Игра путешествие в начальной школе на тему: Рыбы

Игра-путешествие для младших школьников «Щука, карп, пескарь и сом нас зовут в свой водоём»

Задачи: расширять кругозор детей; формировать интерес к книге; учить работать с книгой; расширять и углублять представления о рыбах как интересных представителях животного мира.

Планируя игру, дети предлагают следующее: каждой микрогруппе подготовить рассказ о какой-либо рыбе, придумать вопросы об обитателях водоемов, подобрать загадки, пословицы, крылатые выражения о рыбах, нарисовать рыб и сделать выставку рисунков, подобрать игры.

В классе устраивается выставка рисунков и книг, посвященных теме игры. Родители помогают детям в поиске книг, в формулировке вопросов, в построении сообщений, в подборе игр.

Игра проводится в классе. Дети садятся по группам. На столах — книги, рисунки, задания.

Ведущий. Сегодня мы с вами совершим путешествие в таинственный мир, скрытый от наших глаз, в мир существ, обитающих в водах рек, озер, морей и океанов. Они существуют миллионы лет, и за эти годы приобрели множество приспособлений для жизни в водной среде. Мы узнаем только о некоторых из них. Послушаем наших исследователей.

Дети по цепочке по 2—3 предложения рассказывают об одном из видов рыб или водных млекопитающих. Затем проводится небольшая викторина.

I группа

➢ Эта рыба называется ОКУНЬ (показывает картинку). Его легко отличить от других рыб: он горбат, и поперек всего тела у него идут темные полосы. Плавники окуня красного цвета.

➢ Окунь — хищная рыба. Он отличается от других рыб не только внешним видом, но и своими повадками. Он очень силен и проворен, хотя и кажется неуклюжим. По быстроте плавания с ним едва ли какая рыба может сравниться.

➢ Раскрыв огромную пасть, окунь преследует добычу, чаще всего плотвичку, верховку, пескаря, до тех пор, пока та не выбьется из сил. Едва проглотив одну рыбешку, он кидается за другой. Часто из-за своего обжорства он давится и погибает. Вот к чему приводит жадность.

➢ Все тело окуня покрыто мелкими и шершавыми чешуйками, на одном крае чешуйки — маленькие шипики.

Вопросы викторины

1. Кто такие рыбы? Чем они отличаются от других животных? (Рыбы — это обитающие в воде позвоночные животные, у которых конечности в виде плавников. Дышат они жабрами.)

2. Какие рыбы носят названия инструментов? (Рыба- пила, рыба-молот, рыба-топорик, рыба-игла> рыба-бритва, шило морское.)

3. Какие рыбы названы именами наземных животных? (Морской петух, рыба-мотылек, рыба-попугай, морская собачка, морская лисичка, конек морской.)

II группа

➢ Уже по внешнему виду ЩУКИ (показывает картинку) можно судить о ее хищных повадках и необычайном проворстве. Недаром о ней говорят: «Быстрая, как стрела».

➢ Тело у нее длинное, круглое, морда вытянутая. Хвост сильный. Щука напоминает хорошо затесанный кол. Все это помогает рыбе совершать быстрые стремительные броски.

➢ Чешуя у нее мелкая, гладкая и покрыта слизью. Это тоже помогает быстро плавать.

➢ Щука — страшный хищник. Ее пасть усеяна сверху и снизу острыми скрещенными зубами. Она наводит страх на все рыбное население. Зубы сидят не только на челюстях, но и на языке. Если добыча, которую схватила щука, пытается вырваться из ее пасти, зубы приподнимаются и впиваются в нее, словно тысяча острых иголок.

➢ Обычно щука неподвижно лежит на дне среди водорослей. Мимо проплывают мелкие рыбешки, но они щуку не интересуют. Но вот она заметила рыбу покрупнее и стрелой кинулась на добычу. Еще секунда — и рыба забилась в страшной щучьей пасти.

Вопросы викторины

1 Почему рыбы не тонут? (Благодаря плавательному пузырю — толстостенному мешку, заполненному воздухом. Плавательный пузырь играет роль спасательного жилета или круга, только внутреннего.)

2. Что помогает рыбам так хорошо плавать? (Во-первых, в воде они активно двигаются. Во-вторых, при движении они изгибают свое тело волнообразно. В-третьих, помогают плавать плавники: спинной, брюшной и хвостовой. В-четвертых, тело рыб гладкое, да еще покрыто слизью.)

3. Дельфин — это рыба? (Нет, млекопитающее.)

Затем всех приглашают поиграть.

«Рыболовы»

Для игры необходимо иметь три удочки длиною по 1,5 м. К удочкам на леске прикрепляют по проволочному кольцу с внутренним отверстием 30 мм. На расстоянии 1 —1,5 м от «берега» ставят на землю несколько бутылок (кеглей) — это «рыбки». Приглашаются трое игроков. Нужно за возможно короткий срок надеть кольцо на горлышко бутылки и повалить ее — то есть «подсечь рыбку».

Выигрывает тот, кто повалит наибольшее количество кеглей или бутылок в самое короткое время.

III группа

➢ СОМ — самый крупный постоянный житель наших озер и рек. В длину он достигает 5 метров, а весить он может до 300 кг.

➢ У него огромная широкая голова. Тело покрыто толстым слоем слизи. Большая часть пасти вооружена многочисленными очень мелкими, но острыми зубами. Они как бы образуют щетку.

➢ С верхней челюсти свисают два длинных уса, а с нижней челюсти — еще два коротких. Усы помогают сому охотиться. Сом — лентяй. Ему не хочется гоняться за добычей, поэтому он предпочитает «хитрить».

➢ Вот он лежит «поленом» на дне. Над головой извиваются два толстых, хорошо заметных червяка. Это его усы. Увидела червяка рыбка, подплыла. В тот же миг «полено» рванулось с места, раскрыло большую пасть и проглотило рыбешку.

Вопросы викторины

1. В названиях каких рыб есть профессия людей? (Рыба-клоун, рыба-хирург, рыба-пастушок.)

2. Как рыбы защищаются? (У одних рыб для защиты, существуют «панцири» и «кольчуги» — твердые чешуйки самой разнообразной формы. У других тело защищено шипами, колючками и иглами. Есть и ядовитые рыбы, например, морской дракончик.)

3. Кит — рыба? (Нет. Кит — млекопитающее.)

IV группа

➢ НАЛИМ — довольно крупная рыба: ее длина 1 метр и вес до 24 кг. Он предпочитает чистые и холодные водоемы с каменистым дном и медленным течением/

➢ Из всех хищных рыб налим считается самым жадным и прожорливым. Питается мелкой рыбой. Его любимая пища — пескари и ерши.

➢ Представьте, как на дне реки под корягой лежит пятнистое чудовище. Голова у него широкая и плоская, как у большой лягушки, а тело — как у толстой змеи. Пасть огромная, по спине и брюху тянется длинный гребень, под нижней губой — ус.

➢ Лежит это чудище под корягой и спит. Ночью спит и днем спит. Неделю спит, месяц спит. Да не зимой, когда все рыбы засыпают, а летом, потому что любит холод и сумрак. Летом, в теплой воде, ему не по себе: он делается вялым, забирается туда, где попрохладнее, и спит до осени. В это время он ничего не ест и сильно худеет.

➢ Но зато как проснется — берегись, рыба! Налим спуску никому не даст. А вот самого его поймать даже опытному рыбаку не так-то просто. Тело у него такое гладкое и скользкое, что никак его не ухватишь.

Вопросы викторины

Чем питаются рыбы? (Многие рыбы питаются водорослями, водными растениями и илом. Другие — более мелкими рыбешками, рачками, личинками. Есть хищные рыбы, которые едят мелких животных, лягушек, рыб и т. д. По разнообразию питания рыбы стоят на первом месте среди других групп позвоночных животных.)

2. Как размножаются рыбы? (Одни размножаются с помощью икринок, другие сразу рождают маленьких рыбок.)

3. Можно ли по поведению рыб узнать, какая будет погода? (Да. Например, есть рыбка вьюн. Перед ненастьем он поднимается на поверхность и начинает беспокойно метаться. Он может «угадывать» дождь за целые сутки. Таким же «предсказателем» является и сом. Когда он появляется на поверхности воды днем, это предвещает ненастье, грозу или перемену погоды.)

«Рыбачок и рыбки»

На полу чертится большой круг. Один из играющих — «рыбачок» — находится в центре круга. Он приседает на корточки. Остальные играющие — «рыбки», они, обступив круг, хором говорят: «Рыбачок, рыбачок, поймай нас на крючок».

На последнем слове «рыбачок» вскакивает, выбегает из круга и начинает гоняться за «рыбками», которые разбегаются по всей площади. Пойманный становится «рыбачкой» и идет в центр круга.

Конкурс «Узнай по описанию»

1. Эти рыбы живут на больших глубинах, лежа неподвижно на дне на одной стороне своего плоского тела. На верхней, темной, стороне расположены оба глаза. Нижняя, светлая, сторона стала слепой. Они малоподвижны, плавают плохо, зато очень хорошо маскируются под цвет дна. (Камбала)

2. Эта речная, озерная и прудовая рыба очень распространена в наших водоемах. Тело ее покрыто крупными светлыми чешуйками. У нее есть прозвище «водяная свинья» за привычку рыться в иле, в самой гуще донного «мусора». Так же, как и свинья, эта рыба страшно прожорлива и малоподвижна, потому и толстеет быстро. За эту способность рыбу очень ценят и разводят в специальных прудах, подкармливая, чтоб быстрей росла. (Карп)

3. Эта небольшая рыбка живет на песчаном мелководье, любит песчаное дно, отсюда и ее название. Спина и бока ее покрыты темными пятнами, а из углов рта свисают два маленьких усика. Она очень доверчивая, поэтому одной из первых и попадает на крючок. (Пескарь)

4. Очень красивая рыбка: спина у нее коричнево-зеленоватая, на боках золотистая чешуя, отороченная по краю коричневой каемкой. Глаза оранжевые, губы желтые. Прозвище свое она получила за красное «оперенье», то есть окраску плавников. (Красноперка)

5. Это проворная маленькая серебристо-голубая рыбка с узким тельцем, большими, не по размеру глазами и сильно загнутой кверху нижней губой. Так ей удобно глотать мошкару, на которую она охотится ясным утром или вечером. При этом она выпрыгивает из воды. Имя ей дали за клейкую чешую. (Уклейка)

Ведущий. А сейчас проводим аукцион загадок и вопросов об обитателях водных пространств. Побеждает группа, задавшая последний вопрос или загадку.

Загадки

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед.  (Раки)

 

Он в самом омуте живет —

Хозяин глубины,

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны.   (Сом)

 

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.  (Рыбы)

 

Не кузнец, а с клещами,

С длинными усами.

Когда он черен —

Куслив и задорен.

А лишь покраснеет,

Так и присмиреет.   (Рак)

 

Ног нет, а движется,

Перья есть, а не летает,

Глаза есть, а не мигает.  (Рыба)

 

Через море-океан

Плывет чудо-великан,

А ус во рту прячет.  (Кит)

 

Драчун и забияка

Живет в воде,

Кости на спине,

И щука не проглотит.  (Epш)

 

Я по земле не хожу,

Вверх не гляжу,

Гнезда не завожу,

А детей вывожу.   (Рыба)

 

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть — не мигаю,

Крылья есть — не летаю.   (Рыба)

 

В воде мы живем,

Без воды пропадем.  (Рыбы)

Вопросы

- Какая рыба носит имя человека? (Карп)

- Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы и змеи.)

- Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, меч-рыба.)

- Что такое нерест? (Метание икры.)

Невод

Все играющие — «рыбки», кроме двух «рыбаков». «Рыбаки», взявшись за руки, бегут за «рыбкой». Они стараются окружить ее, сомкнув вокруг «рыбки» руки. Постепенно из пойманных «рыбок» составляется целая цепочка — «невод». Теперь «рыбки» ловятся «неводом». Последние две не пойманные «рыбки» являются победителями, при повторении игры они — «рыбаки».

Ведущий. На этом мы заканчиваем игру. Даже то немногое, о чем мы сегодня узнали, свидетельствует о том, что подводный мир удивительно разнообразен и необычен. Я думаю, что вы захотите узнать о нем побольше. Ведь мы убедились, как мало знаем мы об этом таинственном мире — мире «безмолвия».

Похожие статьи:

Экологический праздник в начальной школе. Сценарий

Игры викторины по экологии 3 класс

День птиц. Сценарий праздника в начальной школе

Игра «Поле чудес» о природе для младших школьников

Внеклассное мероприятие в начальной школе на тему: Транспорт

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!