Развивающая игра для учащихся 2-3 класса

Развивающая игра для детей 8-10 лет «У камина»

Цель: формировать умение обсуждать проблему; развивать внимание, мышление, воображение, речь, коммуникативные способности; воспитывать нравственные качества.

Оборудование: рисунок камина со свечами на нем, два кресла, журнальный столик, несколько мягких игрушек, таблица, объясняющая значение слова «ток-шоу», сигнальные карточки, перечень нескольких пословиц, помещенный на доске.

Учитель. Сегодня мы поиграем в ток-шоу. Ток- шоу — это телепередача, в которой обсуждается какой-либо вопрос, проблема. В телепередаче принимают участие приглашенные в студию зрители. Наше ток-шоу называется «У камина». (Обращается внимание зрителей на изображение камина и свечей, на стоящие возле него кресла и журнальный столик.) Камин — это символ тепла и уюта. Возле него и разговор становится искренним, доверительным.

Учитель демонстрирует таблицу, объясняет значение слова «ток-шоу».

Представьте, что все вы не дети, а взрослые, серьезные люди, которые имеют достаточный жизненный опыт, умеют слушать, задавать вопросы, высказывать свое мнение, давать советы. Перед вами будут выступать дети, они расскажут о своих проблемах. Ваша задача — высказать свое мнение по данной теме, помочь герою разобраться в ситуации.

А ситуации, в которые попали наши гости, очень непростые. Разговор у нас пойдет о нравственности, то есть о том, что такое хорошо и что такое плохо. Надеюсь, это ток-шоу поможет вам задуматься о своих поступках, а кому-то и пересмотреть свое отношение к окружающим.

Вы готовы принять участие в серьезном разговоре?

В ваших руках — сигнальные карточки. С одной стороны их — изображен вопросительный знак, что означает «хочу спросить», с другой — восклицательный — «хочу сказать». Если у вас возникнет вопрос, то поверните карточку той стороной, где изображен знак вопроса, если захотите высказать свои мысли, дать совет, то поверните ее другой стороной, с изображением восклицательного знака.

Я начну передачу с притчи, которая как нельзя лучше подходит к теме нашего разговора.

Гвозди

Жил-был один очень грубый, несдержанный, агрессивный мальчик. Взрослым дерзил, товарищей обзывал, колотил, доводил до слез. Никакие уговоры матери вести себя прилично на него не действовали.

И тогда отец всерьез занялся его воспитанием. Однажды он дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда мальчик не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.

Как ни старался мальчик, но в первую неделю в столбе было уже 37 гвоздей. После подсчета мальчику стало стыдно.

На другой неделе он немного научился сдерживать свой гнев и вбил в забор гвоздей поменьше. С каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что лучше контролировать свои чувства, эмоции, чем вбивать гвозди. К тому же он заметил, что и отношение окружающих к нему изменилось в лучшую сторону.

Наконец пришел день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания и никого не обидел. Он рассказал об этом своему отцу, на что тот ответил, что теперь каждый раз, когда сыну удастся сдержаться, он должен будет вытаскивать из забора по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда мальчик радостно сообщил отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

— Ты неплохо справился, но видишь, сколько в заборе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него на душе остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Чему, по-вашему, учит эта притча? (Быть доброжелательным, никого не обижать, с уважением относиться к окружающим.)

Итак, встречаем первого гостя. Знакомьтесь: Славик.

Примечание. Героями ток-шоу заранее подготовлены проблемные истории.

Учитель предлагает гостю занять место в кресле, выбрать одну из мягких игрушек на журнальном столике и во время рассказа держать ее в руках, чтобы она помогла ему справиться с волнением.

Славик. Меня зовут Славик. Вчера дома я не мог решить задачу, а сегодня утром списал решение у Ани.

Учитель Андрей Ильич вызвал меня к доске и попросил объяснить, как надо делать задачу. Долго я стоял у доски, но ответа от меня учитель так и не дождался.

Посмотрел Андрей Ильич в мою тетрадку. Увидел, что задача решена правильно. Понял он, что задачу я списал и поставил мне двойку. Ну почему мне так не везет? Учитель. Проблема ясна. Переходим к обсуждению.

Реплики зрителей.

— Почему, списывая решение у Ани, ты не попросил ее объяснить его тебе?

— Славик, а ты часто списываешь?

— Списывать очень некрасиво. Списать — это почти то же, что украсть.

— Ты поступил нечестно, Славик. Я бы посоветовала тебе извиниться перед учителем.

— Ты не хочешь попросить кого-нибудь из ребят позаниматься с тобой, а затем попросить учителя вызвать тебя к доске решать задачи?

— Ты получил то, что заслужил.

— Пусть эта история станет тебе хорошим уроком.

Герой отвечает на вопросы, выслушивает советы, делает выводы.

Учитель направляет беседу в нужное русло.

Учитель. Какая из помещенных на доске пословиц подходит к данной ситуации? (Что посеешь — то и пожнешь.)

Спасибо тебе, Славик за то, что ты пришел к нам на передачу и рассказал о своей проблеме. Нам всем было полезно задуматься над тем, что мы услышали.

А теперь давайте поиграем. Это ничего, что вы — взрослые. Взрослые тоже очень любят играть, только игры у них все больше интеллектуальные, такие, как та, которую я вам сейчас предлагаю. К тому же хочется проверить, правильно ли вы, взрослые, оцениваете поступки. Я буду называть поступки и положительные, и отрицательные, которые иногда совершают дети, а вы будете говорить хором: «Это хорошо» или «Это плохо».

— Алеша, входя в класс, пропустил вперед Наташу, а Олега не пропустил.

— Миша придумал всем одноклассникам прозвища-дразнилки.

— Юра дал Диме списать домашнее задание.

— Антон застелил постель себе и помог это сделать своему младшему братишке.

— Кирилл поднял кусок валявшегося на земле хлеба и выбросил его в урну.

— Уходя из класса домой, Ксюша навела порядок в своем ранце, мусор оставила на парте.

— Андрей крупными буквами написал на стене школы: «Пусть будет мир во всем мире».

— Наташа, не спросив разрешения родителей, принесла в дом котенка, которого ей подарила подруга.

— Алена подслушала чужой разговор и тут же рассказала об услышанном учительнице.

— Ира на полднике всех сидящих за ее столом развеселила: насыпала соли в компот соседке.

— Оля угостила конфетами всех ребят в классе, кроме одного.

— Максим уронил на пол сушку: сам есть не стал, но угостил ею товарища.

— Гриша попросил папу организовать для учеников его класса экскурсию на кондитерскую фабрику.

Встречаем следующую гостью. Ее зовут Люся.

Люся. Меня зовут Люся. Все ребята в классе боятся, когда я дежурю. Потому что я очень строгая дежурная. Все замечаю и рассказываю учительнице.

Вот, например, сегодня у Зины ленты мятые. У Саши пуговицы на рубашке нет. Леня криво воротничок пришил.

Когда Леня услыхал, что я про него учительнице рассказываю, то закричал на весь класс:

— А ты и так не пришьешь! — И рассказал, что за меня все делает бабушка: и воротник пришивает, и обувь чистит.

Все дети зашумели. А я так разозлилась на Леню! Ну за что он меня так?! Теперь я с ним не разговариваю. Я права?

(По Я. Беганской)

Учитель. Давайте поможем Люсе разобраться в сложившейся ситуации.

Реплики зрителей.

— Мне кажется, это просто некрасиво — обо всем доносить учительнице.

— Я бы посоветовал тебе, Люся, сначала самой научиться все делать, а потом у других проверять.

— Леня достоин уважения за то, что все делает сам, но все-таки он поступил не по-рыцарски: выдал Люсю. Мальчишка так не должен поступать.

— Люся, ты зря рассердилась на Леню, потому что он прав. Тебе стоит первой с ним помириться.

— Я хочу посоветовать Люсе с сегодняшнего же дня попросить бабушку, чтобы та научила ее и воротничок пришивать, и обувь чистить...

— Ты молодец, что пришла на передачу. Это значит, что у тебя есть совесть и ты переживаешь.

Учитель. Какая из пословиц подходит к этому сюжету? (На словах и так и сяк, а на деле никак.)

Спасибо, Люся. Думаю, ты уже решила, как поступить.

Давайте немного отдохнем. Отдохнуть — значит отвлечься на некоторое время от серьезного разговора и заняться чем-либо совершенно противоположным.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - ИГРА

Учитель говорит слова, а его помощники — девочка и мальчик — выполняют соответствующие движения. Затем игра проводится со всеми детьми.

Мы веселые мартышки.

Мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках

И друг другу даже

Язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску.

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я цифру «три»,

Все с гримасами замри!

Раз-два-три!

Встречаем следующего гостя — Дмитрия.

Дима. Здравствуйте. Я хочу рассказать о том, что случилось недавно со мной и моим другом Лешей.

Мы играли во дворе нашего дома. Вдруг мы услышали громкий лай. Собака лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок и жалобно мяукал. Мы остановились неподалеку и стали смотреть, что будет дальше.

В окно выглянула женщина. Она выбежала на крыльцо, отогнала собаку и сердито крикнула нам:

— Как вам не стыдно!

А почему нам должно быть стыдно? Мы же ничего не делали!

(По В. Осеевой)

Учитель. Проблема ясна. Давайте обсудим ее.

Реплики зрителей.

— Вот именно это и плохо, что вы ничего не делали!

— А что, собака была большая? Вы испугались?

— Дима, поставь себя на место этого беззащитного котенка!

— Вы же не девчонки! Могли бы и отогнать собаку!

— Стоять и смотреть, как обижают маленького — это позор!

— А если бы, Дима, это был твой котенок, как бы ты поступил?

Учитель. Какую пословицу мы подберем к данной ситуации? (От добра до худа один шаг.) Мы благодарим Диму за участие в разговоре. Игра окончена, и вы — снова дети. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

Похожие статьи:

Головоломки для 1 класса

Игра «Что? Где? Когда?» для школьников 3-4 класса. Вопросы и ответы

Брейн-ринг в 4 классе. Сценарий

Интеллектуальная игра для учащихся 3 класса

Творческая игра для младших школьников

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!