеофильм.

Ход собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые мамы и папы!

Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации наших детей к школе. Какие физиологические и психологические трудности есть у пятиклассников, как обнаружить эти проблемы и решить.

II. Обсуждение первых впечатлений

Родители делятся друг с другом и с классным руководителем теми впечатлениями, которые оставили первые школьные дни в душе ребенка, говорят о позитивных и негативных моментах, которые произошли за этот период обучения.

Затем проводится родительский практикум в виде игры «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так:

«Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселись чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе, и назовите это чувство».

Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.

III. Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе»

Врач школы или приглашенные на собрание специалисты лечебных учреждений, психологи знакомят родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. Специалисты должны обратить внимание родителей на следующие моменты:

— изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

— быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

— изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

IV. Рекомендации для родителей 1 (см. приложение)

V. Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления»

Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.

Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.

Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.

Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты.

Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.

Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

VI. Рекомендации для родителей 2 (см. приложение)

VII. Подведение итогов

Приложение

Диагностика учителей

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается анкета, ответы на вопросы которой помогут подготовить родительское собрание пятиклассников на тему «Физиологические и психологические проблемы адаптации пятиклассников к обучению».

Постарайтесь быть объективными в оценке учебных умений пятиклассников.

1. Кто из учащихся-пятиклассников испытывает трудности в учебе по вашему предмету?

2. Соответствует ли отметка, выставленная ученику в начальной школе по предмету, его реальным знаниям и умениям?

3. Что, на ваш взгляд, является причиной проблем в учебной деятельности ученика по предмету, преподаваемому вами?

4. Что бы вы могли порекомендовать родителям учащихся для преодоления трудностей, связанных с изучением вашего предмета?

5. Какие формы оперативной помощи учащимся вы предлагаете? (Дополнительные занятия, консультации, стимулирующие и поддерживающие занятия.)

6. Когда родители могут обратиться за помощью в виде консультации (сроки, время)?

Данное оперативное анкетирование проводится спустя месяц-два после начала обучения в пятом классе. Оно позволит вовремя преодолеть негативные тенденции, связанные с потерей мотивации учебной деятельности учащихся-пятиклассников.

Анкетирование родителей пятиклассников

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

Полезная информация

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Причины медленной адаптации в 5 классе:

1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.

2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Рекомендации для родителей (1)

- Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

- Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.

— Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

- Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.

— Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

- Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.

— Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

Рекомендации для родителей (2)

— Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

— Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

— Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

— Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

— Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

— Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

— Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни:

— Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

— Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.

— Не дерись без причины.

— Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

— Играй честно, не подводи своих товарищей.

— Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

— Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

— Из-за отметок не плачь, будь гордым.

— С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.

— Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

— Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

— Старайся быть аккуратным.

— Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

— Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!

— Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет, и почему. Классный руководитель готовит для родителей анализ результативности учебной деятельности учащихся по материалам анкетирования учителей.

Каждый учитель, работающий в классе, готовит памятки для учащихся по своему предмету, а классный руководитель раздает их на родительском собрании.

Похожие статьи:

Родительское собрание «Роль отца в воспитании ребенка», 5 класс

Родительское собрание «Толерантность», 5-6 класс

Родительское собрание «Трудности адаптации пятиклассника в школе»

Родительское собрание «Ребенок и деньги», 5 класс

Родительское собрание накануне Нового года, 5 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!