Интеллектуальная игра для старшеклассников. Сценарий

Сценарий интеллектуальной конкурсной программы для учащихся старших классов и студентов «Зал интеллектуальных тренажёров»

Участвовать в конкурсе могут две, три или четыре команды.

Ведущий: Зал интеллектуальных тренажёров описал в своей замечательной книге «Тренировка ума» Том Вуджек. Книга эта вышла в издательстве «Питер» (Санкт-Петербург) в 1996 году. В ней собраны упражнения для развития интеллекта.

Автор пишет: «Тренировка ума, как и тренировка тела, включает в себя движение. Для тела движением являются разминка, бег, плавание, игра в баскетбол, тяжёлая атлетика — всё, что заставляет мышцы сокращаться и растягиваться.

Для ума движение есть полёт мысли — от предложения к заключению, от проблемы к решению, от вопроса к ответу и от ответа к вопросу, от одного состояния ума к другому»,

Давайте и мы сегодня откроем «Зал интеллектуальных тренажёров», чтобы выполнить хорошую гимнастику для ума.

Зал тренировки памяти

Конкурс «Детектив из словесного винегрета»

Приглашаются по одному-два человека от команды. Им вручаются листы бумаги и ручки. Ведущий зачитывает десять, пятнадцать или двадцать слов, тематически между собой не связанных. Записывать слова нельзя, их надо запомнить. Ребята должны придумать детективную историю, в которой надо использовать как можно больше предложенных ведущим слов.

На подготовку даётся время. Конкурс оценивается по двум позициям:

• содержание рассказа (по пятибалльной системе);

• количество употреблённых слов (по одному баллу за два или три слова).

Конкурс «Зрительная память»

Ребятам (по одному человеку от команды) предлагают посмотреть на рисунок в течение одной минуты.

Затем предлагают по памяти нарисовать один из них как можно точнее. На рисование даётся время.

Внимание! Можно предложить игрокам разных команд запоминать только один какой-то рисунок. При подведении итогов за каждую ошибку из пяти максимальных баллов вычитывается 0,5 балла.

Пока ребята сочиняют и рисуют, с оставшимися в командах игроками проводится конкурс.

Конкурс «Не ошибёмся!»

Рисунок состоит из отдельных квадратов.

Ведущий предлагает всем командам посмотреть на рисунок (маленький) и запомнить изображённые на нём девять фигур. Каждой из них присваивается номер:

- первый горизонтальный ряд: 1, 2, 3

- второй горизонтальный ряд: 4, 5, 6

- третий горизонтальный ряд: 7, 8, 9

Затем снимаются все планшеты с изображением фигур и перемешиваются.

Ребятам предлагается посмотреть на этот же рисунок. На нём ведущий показывает какую-то фигуру. Команда не поднимает карточку (листок бумаги), если этой фигуры не было на маленьком рисунке. Если же она была, надо написать на карточке (листке бумаги) её номер и поднять карточку вверх.

Внимание! Можно выдать командам заранее приготовленные карточки с цифрами от ноля до девяти. (Ноль показывается, если на малом рисунке отсутствовала такая фигура.) За каждый правильный ответ начисляется один балл.

Зал тренировки внимания

Это конкурс на концентрацию внимания. Участвуют по одному человеку от команды. Надо прочитать детский стишок, выполняя задания ведущего.

1. Вариант «А». Читать, пропуская каждое второе слово. Например:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плач:

Не утонет в речке мяч.

Наша ... громко ...

Уронила ... речку...

Тише,..., не ...,

Не ... в ... мяч.

2. Вариант «Б». Читать стишок, называя перед каждым словом его порядковый номер.

Например:

1 Зайку 2 бросила 3 хозяйка, —

4 под 5 дождём 6 остался 7 зайка.

8 со 9 скамейки 10 слезть 11 не 12 мог,

13 весь 14 до 15 ниточки 16 промок.

3. Вариант «В». Читать слова в строчке слева направо. Например:

Идёт бычок качается,

Вздыхает на ходу.

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Качается бычок идёт,

Ходу на вздыхает.

Кончается доска, ох,

Упаду я сейчас!

4. Вариант «Г». Читать слова, называя перед каждым словом количество букв, в него входящих.

Например:

5 Мишка 9 Косолапый 2 по 4 лесу 4 идёт,

5 Шишки 8 собирает, 6 песенки 4 поёт.

 

Этот конкурс — на распределение внимания. Участвуют по одному человеку от команды. Они по очереди садятся на стул.

Первый помощник ведущего по сигналу начинает качать маятник (груз на верёвочке) перед глазами игрока.

Второй помощник ведущего медленно читает какой-либо простой законченный текст из пяти-семи предложений.

Ведущий показывает игроку по очереди с небольшим интервалом три картинки с изображением какого-либо предмета.

По окончании конкурса игрок должен сказать:

• сколько всего раз качнулся маятник (влево, вправо — это уже два раза);

• что изображено было на трёх картинках;

• о чём говорилось в тексте.

Следующий конкурс. Этот рисунок ведущий показывает всем командам.

Надо молча переходить от самого простого рисунка к более сложным, складывая стоящие над ними буквы в слова. А прочитав фразу до конца, встать и произнести её вслух. Команда (или её член), быстрее справившаяся с заданием, получает два балла.

(Ответ: У тебя острый взгляд.)

Зал тренировки скорости мышления

Конкурс «Хитрые вопросы»

Ведущий задаёт их одновременно всем командам. Надо ответить правильно и быстрее соперников. За каждый верный ответ начисляется один балл.

1. Дважды двенадцать, как известно, двадцать четыре. А сколько раз можно вычесть по два из двадцати четырёх? (Один. Второй раз вы уже будете вычитать из двадцати двух.)

2. Сколько земли находится в яме шириной два метра, длиной два метра и глубиной два метра? (Нисколько. Ведь это же яма.)

3. Электровоз идёт на запад со скоростью шестьдесят миль в час. Ветер восточный. Скорость ветра сорок миль в час. В каком направлении: на запад или на восток — идёт дым? (У электровоза нет дыма.)

4. У тукана клюв длиной шесть сантиметров. Сколько туканов можно поместить в пустой клетке размером 2x2x2 метра? (Одного. Потом она уже не будет пустой.)

5. Назовите число, в котором одиннадцать тысяч, одиннадцать сотен и одиннадцать единиц. (12111 — двенадцать тысяч сто одиннадцать)

6. Какой знак надо поставить между написанными рядом цифрами «два» и «три», чтобы получилось число больше двух, но меньше трёх? (Запятую. Получится 2, 3.)

7. Какие целые положительные числа, если их сложить, дают больше, чем если их перемножить? (Всякая пара положительных чисел, из которых одно — единица.)

8. Верблюд в течение одного часа выдерживает ношу в десять пудов. В течение какого времени он выдержит ношу в тысячу пудов? (Он не выдержит такой ноши вообще.)

9. Восемь деревьев растут в ряд на расстоянии трёх метров друг от друга. Каково расстояние между крайними деревьями? (Двадцать один метр.)

10. В последний день до нашей эры родился человек. Через пятьдесят лет и один день он умер. В каком году его похоронили? (Во втором году нашей эры.)

11. В колесе десять спиц, а сколько между ними промежутков? (Десять)

12. У двух слепых был брат Иван, а у Ивана братьев не было. Кто же были эти слепые? (Сёстры Ивана.)

13. Что у хорошего шофёра ржавеет, а у плохого блестит? (Заводная ручка, или «кривой стартёр».)

14. Парень выходит из большого дома. Несёт в руке предмет. Навстречу ему другой. Спрашивает: «Шесть?». Парень отвечает: «Нет, семь». О чём разговор? (О гитаре. На ней семь струн.)

15. Человек купил в кассе билет на электричку, посмотрел на него... и выбросил. Почему? (Это глухонемой узнавал дату)

16. Чтобы увеличить спрос на ножи-картофелечистки, одна фирма придумала способ их быстрого исчезновения у хозяек. Какой? (Они были окрашены под цвет очистков.)

17. Чем сильнее его бьют по нужному месту, тем он лучше выполняет свою функцию. Что это? (Гвоздь.)

18. Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за пять минут? (Сто.)

19. Во время игры в прятки пятеро мальчиков спрятались в бочку из-под извести, семь — в бочку из-под зелёной краски, четверо — в бочку из-под красной и девять — в ящик из-под угля. Мальчик, который пошёл их искать, нечаянно упал в бочку из-под жёлтой краски. Сколько разноцветных мальчиков и сколько чёрно-белых мальчиков играло в прятки? (Двенадцать цветных и четырнадцать чёрно-белых.)

20. В одном мальчике помещается четыре бутылки пепси-колы. Сколько бутылок пепси-колы поместится в двенадцати таких же одинаковых мальчиках? (Сорок восемь.)

21. Папа, мама и старшие сёстры ужинают, а младший брат Васенька сидит под столом и пилит ножку стола со скоростью три сантиметра в минуту. Через сколько минут закончится ужин, если толщина ножки стола девять сантиметров? (Через три минуты.)

22. Инопланетяне, посетившие школу №141, резко отличаются от жителей Земли. У каждого из них по четыре руки, по четыре ноги и по две совести. На сколько меньше всего перечисленного у ученика этой школы Степана Стульчикова, если известно, что рук и ног у него сколько же, сколько у обычного человека, а совести нет совсем? (Шесть.)

23. Во время сильного дождя на остановке автобуса стояло двенадцать человек. Подкатил автобус и забрызгал грязью пятерых. Остальные успели попрыгать в колючие кусты. Сколько исцарапанных пассажиров поедет в автобусе, если известно, что трое так и не смогли выбраться из колючих кустов? (Четверо.)

Конкурс «Старинный счёт»

Перед глазами ребят рисунок.

Ведущий показывает по одной карточке с изображением чисел. (Они в старину записывались буквами, над которыми ставился специальный знак — «титло».)

В каждой команде один человек записывает эти числа современным способом. Чем старше ребята, тем быртрее ведущий показывает карточки. По окончании конкурса, помощники проверяют записи команд и объявляют результаты. За каждое правильно написанное число добавляется один балл.

Зал тренировки логического мышления

Конкурс «Логические задачи»

1. «Крашеная лошадь»

Однажды один человек отправился на охоту. Он поехал на прекрасной белой лошади, и у него было мощное ружьё для того, чтобы убить свою жертву. Однако зверь издалека увидел белую лошадь и убежал из-под выстрела. Охотник решил покрасить её в коричневый цвет. Он сделал это и вновь отправился на охоту. Но теперь ему не повезло ещё больше, чем в первый раз.

Почему?

Ответ: Хотя краска сделала лошадь не такой заметной, её стало очень просто почуять. Животные издали чувствовали запах окрашенной лошади и убегали, вообще не показываясь охотнику на глаза.

2. «Кто я?»

Когда вы смотрите пристально, вы не можете видеть меня. Если вы видите меня, то не можете видеть ничего больше.

Я могу заставить вас гулять, даже если вы не имеете такой возможности.

Иногда я говорю правду.

И иногда я лгу.

Но если я и лгу, то близок к правде.

Кто же я?

Ответ: Сон.

3. «Слепой человек»

Человек средних лет, в тёмных очках, с собакой-поводырём и белой тросточкой идёт медленно и осторожно по пешеходной дорожке очень оживлённой улицы ясным днём. У него прекрасное зрение, он не пытается спрятаться, и он не бандит.

Что он делает?

Ответ: Он репетирует роль слепого для съёмки в фильме.

4. «Породистый конь»

Породистый конь по кличке Ясный Дух — десятикратный чемпион Больших национальных скачек. Длина привязи от его шеи до другого конца — девять метров. Скирда сена удалена на двенадцать метров. Тем не менее лошадь способна лакомиться сеном, хотя верёвка не рвётся и не растягивается.

Как такое возможно?

Ответ: Другой конец верёвки ни к чему не привязан.

5. «Станция “Виктория”»

Брайан и Билл отправились от Восточного парка к станции метро «Виктория». Брайан поехал, уверенно держа руль, а Билл стартовал «на своих двоих». Движение было свободным, и, хотя Биллу пришлось пробежать часть дистанции, а Брайан ехал со средней скоростью сорок километров в час, они прибыли на станцию метро «Виктория» одновременно.

Как такое возможно?

Ответ: Брайан был водителем городского автобуса. Билл бежал, чтобы догнать автобус, догнал и стал его пассажиром.

6. «Разборчивая покупательница»

Перед самым закрытием женщина идёт по большому бакалейно-гастрономическому магазину и толкает перед собой тележку. Она останавливается возле разных полок, внимательно разглядывает различные товары и складывает их в тележку. Закончив, она покидает торговый зал, но не подходит к кассиру и ни за что не платит.

Объясните.

Ответ: Она и сама работает в этом магазине. Одна из её задач: убирать товары, срок годности которых истекает на следующий день.

Зал тренировки творческого мышления

Конкурс «Рациональный подход»

Командам предлагается решить творческие задачи.

1. Под низким мостом застрял грузовик. Его нельзя было подвинуть ни вперёд, ни назад, не повредив крышу. Шофёр грузовика пребывал в полном недоумении до тех пор, пока маленькая девочка не предложила ему простое решение.

Какое?

Ответ: Надо немного спустить воздух в шинах.

2. Для очистки трубы большого диаметра в неё запускают обломки кирпичей. Но иногда, особенно на поворотах трубы, крупные обломки кирпичей образуют пробки.

Как быть? Кирпичи должны быть крупными, чтобы хорошо чистить трубу, и не должны быть крупными, чтобы не образовывать пробку.

Ответ: Мелкие обломки кирпича смачивают и замораживают в крупные куски. Если они застревают, то, растаяв, рассыпаются и проходят трубу без задержки.

3. Пётр Первый спешно создавал Российский флот. Он строил корабли зимой и летом. Если летом спуск построенных кораблей с берега в воду по дощатому наклонному настилу проходил нормально, то зимой возникали сложности. Набрав скорость, корабль со всего размаху врезался в лёд. Лёд, даже тонкий, наносил деревянным корпусам кораблей значительные повреждения. Можно было предварительно делать большие полыньи, но это была длительная и утомительная работа. Российские корабелы научились спускать корабли зимой на лёд без ущерба для деревянных корпусов.

Как им удалось это сделать?

Ответ: Перед спуском судна его носовую часть поливали водой до образования ледяного панциря.

4. Однажды один шпион ночью пробрался в кабинет, где хранились секретные документы. Накрывшись плащом, он с помощью фотовспышки сфотографировал документы, а на оставшиеся кадры снял помещение. Проявив плёнку, он с ужасом обнаружил, что кадры, на которых должны быть изображены документы, безнадежно засвечены. Зато последние кадры получились отлично.

Как это могло произойти?

Ответ: Листы бумаги были покрыты люминофорным слоем. При освещении фотовспышкой он мгновенно выбрасывал пучок света, который и засвечивал плёнку.

5. Как очистить длинную проволоку от ржавчины, не применяя никаких специальных щёток или приспособлений?

Ответ: Две проволоки, несколько раз обвитые вокруг себя, протягиваются в разные стороны. В результате проволоки очищают сами себя.

6. По наклонному лотку скатываются кнопки остриём вверх. Некоторые из кнопок расположены остриём вниз. Нужно обнаружить неправильно лежащие кнопки и повернуть их.

Как это сделать?

Ответ: На наклонном лотке делается ступенька высотой в половину диаметра кнопки. Кнопка остриём вверх проходит этот порог без изменения положения, а кнопка, обращённая остриём вниз, обязательно перевернётся. В нижней части лотка все кнопки будут остриём вверх.

7. Это случилось в девятнадцатом веке. При строительстве железной дороги на ровном месте оказался огромный валун. Запрягли всех лошадей, но оттащить камень не удалось. Изменять трассу железной дороги нельзя.

Как быть?

Ответ: Рядом выкопали яму и в неё сбросили булыжник.

8. Робинзон Крузо нашёл пустую консервную банку и сказал: «Теперь я не буду просыпать утреннюю рыбалку. Я сделаю из этой банки будильник, который разбудит меня утром человеческим голосом».

Как это можно сделать?

Ответ: Можно положить банку на берег моря, закрепить на ней нитку, а другой её конец привязать к лапке попугая, который находится в клетке. Утренний прилив поднимет банку, нитка потянет лапку попугая, и тот вспомнит все слова, которым выучил его Робинзон Крузо.

Конкурс «Загадочный рисунок»

Командам предлагается посмотреть на изображения.

Можно повертеть их как угодно. И придумать к каждому изображению оригинальную подпись.

Внимание! Можно командам раздать по одному изображению и предложить составить как можно больше подписей.

Зал тренировки пространственного воображения

Конкурс «Чего не хватает?»

Командам предлагается посмотреть на рисунок и написать на листочках, чего, по их мнению, не хватает на рисунке до завершённости.

Листочки сдаются ведущему. Затем оглашается результат.

Конкурс «Через все точки»

Командам предлагаются листы бумаги с изображением четырёх точек. За одну минуту они должны нарисовать два треугольника и три четырёхугольника разной формы так, чтобы все четыре точки были бы на их сторонах.

Ответ можно увидеть на рисунке.

Конкурс «Полетели!»

Приглашаются по одному человеку от команды. Им показывают плакат — решётка, в которой сидит муха.

Ребята запоминают её местоположение, затем отворачиваются от плаката и смотрят в зал (можно завязать им глаза). По очереди они дают команду мухе, куда ей лететь. Это выглядит так: первый вверх, второй вправо, третий вниз и так далее.

Внимание! Условия! Все перемещения мухи игроки держат в уме. Нельзя называть то же количество клеток, которое указал предыдущий игрок, и нельзя давать команду лететь в противоположном от только что названного направлении, то есть, если первый игрок говорит «два вниз», нельзя давать команду «вверх» и называть цифру два.

Тот игрок, который даст команду, при которой муха «вылетит» за пределы игрового поля, выбывает с самым низким баллом. Игра идёт до одного победителя.

Закончить конкурс можно цитатой эссеиста Жозефа Жубера: «Образование — не только в расширении памяти и просветлении разума. Главная задача образования — научиться управлять своими желаниями».

Похожие статьи:

Игра «Эрудит» для школьников 9-11 класса с ответами

Интеллектуальная игра с ответами, 10-11 класс

Сценарий интеллектуальной игры для старшеклассников с ответами

КТД в школе. Примеры сценариев

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!