Тематический праздник «Русская речь» в 3 классе. Сценарий

Внеклассное мероприятие о культуре речи, 3 класс. Сценарий

Предметно-тематический праздник «Русская речь» для 3 класса

Ведущий: сегодня мы с вами собрались для того, чтобы решить вопрос: чем отличается речь культурного человека от речи человека, страдающего от плохого воспитания и недостатка образования. Какую речь приятнее всего слушать?

(Дети отвечают)

— Послушайте стихотворение Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля» и подумайте, почему мальчик Петя обиделся на ребят?

Автор:

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а

Петя: «Колидор».

«Дилектор входит в кабинет...»

«Закрой магазин на обед...» «Хозяйка моет стаканы...»

«Секет свеклу...»

«Пекет блины...»

Автор:

И до меня дошел черед:

Портфель он «портфелем» зовет.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя,

Ученик:

— Петя! — несется со двора, —

Тебе домой идти пора!

- Не трогай малыша, Петя,

Ведь ты большой, а он дитя!

Автор:

«Петя» обижен на ребят:

Петя: Скажите, в чем я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил,

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

(Дети отвечают на ранее поставленный вопрос)

Ведущий: Очень часто можно услышать, как кто-то неправильно произносит слова или употребляет их не по назначению. Приятно ли слушать такую речь?

— А какие пословицы на эту тему вы знаете?

Дети:

— Сначала подумай, а потом скажи.

— Коротко да ясно.

— Короткую речь слушать хорошо, под длинную думать хорошо.

— Языком не расскажешь, так и пальцами не растычешь.

— Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.

— И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.

— Язык мой — враг мой, прежде ума глаголет.

— Говорить не думая, что стрелять не целясь.

Ведущий: А из чего состоит наша речь? Вы знаете название многих частей речи и частей слова. Я предлагаю провести игру, которая покажет, насколько хорошо вы их знаете. (Проводится игра с карточками. На одних карточках написаны части речи, а на других части слова. Все карточки разложены на столах в хаотичном виде. Дети делятся на две группы, какая группа быстрее разложит верно карточки на две группы, та и победит)

Ведущие: На доске записаны предложения. Можно ли сказать, что в «заключено одно и то же смысловое значение?

Они обедают в три часа.

Они обедают три часа.

(В первом предложении числительное «три» указывает, когда начинают обедать. Отсутствие предлога во втором предложении показывает длительность действия)

Ведущий: А с какой частью речи предлоги не употребляются никогда? (Проводится игра «Кто быстрее?» Для этого на доске заранее записаны слова. Ученики должны их быстро записать в две колонки: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение:

Учитель, степь, конь, лошадь, армия, летчик, спутник, космос, планета, звезда, склонение, география, кран, поле, грач, молоко, медаль, зелень, трава, луг, цветок, сирень, гараж, плащ, печь)

Ведущий: Хочу вам, ребята, задать хитрый вопрос. Как заменить словосочетание «сухая трава»одним словом. Состоящим из четырех звуков, которые можно записать четырьмя буквами? (Сено)

Ведущий: Сегодня, друзья, у меня для вас приготовлено совершенно особое задание. Я вам предлагаю слова, а вы из них должны будете составить рассказ, интересный и обязательно веселый. Запомните эти слова: метро, пальто. Кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фортепьяно, пенсне, кафе.

1-й ученик: Тут и запоминать нечего!

2-й ученик: И сейчас из этих слов не только рассказ, мы поэму в стихах напишем! И не только стихи сочиним, но и музыку к ним.

1-й ученик:

Правильно! Музыку!

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру!

Слушай, а почему все смеются? Я что-то не так сказал? Ладно, исправлюсь, слушайте дальше.

2-й ученик:

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим опять в кине

Без пальта и без кашне.

А чего все опять смеются. Теперь ты говори.

1-й ученик:

А вернее: я и ты

Без пальта и без кашне.

2-й ученик:

Любит кина детвора,

Если в кинах кенгура.

Ходит-бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

1-й ученик:

Кенгуру в кафу зашел,

Занял там свободный стол.

2-й ученик:

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

1-й ученик:

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

А потом еще с мышом,

Бедным серым малышом.

2-й ученик:

Тут и взрослый, сняв пенсию.

Хохотал на всю киню.

Интересное кино!

1-й ученик: Жаль, что кончилось оно.

2-й ученик:

В гардероб пора бежать —

Будут польта выдавать!

Ведущая: Ну что ж, друзья. У вас получилась песенка как раз про то, как не надо говорить.

1-й и 2-й ученики вместе: Почему?

Ведущая: Да потому, что все эти имена существительные не склоняются, совсем не изменяются по падежам. Запомнили?

1-й ученик: Теперь все ясно, я понял, почему ребята смеялись.

Ведущая: Подождите, еще не все. Вот представьте себе: в зоопарке сидят шимпанзе — брат и сестра. Нельзя сказать, что брат — шимпанзе, а сестра — шимпанза. Нельзя потому, что по родам такие слова тоже не изменяются.

2-й ученик: Значит, эти слова вообще никогда не изменяются?

Ведущая: Никогда! И эти слова должны знать все ребята.

1-й ученик: А где же можно прочитать о том, как нужно произносить те или иные слова?

Ведущая: Вам помогут словари, книги по риторике автора Т. Ладыженской, по культуре общения Стернина. Вот послушайте двустишия И.А. Стернина и Е.И. Грищука о правильном употреблении слов и постановке ударений.

1-й ученик:

Чтобы было плоско,

Мы положим доску.

2-й ученик:

На столе лежит футляр,

В нем пилу держал столяр.

3-й ученик:

Он весь день за ней шпионил

Снова ничего не понял.

4-й ученик:

Прибежали звери,

Прислонились к двери.

5-й ученик:

У меня в ушах звенит.

Телефон весь день звонит.

6-й ученик:

Перейти здесь нелегко —

Здесь вода и глубоко!

7 ученик:

Кот нашел себе покой

В нашей новой кладовой.

Ведущая: Автор этой инсценировки Аркадий Хайт. Кто нам теперь скажет, какую роль в нашей речи имеет ударение?

(Дополнительный материал по теме «Ударение» для данного мероприятия можно взять из книги «Учим русский язык с увлечением» авторов Жиренко О.Е., Гайдиной Л.И., Кочергиной А.В)

Ведущий: Из-за нечеткого произношения иногда невозможно понять, о чем идет речь.

(Дети читают стихотворение Н. Матвеевой «Путаница»)

1-й ученик:

Вот бутон,

А вот — батон.

Вот бидон,

А вот — питон.

Ну, а вот - бетон.

2-й ученик:

В печке выпечен

Батон,

А в петлицу вдет

Бутон,

По траве ползет

Питон,

Молоко течет

В бидон.

А на стройке есть

Бетон.

3-й ученик:

Повтори и ты мне в тон:

Где бутон,

А где бутон,

Где бидон.

А где питон.

Ну и где — бетон.

4-й ученик:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаю повторять:

В печке выпечен Бутон,

По траве ползет Бидон,

Молоко течет в Бетон,

А на стройке есть Питон.

5-й ученик:

Нет, не так!

Нет, не так!

4-й ученик:

Ну, тогда вот так:

В печке выпечен

Бидон,

А в петлицу вдет

Питон,

По траве ползет

Бетон,

Молоко течет в

Батон,

А на стройке есть

Бутон.

5-й ученик:

Нет, не так!

Нет, не так!

Подскажите сами: как?

Разберитесь сами в том,

Где бутон,

А где батон,

Где бидон,

А где питон,

Ну, и где — бетон.

Ведущая: Веселый урок русской речи подходит к концу. Со всеми заданиями, которые выполняли, вы смогли справиться потому, что вам помогла грамматика, которую вы изучаете в школе.

Речь народа красная, будто ткань атласная,

Слово золотом расшито, жемчугом покрыто.

В речь затейную основу положил народ,

И от маленького слова гул большой идет.

Веками речь хранена, умом она гранена.

Просторов километрами промыта и проветрена,

Судьей надежным — временем — внимательно проверена,

Раздумьями обильна речь наша молодильная...

...У народа речь — союзница,

Он в нее всю душу влил,

В самом сердце, словно в кузнице,

Все слова он закалил.

Похожие статьи:

Классный час в 3 классе на тему: Труд

Тематический КВН в начальной школе, 3 класс

Конспекты внеклассных занятий для 3-4 класса

Классный час в 3 классе. История автомобиля

Классный час в 3 классе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!