Тематический праздник «Русская речь» в 3 классе. Сценарий
Внеклассное мероприятие о культуре речи, 3 класс. Сценарий
Предметно-тематический праздник «Русская речь» для 3 класса
Ведущий: сегодня мы с вами собрались для того, чтобы решить вопрос: чем отличается речь культурного человека от речи человека, страдающего от плохого воспитания и недостатка образования. Какую речь приятнее всего слушать?
(Дети отвечают)
— Послушайте стихотворение Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля» и подумайте, почему мальчик Петя обиделся на ребят?
Автор:
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а
Петя: «Колидор».
«Дилектор входит в кабинет...»
«Закрой магазин на обед...» «Хозяйка моет стаканы...»
«Секет свеклу...»
«Пекет блины...»
Автор:
И до меня дошел черед:
Портфель он «портфелем» зовет.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя,
Ученик:
— Петя! — несется со двора, —
Тебе домой идти пора!
- Не трогай малыша, Петя,
Ведь ты большой, а он дитя!
Автор:
«Петя» обижен на ребят:
Петя: Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
(Дети отвечают на ранее поставленный вопрос)
Ведущий: Очень часто можно услышать, как кто-то неправильно произносит слова или употребляет их не по назначению. Приятно ли слушать такую речь?
— А какие пословицы на эту тему вы знаете?
Дети:
— Сначала подумай, а потом скажи.
— Коротко да ясно.
— Короткую речь слушать хорошо, под длинную думать хорошо.
— Языком не расскажешь, так и пальцами не растычешь.
— Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.
— И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.
— Язык мой — враг мой, прежде ума глаголет.
— Говорить не думая, что стрелять не целясь.
Ведущий: А из чего состоит наша речь? Вы знаете название многих частей речи и частей слова. Я предлагаю провести игру, которая покажет, насколько хорошо вы их знаете. (Проводится игра с карточками. На одних карточках написаны части речи, а на других части слова. Все карточки разложены на столах в хаотичном виде. Дети делятся на две группы, какая группа быстрее разложит верно карточки на две группы, та и победит)
Ведущие: На доске записаны предложения. Можно ли сказать, что в «заключено одно и то же смысловое значение?
Они обедают в три часа.
Они обедают три часа.
(В первом предложении числительное «три» указывает, когда начинают обедать. Отсутствие предлога во втором предложении показывает длительность действия)
Ведущий: А с какой частью речи предлоги не употребляются никогда? (Проводится игра «Кто быстрее?» Для этого на доске заранее записаны слова. Ученики должны их быстро записать в две колонки: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение:
Учитель, степь, конь, лошадь, армия, летчик, спутник, космос, планета, звезда, склонение, география, кран, поле, грач, молоко, медаль, зелень, трава, луг, цветок, сирень, гараж, плащ, печь)
Ведущий: Хочу вам, ребята, задать хитрый вопрос. Как заменить словосочетание «сухая трава»одним словом. Состоящим из четырех звуков, которые можно записать четырьмя буквами? (Сено)
Ведущий: Сегодня, друзья, у меня для вас приготовлено совершенно особое задание. Я вам предлагаю слова, а вы из них должны будете составить рассказ, интересный и обязательно веселый. Запомните эти слова: метро, пальто. Кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фортепьяно, пенсне, кафе.
1-й ученик: Тут и запоминать нечего!
2-й ученик: И сейчас из этих слов не только рассказ, мы поэму в стихах напишем! И не только стихи сочиним, но и музыку к ним.
1-й ученик:
Правильно! Музыку!
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру!
Слушай, а почему все смеются? Я что-то не так сказал? Ладно, исправлюсь, слушайте дальше.
2-й ученик:
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим опять в кине
Без пальта и без кашне.
А чего все опять смеются. Теперь ты говори.
1-й ученик:
А вернее: я и ты
Без пальта и без кашне.
2-й ученик:
Любит кина детвора,
Если в кинах кенгура.
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
1-й ученик:
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол.
2-й ученик:
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
1-й ученик:
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
А потом еще с мышом,
Бедным серым малышом.
2-й ученик:
Тут и взрослый, сняв пенсию.
Хохотал на всю киню.
Интересное кино!
1-й ученик: Жаль, что кончилось оно.
2-й ученик:
В гардероб пора бежать —
Будут польта выдавать!
Ведущая: Ну что ж, друзья. У вас получилась песенка как раз про то, как не надо говорить.
1-й и 2-й ученики вместе: Почему?
Ведущая: Да потому, что все эти имена существительные не склоняются, совсем не изменяются по падежам. Запомнили?
1-й ученик: Теперь все ясно, я понял, почему ребята смеялись.
Ведущая: Подождите, еще не все. Вот представьте себе: в зоопарке сидят шимпанзе — брат и сестра. Нельзя сказать, что брат — шимпанзе, а сестра — шимпанза. Нельзя потому, что по родам такие слова тоже не изменяются.
2-й ученик: Значит, эти слова вообще никогда не изменяются?
Ведущая: Никогда! И эти слова должны знать все ребята.
1-й ученик: А где же можно прочитать о том, как нужно произносить те или иные слова?
Ведущая: Вам помогут словари, книги по риторике автора Т. Ладыженской, по культуре общения Стернина. Вот послушайте двустишия И.А. Стернина и Е.И. Грищука о правильном употреблении слов и постановке ударений.
1-й ученик:
Чтобы было плоско,
Мы положим доску.
2-й ученик:
На столе лежит футляр,
В нем пилу держал столяр.
3-й ученик:
Он весь день за ней шпионил
Снова ничего не понял.
4-й ученик:
Прибежали звери,
Прислонились к двери.
5-й ученик:
У меня в ушах звенит.
Телефон весь день звонит.
6-й ученик:
Перейти здесь нелегко —
Здесь вода и глубоко!
7 ученик:
Кот нашел себе покой
В нашей новой кладовой.
Ведущая: Автор этой инсценировки Аркадий Хайт. Кто нам теперь скажет, какую роль в нашей речи имеет ударение?
(Дополнительный материал по теме «Ударение» для данного мероприятия можно взять из книги «Учим русский язык с увлечением» авторов Жиренко О.Е., Гайдиной Л.И., Кочергиной А.В)
Ведущий: Из-за нечеткого произношения иногда невозможно понять, о чем идет речь.
(Дети читают стихотворение Н. Матвеевой «Путаница»)
1-й ученик:
Вот бутон,
А вот — батон.
Вот бидон,
А вот — питон.
Ну, а вот - бетон.
2-й ученик:
В печке выпечен
Батон,
А в петлицу вдет
Бутон,
По траве ползет
Питон,
Молоко течет
В бидон.
А на стройке есть
Бетон.
3-й ученик:
Повтори и ты мне в тон:
Где бутон,
А где бутон,
Где бидон.
А где питон.
Ну и где — бетон.
4-й ученик:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю повторять:
В печке выпечен Бутон,
По траве ползет Бидон,
Молоко течет в Бетон,
А на стройке есть Питон.
5-й ученик:
Нет, не так!
Нет, не так!
4-й ученик:
Ну, тогда вот так:
В печке выпечен
Бидон,
А в петлицу вдет
Питон,
По траве ползет
Бетон,
Молоко течет в
Батон,
А на стройке есть
Бутон.
5-й ученик:
Нет, не так!
Нет, не так!
Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ну, и где — бетон.
Ведущая: Веселый урок русской речи подходит к концу. Со всеми заданиями, которые выполняли, вы смогли справиться потому, что вам помогла грамматика, которую вы изучаете в школе.
Речь народа красная, будто ткань атласная,
Слово золотом расшито, жемчугом покрыто.
В речь затейную основу положил народ,
И от маленького слова гул большой идет.
Веками речь хранена, умом она гранена.
Просторов километрами промыта и проветрена,
Судьей надежным — временем — внимательно проверена,
Раздумьями обильна речь наша молодильная...
...У народа речь — союзница,
Он в нее всю душу влил,
В самом сердце, словно в кузнице,
Все слова он закалил.
Похожие статьи:
Классный час в 3 классе на тему: Труд
Тематический КВН в начальной школе, 3 класс
Конспекты внеклассных занятий для 3-4 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!